Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Мы с вами собрались сегодня, чтобы поговорить о ситуации на Северном Кавказе. Тема нашего расширенного оперативного совещания Совета Безопасности называется таким образом: «О мерах по устранению угроз национальной безопасности Российской Федерации на территории Южного федерального округа». Несколько слов до начала обсуждения этого вопроса я скажу, потом мы с вами поговорим по практическим вопросам.
Ситуация, несмотря на то что предпринималось в последнее время, последние годы, остаётся непростой, несмотря даже на реальные достижения последнего периода. Мы принимали ряд решений, которые, по сути, знаменуют общее изменение картины, в том числе я имею в виду и отмену режима контртеррористической операции в Чеченской Республике. Тем не менее расслабляться мы не можем, события последнего периода доказывают это со всей очевидностью.
Я приведу буквально несколько цифр о том, как обстоят дела. В целом в 2009 году в республиках Северного Кавказа было совершено 308 преступлений террористической направленности (из них один террористический акт, который произошёл в Чеченской Республике, где возбуждено производство по статье 205 Уголовного кодекса, и 307 преступлений общетеррористической направленности, из которых приблизительно 104–105 преступлений связаны с подрывами). В прошлом году за этот же период было 312 таких проявлений. В результате преступлений погибло 75 сотрудников силовых структур, 48 гражданских людей погибло. Общее количество бандитов, которые были ликвидированы в этом году, составляет 112 человек – это реальный результат работы.
Поэтому работа по наведению порядка, по уничтожению террористического отребья должна быть продолжена вне зависимости от того, какой режим у нас действует. Мы должны вести эту работу на всех территориях Южного федерального округа, Северного Кавказа независимо, ещё раз подчёркиваю, от правовых режимов, потому что это вопрос безопасности, это вопрос жизни и здоровья наших людей.
Тем более ситуация развивается по‑разному. И, несмотря на общую позитивную социально-экономическую составляющую (даже несмотря на кризис), происходят очень тяжёлые и печальные события, в частности, несколько дней тому назад – вы знаете – произошёл теракт, в результате которого был убит Министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров. Это циничный вызов власти, циничный вызов всему нашему государству, и правоохранительные структуры должны сделать всё, чтобы быстро обнаружить преступников и предать их суду.
Я хотел бы также проинформировать вас, что мною принято решение о присвоении Адильгерею Магомедтагирову звания Героя Российской Федерации посмертно. Предлагаю почтить память наших товарищей. (Минута молчания.)
Когда мы говорим о сохраняющихся угрозах, мы, конечно, должны смотреть в корень проблем. Я думаю, что ни для кого не секрет из здесь присутствующих, что эти проблемы на Северном Кавказе, на юге нашей страны носят системный характер.
Что я имею в виду? Это и сохраняющаяся относительная бедность населения, очень высокий уровень безработицы, огромные масштабы коррупции, просто чудовищные масштабы коррупции, системные деформации в государственном управлении на региональном уровне, когда эффективность органов власти является крайне низкой. И, к сожалению, зачастую (это не везде) это сопровождается и утратой доверия к власти, утратой авторитета власти. Этого допускать нельзя.
Работа по наведению порядка, по уничтожению террористического отребья должна быть продолжена вне зависимости от того, какой режим у нас действует. Мы должны вести эту работу на всех территориях Южного федерального округа, Северного Кавказа независимо, ещё раз подчёркиваю, от правовых режимов, потому что это вопрос безопасности, это вопрос жизни и здоровья наших людей.
Есть, конечно, и внешние факторы, такие как экстремизм, который нам поставляется из‑за рубежа, уроды всякие, которые приезжают для того, чтобы на нашей территории гадить. Но не эти проблемы являются системными. Мы понимаем, что качество жизни в Южном федеральном округе, в республиках Северного Кавказа, к сожалению, зачастую уступает среднероссийскому, несмотря на работу, которая ведётся, и определённые успехи, которые достигнуты за последние годы. Их нет смысла отрицать. Тем не менее валовой внутренний продукт, который падает на душу населения, в несколько раз, как правило, ниже среднероссийского. Уровень промышленного производства тоже в разы ниже, хотя есть многие сферы, по которым происходят и позитивные изменения. Очень большой проблемой является безработица, о чём я говорил. И чем лучше мы её будем решать, чем более скоординированно мы будем работать, тем лучше будут результаты.
Есть вопрос организации собственного бизнеса. К сожалению, мы знаем, что в республиках Северного Кавказа существует критическая зависимость от дотаций федерального бюджета – такова структура экономики. Она складывалась десятилетиями, это не то что произошло сегодня или вчера. Тем не менее наша задача заключается в том (совместная задача – и федерального центра, и руководителей территорий Северного Кавказа, Южного федерального округа в целом), чтобы такого рода зависимость от федерального бюджета для части территорий преодолевать, развивать бизнес, развивать собственные услуги, индивидуальное хозяйство. Только таким образом можно выправить ситуацию. Именно эти вопросы создают тот основной негативный фон, который и провоцирует преступную активность. Это мы с вами понимаем. Экономические способы реагирования на эту ситуацию, безусловно, тоже важны и необходимы. Мы сегодня о них поговорим. Но мне бы хотелось сконцентрироваться сейчас несколько на другом. Мы понимаем, что угрозы будут сохраняться в том случае, если мы не сможем качественным образом противостоять проблемам, которые существуют, проблемам уже нашим внутренним на Северном Кавказе, таким как клановость, воровство, взятки, которые берутся везде. Если мы не сможем найти правильный ответ на эти угрозы, мы так и будем бороться с террористами. А именно эти проявления в конечном счёте ведут к дестабилизации.
Мы должны подготовить с вами комплекс мер, который направлен на противодействие этим угрозам и нейтрализацию преступников, что, как мне представляется, может быть сделано в результате нашего сегодняшнего совещания. Я думаю, что здесь есть пространство для работы всем присутствующим: и руководителям правоохранительных органов, и руководителям субъектов Федерации. Я думаю, что Национальному антитеррористическому комитету вместе с округом нужно подготовить перечень мероприятий, которые направлены на предотвращение террористических актов, на минимизацию последствий, а также подготовить перечень организационных и иных мер, направленных на пресечение преступной деятельности бандподполья, причём эти меры должны быть самые жёсткие, самые решительные и самые эффективные.
Мы должны вернуться к вопросам финансирования такого рода действий. Надо перекрыть все каналы, которые существуют для подпитки преступников, посмотреть и на внутренние каналы, и на зарубежные каналы. Есть необходимость провести работу, касающуюся наркотического направления. Антинаркотическая деятельность, по сути, идёт рука об руку вместе с борьбой с терроризмом. Мы понимаем, что деньги наркотического свойства, деньги, которые получены от реализации наркотиков, в конечном счёте идут и на подпитку террористов. И мы все находимся сегодня в ситуации, когда наши ближайшие соседи, к сожалению, поставляют такого рода проблемы нам. Мы вместе с ними должны бороться против этих угроз, естественно, что это тоже осложняет ситуацию на Кавказе.
Нам необходимо подумать над судебной практикой по таким делам, с тем чтобы те материалы, которые готовят следователи, не рассыпались в судах либо в результате коррупции, либо в результате некачественной подготовки самих материалов. Судебная практика должна быть полностью сориентирована на то, чтобы качественным образом изобличать преступников, привлекать их к уголовной ответственности и выносить справедливые приговоры по таким преступлениям. Ну и, конечно, меры общеэкономического реагирования, то, что, собственно говоря, сегодня делается и Правительством, и руководителями субъектов Федерации, которые здесь представлены. Это тоже важнейший элемент нашей с вами работы.
Уважаемые коллеги, я предлагаю начать наше совещание.
***
Спасибо. Теперь будем уже работать в закрытом режиме. Буквально несколько слов в завершение.
Всё, что мы сегодня с вами наметим, – это не просто очередной набор предложений, это должны быть конкретные, абсолютно взвешенные меры как организационного, так и законодательного порядка. У нас здесь присутствуют наши коллеги, которые возглавляют наш парламент, верхнюю палату и нижнюю палату. Поэтому по результатам этой работы мы должны будем с вами определиться также с тем, какие изменения в законодательство о противодействии терроризму, в борьбе с преступностью нам ещё необходимы. Я в своём вступительном слове говорил о практике применения соответствующих норм уголовного кодекса. Но мы понимаем, что Уголовный кодекс, как и Уголовно-процессуальный кодекс, уголовно-исполнительное законодательство, – это не какой‑то раз и навсегда данный канон, это живой материал, который мы должны приспосабливать под потребности сегодняшнего дня. Поэтому если мы где‑то увидим необходимость либо в усилении уголовной ответственности, либо в дифференциации наказания за те или иные преступные проявления, либо, напротив, мы посчитаем правильным принять какие‑то решения, направленные на изменение процедур привлечения к ответственности, – мы должны к этому относиться открыто, спокойно и, обсудив это с общественностью тем не менее, двигаться в этом направлении.
Ещё раз подчёркиваю: задачи сегодняшнего дня диктуют в ряде случаев и необходимость изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, не говоря уже об общеэкономическом законодательстве, которое мы совершенствуем в целях развития региона южной России, развития Северного Кавказа. Это та работа, которой мы занимаемся постоянно.
<…>