Д.Медведев: Уважаемые дамы и господа, представители средств массовой информации, коллеги!
Мы только что провели очередную сессию Совета коллективной безопасности ОДКБ. И сразу хотел бы сказать: приняты очень серьёзные решения, направленные на совершенствование механизмов коллективной безопасности и существенное укрепление потенциала Организации.
Главное событие саммита – это подписание соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ, соглашения, которое регламентирует самые важные и существенные моменты работы соответствующих сил, а именно: вопросы предназначения, состава и применения вновь создающегося механизма коллективной безопасности государств – членов Организации. В его развитие также подписан целый ряд нормативно-правовых документов. Это, на мой взгляд, конечно, позволит нашим странам гораздо более эффективно реагировать на самые существенные угрозы сегодняшнего дня, а именно: международный терроризм, локальную и трансграничную преступность, включая наркопреступность, и соответствующие локальные и, может быть, региональные конфликты.
Главное событие саммита – это подписание соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ, соглашения, которое регламентирует самые важные и существенные моменты работы соответствующих сил, а именно: вопросы предназначения, состава и применения вновь создающегося механизма коллективной безопасности государств – членов Организации.
По итогам встречи принято также совместное заявление, отражающее нашу общность подходов к основным актуальным международным вопросам, даны оценки текущей внешнеполитической ситуации, международной ситуации с учётом, конечно, тех региональных угроз, которые существуют в зоне действия ОДКБ. Стремление государств – членов ОДКБ к более тесной координации внешнеполитической линии – это, конечно, общий залог укрепления безопасности наших стран. И сегодня нам крайне важно сочетать союзническое взаимодействие в рамках ОДКБ с развитием сотрудничества и сопряжением усилий с другими авторитетными международными организациями, такими, например, как Шанхайская организация сотрудничества, саммит которой, вы знаете, откроется буквально в ближайшие дни, а также ЕврАзЭС.
Коллеги по ОДКБ выразили поддержку другим инициативам, которые мы неоднократно обсуждали, я думаю, что в том числе и такой инициативе, как договор о европейской безопасности, по которому мы уже неоднократно проводили обмен мнениями. Эта работа будет также продолжена в интересах всех членов ОДКБ.
Мы подписали и ряд других документов, в частности, они определяют приоритеты совместной работы на период до 2012 года. Одобрены основные направления действий по реформированию системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации. Цель этого документа – предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных аварий.
Кроме того, подписан План действий по созданию коллективной системы противодействия незаконной миграции.
В заключение своего выступления я хотел бы поблагодарить Президента Армении Сержа Азатовича Саргсяна за ту большую и продуктивную работу на посту Председателя ОДКБ, которую Серж Азатович вёл. С учётом ряда организационных вопросов, я об этом только что говорил на пленарном заседании, Российская Федерация приняла на себя техническое председательство в Организации на период до принятия окончательных решений о председательстве. Я думаю, что в ближайшее время мы определимся, и будет сделано всё, чтобы механизмы Организации в этом смысле работали бесперебойно и эффективно.
Спасибо.
Вопрос: У меня вопрос к обоим президентам. Вопрос состоит из двух частей. Как вы оцениваете подписанное сегодня соглашение по Коллективным силам оперативного реагирования в контексте дальнейшего развития ОДКБ? И второй вопрос: как вы оцениваете эффективность деятельности Армении на посту Председателя ОДКБ? Спасибо.
Д.Медведев: Мы с Сержем Азатовичем договорились в коридоре, что сначала я начну отвечать, а Серж Азатович подумает, что дополнить. Но с учётом того, что я уже, по сути, оценил и соглашение о КСОР, и потенциал Организации, мне остаётся добавить несколько таких, может быть, ещё дополнительных штрихов.
В чём они заключаются? Мы в декабре прошлого года на неформальном саммите, который был в Казахстане, выработали идею о том, чтобы дать новый импульс нашим силам, которые действуют на пространстве ОДКБ, и переформатировать силы быстрого развёртывания в силы специального реагирования, оперативного реагирования. Но это не терминологическое изменение, это не желание создать на базе существующих сил какие‑то близкие по потенциалу подразделения. Это достаточно кардинальные изменения наших представлений о том, что из себя должны представлять коллективные силы.
Конечно, они должны быть мобильными, но в то же время они должны быть достаточными для реагирования на самые основные, самые большие, самые сложные угрозы. Я имею в виду и терроризм, и преступность, и другие региональные вызовы и конфликты. Поэтому они должны быть компактными, но не маленькими. Они должны быть способны решать самые разные задачи. Они должны быть укомплектованы по последнему слову военной техники. Они должны иметь все необходимые атрибуты для эффективной работы. И то, что мы сегодня сделали, подписав соглашение о КСОР, это как раз шаг к тому, чтобы создать именно такие силы, с которыми будут считаться и которые реально смогут отражать самые разные угрозы. Я говорил в прошлый раз практически с этого же самого места о том, что прежние силы оперативного развёртывания, быстрого развёртывания, они хоть и были созданы, но ни разу ничего не сделали и ни разу не собирались. Поэтому их эффективность соответствующая.
Для того чтобы эти силы «встали на крыло», что называется, они должны быть быстрыми, и они должны быть укомплектованы всем необходимым. Но самое главное, должны проходить учения, должны проходить совместные операции. Только таким образом может быть создана действующая серьёзная группировка, с которой, ещё раз повторю, будут считаться. Только таким образом можно отработать войсковые навыки и навыки спецподразделений, для того чтобы решать очень сложные задачи, с которыми сталкиваются все наши государства и отдельные государства при решении тех или иных задач.
Поэтому я считаю, что это серьёзный шаг вперёд. Хорошо, что мы договорились. Были дискуссии, ряд государств пока думает по поводу того, участвовать им в этих силах или нет. Я ничего драматического в этом не вижу, в конце концов и другие силы подобного рода создавались не за один день, и не сразу у них возникали все участники одномоментно. Мы готовы к тому, чтобы наши партнёры, которые пока эти документы не подписали, в конечном счёте, подумав и оценив эту ситуацию, вышли на их подписание. Я имею в виду и Узбекистан, у которого есть ряд сомнений, но который не закрыл для себя эту дорогу, и Президент Узбекистана сказал, что он будет думать над рядом вопросов, и мы вернёмся к обсуждению этой темы. И Белоруссия, которая просто на сегодняшнем саммите ОДКБ отсутствует, но мы надеемся, что вернётся к соответствующим переговорам и примет решение об участии в КСОР, тем более что до этого и та, и другая страна поддержали создание соответствующих Коллективных сил оперативного реагирования.
С.Саргсян: Коллективные силы оперативного реагирования, по‑моему, это материализация тех идей, которые заложены в основу Договора о коллективной безопасности. Я уверен, что за последний год мы наполнили конкретным содержанием очень многие принятые решения.
Год тому назад, когда Армения приняла председательствование, я говорил, что и Армения, и члены стран, члены Договора о коллективной безопасности, будут работать не только над выполнением ранее принятых решений, но и найдут новые идеи, как обогатить наш Договор. Я думаю, что было сделано много полезного. Я отмечаю только два момента. Первый – это создание Коллективных сил оперативного реагирования и второй момент – более тесная координация нашей внешнеполитической деятельности. Мы впервые собрались перед заседанием Генеральной Ассамблеи ООН, перед заседанием министров иностранных дел ОБСЕ и выработали конкретные подходы к конкретным вопросам.
Я думаю, что только эти два момента говорят о том, что за год нами была проделана существенная и серьёзная работа.
Вопрос: У меня вопрос к Дмитрию Анатольевичу. Вы уже отметили отсутствие белорусской делегации. Хотелось бы спросить в развитие этой темы. Сегодня просто стало ясно, что некоторые проблемы в российско-белорусских отношениях затронули деятельность целой Организации, я имею в виду ОДКБ, в некотором смысле.
Хотелось бы узнать: как президентам удалось на этот раз выйти из этой ситуации? Не скажется ли впредь на эффективности ОДКБ такое поведение отдельных её членов? Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Вы знаете, я надеюсь, что не скажется на эффективности деятельности ОДКБ отдельная позиция того или иного государства.
Во‑первых, начну с того, что каждое государство имеет право на самостоятельную позицию применительно к членству в той или иной организации, и в этом ничего удивительного нет, такие случаи происходили и до того. Самое главное, на мой взгляд, чтобы мы научились отделять двусторонние проблемы от наших многосторонних решений.
Но вот то, что произошло сегодня, я имею в виду решение белорусской стороны о том, чтобы не участвовать в сегодняшнем саммите ОДКБ, в конце концов это решение одного государства, мы относимся к нему с уважением. Но мне это решение понятно не до конца, потому что в конечном счёте делать заложником многосторонний формат, [делать его] зависимым от тех или иных двусторонних проблем мне представляется неверным. Дело в том, что все двусторонние проблемы должны решаться в ходе консультаций, которые, строго говоря, с нашими белорусскими партнёрами и велись, в том числе и по молочной теме. Это технический вопрос, хотя я напомню, что наши белорусские партнёры потребляют довольно значительные ресурсы, которые предоставляются из Российской Федерации, я имею в виду финансовые ресурсы, и, с другой стороны, поставляют на территорию России по экспорту приблизительно 93 процента от того, что они вообще экспортируют, я имею в виду в области мясомолочной продукции, а по мясу практически 100 процентов.
О чём это говорит? Россия для Белоруссии – очень важный рынок, и мы это понимаем. В то же время, когда мы работаем по таким вопросам, желательно соблюдать правила, желательно соблюдать квоты, которые существуют на поставки. И это в общем и целом был бы технический вопрос, который можно было бы разрешить достаточно быстро, если бы не его избыточная политизация, а тем более желание связать решение ОДКБ с двусторонним вопросом, сколь бы важным он ни был для Белоруссии.
И хотел бы сказать, что в такой ситуации обычно принято поступать по‑партнёрски. Что это означает? Неплохо бы трубку телефонную снять и позвонить. Так ведь не было этого сделано. Александр Григорьевич Лукашенко не звонил мне по телефону и не говорил о том, что он собирается принять решение о том, чтобы не приезжать. Хотя сотрудники его администрации звонили нам.
Мне представляется, что экономические вопросы желательно разрешать путём непосредственных контактов, а не переваливая бремя ответственности за двусторонние экономические проблемы на многосторонний формат, который обеспечивает жизнь и безопасность в целом ряде государств. Но в конечном счёте это, конечно, решение наших партнёров. Мы к нему относимся спокойно, мы не драматизируем ничего.
Я уверен, что белорусская сторона оценит все преимущества возвращения к обсуждению вопроса о членстве в соответствующей организации и подписании договора о Коллективных силах оперативного реагирования, тем более что до этого наши белорусские партнёры согласились со всем. Поэтому я надеюсь, что эта мясомолочная истерика не испортит в конечном счёте работы по Коллективным силам оперативного реагирования и для самой Белоруссии, потому что преимущества здесь совершенно очевидные. И самое главное – отделять зёрна от плевел, самое главное – принимать взвешенные экономические и политические решения. Мы надеемся на то, что в ближайшее время все эти процессы будут завершены.