Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Мы с вами собрались сегодня, чтобы поговорить о ситуации на Северном Кавказе. Тема нашего расширенного оперативного совещания Совета Безопасности называется таким образом: «О мерах по устранению угроз национальной безопасности Российской Федерации на территории Южного федерального округа». Несколько слов до начала обсуждения этого вопроса я скажу, потом мы с вами поговорим по практическим вопросам.
Ситуация, несмотря на то что предпринималось в последнее время, последние годы, остаётся непростой, несмотря даже на реальные достижения последнего периода. Мы принимали ряд решений, которые, по сути, знаменуют общее изменение картины, в том числе я имею в виду и отмену режима контртеррористической операции в Чеченской Республике. Тем не менее расслабляться мы не можем, события последнего периода доказывают это со всей очевидностью.
Я приведу буквально несколько цифр о том, как обстоят дела. В целом в 2009 году в республиках Северного Кавказа было совершено 308 преступлений террористической направленности (из них один террористический акт, который произошёл в Чеченской Республике, где возбуждено производство по статье 205 Уголовного кодекса, и 307 преступлений общетеррористической направленности, из которых приблизительно 104–105 преступлений связаны с подрывами). В прошлом году за этот же период было 312 таких проявлений. В результате преступлений погибло 75 сотрудников силовых структур, 48 гражданских людей погибло. Общее количество бандитов, которые были ликвидированы в этом году, составляет 112 человек – это реальный результат работы.
Работа по наведению порядка, по уничтожению террористического отребья должна быть продолжена вне зависимости от того, какой режим у нас действует. Мы должны вести эту работу на всех территориях Южного федерального округа, Северного Кавказа независимо, ещё раз подчёркиваю, от правовых режимов, потому что это вопрос безопасности, это вопрос жизни и здоровья наших людей.
Поэтому работа по наведению порядка, по уничтожению террористического отребья должна быть продолжена вне зависимости от того, какой режим у нас действует. Мы должны вести эту работу на всех территориях Южного федерального округа, Северного Кавказа независимо, ещё раз подчёркиваю, от правовых режимов, потому что это вопрос безопасности, это вопрос жизни и здоровья наших людей.
Тем более ситуация развивается по‑разному. И, несмотря на общую позитивную социально-экономическую составляющую (даже несмотря на кризис), происходят очень тяжёлые и печальные события, в частности, несколько дней тому назад – вы знаете – произошёл теракт, в результате которого был убит Министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров. Это циничный вызов власти, циничный вызов всему нашему государству, и правоохранительные структуры должны сделать всё, чтобы быстро обнаружить преступников и предать их суду.
Я хотел бы также проинформировать вас, что мною принято решение о присвоении Адильгерею Магомедтагирову звания Героя Российской Федерации посмертно. Предлагаю почтить память наших товарищей. (Минута молчания.)
Когда мы говорим о сохраняющихся угрозах, мы, конечно, должны смотреть в корень проблем. Я думаю, что ни для кого не секрет из здесь присутствующих, что эти проблемы на Северном Кавказе, на юге нашей страны носят системный характер.
Что я имею в виду? Это и сохраняющаяся относительная бедность населения, очень высокий уровень безработицы, огромные масштабы коррупции, просто чудовищные масштабы коррупции, системные деформации в государственном управлении на региональном уровне, когда эффективность органов власти является крайне низкой. И, к сожалению, зачастую (это не везде) это сопровождается и утратой доверия к власти, утратой авторитета власти. Этого допускать нельзя.
Есть, конечно, и внешние факторы, такие как экстремизм, который нам поставляется из‑за рубежа, уроды всякие, которые приезжают для того, чтобы на нашей территории гадить. Но не эти проблемы являются системными. Мы понимаем, что качество жизни в Южном федеральном округе, в республиках Северного Кавказа, к сожалению, зачастую уступает среднероссийскому, несмотря на работу, которая ведётся, и определённые успехи, которые достигнуты за последние годы. Их нет смысла отрицать. Тем не менее валовой внутренний продукт, который падает на душу населения, в несколько раз, как правило, ниже среднероссийского. Уровень промышленного производства тоже в разы ниже, хотя есть многие сферы, по которым происходят и позитивные изменения. Очень большой проблемой является безработица, о чём я говорил. И чем лучше мы её будем решать, чем более скоординированно мы будем работать, тем лучше будут результаты.
Есть вопрос организации собственного бизнеса. К сожалению, мы знаем, что в республиках Северного Кавказа существует критическая зависимость от дотаций федерального бюджета – такова структура экономики. Она складывалась десятилетиями, это не то что произошло сегодня или вчера. Тем не менее наша задача заключается в том (совместная задача – и федерального центра, и руководителей территорий Северного Кавказа, Южного федерального округа в целом), чтобы такого рода зависимость от федерального бюджета для части территорий преодолевать, развивать бизнес, развивать собственные услуги, индивидуальное хозяйство. Только таким образом можно выправить ситуацию. Именно эти вопросы создают тот основной негативный фон, который и провоцирует преступную активность. Это мы с вами понимаем. Экономические способы реагирования на эту ситуацию, безусловно, тоже важны и необходимы. Мы сегодня о них поговорим. Но мне бы хотелось сконцентрироваться сейчас несколько на другом. Мы понимаем, что угрозы будут сохраняться в том случае, если мы не сможем качественным образом противостоять проблемам, которые существуют, проблемам уже нашим внутренним на Северном Кавказе, таким как клановость, воровство, взятки, которые берутся везде. Если мы не сможем найти правильный ответ на эти угрозы, мы так и будем бороться с террористами. А именно эти проявления в конечном счёте ведут к дестабилизации.
Мы должны подготовить с вами комплекс мер, который направлен на противодействие этим угрозам и нейтрализацию преступников, что, как мне представляется, может быть сделано в результате нашего сегодняшнего совещания. Я думаю, что здесь есть пространство для работы всем присутствующим: и руководителям правоохранительных органов, и руководителям субъектов Федерации. Я думаю, что Национальному антитеррористическому комитету вместе с округом нужно подготовить перечень мероприятий, которые направлены на предотвращение террористических актов, на минимизацию последствий, а также подготовить перечень организационных и иных мер, направленных на пресечение преступной деятельности бандподполья, причём эти меры должны быть самые жёсткие, самые решительные и самые эффективные.
Мы должны вернуться к вопросам финансирования такого рода действий. Надо перекрыть все каналы, которые существуют для подпитки преступников, посмотреть и на внутренние каналы, и на зарубежные каналы. Есть необходимость провести работу, касающуюся наркотического направления. Антинаркотическая деятельность, по сути, идёт рука об руку вместе с борьбой с терроризмом. Мы понимаем, что деньги наркотического свойства, деньги, которые получены от реализации наркотиков, в конечном счёте идут и на подпитку террористов. И мы все находимся сегодня в ситуации, когда наши ближайшие соседи, к сожалению, поставляют такого рода проблемы нам. Мы вместе с ними должны бороться против этих угроз, естественно, что это тоже осложняет ситуацию на Кавказе.
Нам необходимо подумать над судебной практикой по таким делам, с тем чтобы те материалы, которые готовят следователи, не рассыпались в судах либо в результате коррупции, либо в результате некачественной подготовки самих материалов. Судебная практика должна быть полностью сориентирована на то, чтобы качественным образом изобличать преступников, привлекать их к уголовной ответственности и выносить справедливые приговоры по таким преступлениям. Ну и, конечно, меры общеэкономического реагирования, то, что, собственно говоря, сегодня делается и Правительством, и руководителями субъектов Федерации, которые здесь представлены. Это тоже важнейший элемент нашей с вами работы.
Уважаемые коллеги, я предлагаю начать наше совещание.
Я просил бы сообщение сделать полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе. Пожалуйста, Владимир Васильевич Устинов.
В.Устинов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые участники совещания!
Ещё в сентябре прошлого года на оперативном совещании Совета Безопасности мы констатировали, что в последние годы в развитии Южного федерального округа в целом преобладала позитивная динамика. Однако необходимо признать, что уже с начала этого года мировой экономический кризис затронул и Россию, существенно осложнив социально-экономическую обстановку в нашем округе.
В ряде субъектов Федерации снизились темпы экономического развития, увеличилась безработица, усилилось недовольство населения властью. Разумеется, нельзя забывать о том, что в нескольких регионах, в частности, в республиках Ингушетия, Дагестан, Чеченской и Кабардино-Балкарской республиках сохраняется сложная оперативная обстановка. Очевидно, что дальнейшее обострение экономических и социальных проблем будет играть на руку тем силам, которые заинтересованы в дестабилизации обстановки на Северном Кавказе, создании здесь зоны долговременного так называемого управляемого конфликта.
Полагаю, что сейчас особенно важно дать взвешенную объективную оценку обстановки, складывающейся на юге России, определить приоритетные задачи, решение которых позволит не только справиться с кризисом, но и создать предпосылки для устойчивого развития этого региона. Хотя, как было указано Президентом, усилия государства по стабилизации обстановки на Северном Кавказе дают положительные результаты. Так, 16 апреля Национальный антитеррористический комитет снял режим контртеррористической операции в Чеченской Республике. Полагаем, что это шаг в верном направлении, республика получит новые возможности для решения своих социально-экономических проблем, что отвечает интересам чеченского народа.
Спасибо.
Д.Медведев: Давайте продолжим. Несколько слов, пожалуйста, Министр внутренних дел Российской Федерации Рашид Гумарович Нургалиев.
Р.Нургалиев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые участники расширенного оперативного совещания Совета Безопасности!
Рост проявлений экстремизма в течение последних лет вызывает обоснованное беспокойство общества, реально угрожает стабильности государственного строя и служит питательной средой и идеологическим фундаментом для пополнения террористических бандгрупп. На территории Южного федерального округа оперативная обстановка по линии противодействия экстремизму характеризуется как напряжённая. Особую обеспокоенность вызывает ситуация в республиках Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия – Алания и Кабардино-Балкарской Республике, в которых наблюдается наибольшее число экстремистских проявлений террористической направленности.
В Северо-Кавказском регионе в конце прошлого года и в текущем году пресечена деятельность более десятка бандформирований из числа приверженцев крайнего радикального течения – ваххабизма, не имеющего ничего общего с основами традиционного ислама, который традиционно исповедует Северный Кавказ. Отмечаются попытки экспансии радикального ислама, вытеснения мусульманского духовенства, исповедующего традиционный ислам, занимающего твёрдую гражданскую позицию, лицами, прошедшими обучение в религиозных центрах за рубежом. В этой связи, на наш взгляд, необходима реализация общегосударственной системы мер с участием духовного управления мусульман России по противодействию распространению религиозного экстремизма, включающей в себя ряд конкретных мер и предложений.
Мне кажется, что любые проявления экстремизма сегодня крайне негативно влияют на социально-общественную, политическую обстановку в регионе. И для этого есть соответствующие меры противодействия. Прежде всего укрепление межведомственного оперативного информационного взаимодействия с органами юстиции, Федеральной службы безопасности, органами исполнительной власти и институтами гражданского общества.
Системной основой этого является совместное распоряжение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД и Федеральной службы безопасности от 16 декабря 2008 года, в рамках реализации которого мы вместе уже определили перечень организаций, использующих в своей деятельности экстремистские методы, и разработали методики по выявлению, предупреждению, пресечению экстремистской деятельности, в том числе общественных и религиозных объединений.
Кроме того, также были выработаны и предложения по механизму совместных действий по пресечению попыток использования экстремистами сети интернет.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
Александр Васильевич Бортников – директор ФСБ. Несколько слов тоже скажите.
А.Бортников: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Действительно, ситуация на территории Северо-Кавказского региона остаётся сложной, и на сегодняшний день следует констатировать: статистика свидетельствует о том, что в Республике Дагестан осуществляется определённая активизация деятельности бандитов. Это связано прежде всего с нападением бандитов на сотрудников правоохранительных органов, духовенства, представителей органов власти.
В целях модернизации этой деятельности мною как руководителем Национального антитеррористического комитета были даны соответствующие указания по линии НАКа и федерального оперативного штаба. Буквально недавно мы с Муху Гимбатовичем [Алиевым] говорили, и он провёл заседание антитеррористической комиссии в республике, на котором были выработаны соответствующие меры по профилактике и противодействию и террористической, и экстремистской деятельности.
Я хочу сказать, что на сегодняшний момент по линии Федеральной службы безопасности наша оперативная составляющая в Дагестане усилена. Работают соответствующие определённые группы по линии правоохранительных органов и спецслужб, а также Следственного комитета, в том числе по делу об убийстве Магомедтагирова. Будем делать всё, чтобы, конечно же, раскрыть это преступление.
Следует отметить, что работа на территории Северо-Кавказского региона ведётся на плановой основе в целом, и за эти полгода проведена 21 контртеррористическая операция. Результаты Вы уже обнародовали, сказали о них, но в то же время хочу сказать, что на этом работа не останавливается. Мы видим, что бандитское подполье огрызается, к большому сожалению, перестраивается, использует другие возможности в своей противоправной деятельности. Нами предпринимаются необходимые меры по линии и правоохранительного блока, и непосредственно федерального оперативного штаба, чтобы повысить эффективность использования сил и средств по противодействию преступлениям террористической и экстремистской направленности. Все необходимые меры мы подготовили и доложим Вам.
Д.Медведев: Спасибо. Теперь будем уже работать в закрытом режиме. Буквально несколько слов в завершение.
Всё, что мы сегодня с вами наметим, – это не просто очередной набор предложений, это должны быть конкретные, абсолютно взвешенные меры как организационного, так и законодательного порядка. У нас здесь присутствуют наши коллеги, которые возглавляют наш парламент, верхнюю палату и нижнюю палату. Поэтому по результатам этой работы мы должны будем с вами определиться также с тем, какие изменения в законодательство о противодействии терроризму, в борьбе с преступностью нам ещё необходимы. Я в своём вступительном слове говорил о практике применения соответствующих норм уголовного кодекса. Но мы понимаем, что Уголовный кодекс, как и Уголовно-процессуальный кодекс, уголовно-исполнительное законодательство, – это не какой‑то раз и навсегда данный канон, это живой материал, который мы должны приспосабливать под потребности сегодняшнего дня. Поэтому если мы где‑то увидим необходимость либо в усилении уголовной ответственности, либо в дифференциации наказания за те или иные преступные проявления, либо, напротив, мы посчитаем правильным принять какие‑то решения, направленные на изменение процедур привлечения к ответственности, – мы должны к этому относиться открыто, спокойно и, обсудив это с общественностью тем не менее, двигаться в этом направлении.
Ещё раз подчёркиваю: задачи сегодняшнего дня диктуют в ряде случаев и необходимость изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, не говоря уже об общеэкономическом законодательстве, которое мы совершенствуем в целях развития региона южной России, развития Северного Кавказа. Это та работа, которой мы занимаемся постоянно.
<…>