Д.Медведев: Уважаемые коллеги! Сегодня я подписал Бюджетное послание о бюджетной политике на период с 2010 по 2012 год. Я уже как‑то объяснял, с чем связано решение публично представить данный документ. Это решение связано с необходимостью акцентировать ваше внимание на его ключевых позициях и в целом – естественно, с учётом значимости этого документа для жизни страны в ближайшее время. Поэтому сюда приглашены те, кто имеет самое прямое отношение к реализации задач, вытекающих из Бюджетного послания Президента.
Мы все понимаем, в какой сложной ситуации находится страна, экономика. Глобальный экономический кризис далёк от завершения. В 2009 году, к сожалению, мы ожидаем более глубокий, по сравнению с теми первоначальными прогнозами, которые были, спад валового внутреннего продукта. Резкое падение государственных доходов, вызванное глобальным кризисом, заставило нас откорректировать бюджет на текущий год. Впервые за последние десять лет расходы будут выше доходов. Дефицит бюджета составит не менее 7 процентов валового внутреннего продукта, и это ещё оптимистическая цифра. При этом накопленные резервы позволяют нам выполнять социальные обязательства, а также расходовать серьёзные средства на антикризисную политику. Это безусловно и принципиально важно. В результате в 2009 году мы не снижаем, а увеличиваем расходы по сравнению с исходным вариантом государственного бюджета. Это, кстати, делают и другие государства, которые находятся сейчас в сложном положении, то есть, иными словами, все развитые государства.
Все мы здесь хорошо осведомлены о цифрах и о фактах, и я думаю, что согласимся с теми выводами, которые для всех сегодня очевидны. Что я имею в виду? Макроэкономическая стабильность является фундаментальным условием развития экономики. Исходя из этого бюджетное планирование должно базироваться на консервативных оценках будущей динамики цен на сырьевые ресурсы. Конечно, цены могут оказаться и выше. И для нас это было бы, безусловно, лучше. Но рисковать исполнением обязательств мы не имеем права.
Необходимо и разумное сдерживание государственных расходов. Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности в стране. И здесь нам придётся искать золотую середину. Но мы должны ясно понимать, что принятые нами решения, прежде всего о реформировании пенсионной системы, а также о приоритетности задач модернизации и технологического развития нашей экономики, потребуют и серьёзного изменения структуры бюджета. Он должен наконец превратиться в один из ключевых факторов, инструментов достижения наших долгосрочных целей. Бюджетная политика также должна быть адаптирована к изменившимся условиям, но сиюминутные проблемы, даже в условиях кризиса, не могут решаться в ущерб долгосрочным задачам.
Исходя из этого, считаю правильным выполнение следующих основных задач, бюджетных задач. Этих задач всего десять.
Первая – это исполнение социальных обязательств и придание им более адресного характера. В этой сфере нужно последовательно расширять полномочия региональных органов власти. Именно они с учётом местной специфики должны определять, какие именно конкретные программы социальной поддержки должны реализовываться с учётом уровня доходов получателей соответствующих субсидий, соответствующих льгот.
Вторая – это последовательное снижение бюджетного дефицита. Темпы этого снижения подлежат отдельному обсуждению. При этом бюджет должен предусматривать повышенный уровень нераспределённых резервов, что позволит гибко реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию. В частности, нам необходимо будет позднее определиться с параметрами индексации фондов оплаты труда, денежного довольствия военнослужащих и минимального размера оплаты труда. Предлагаю это сделать по итогам исполнения бюджета за первое полугодие текущего года, сохранив возможность и последующей корректировки по итогам года в целом.
Третья – переход к режиму жёсткой экономии бюджетных средств. Подчеркну, конечно, что экономить – это далеко не всегда обязательно сокращать расходы, хотя по многим направлениям, которые в нынешних условиях не являются первоочерёдными, делать придётся и это. Важно чётко определить приоритеты и цели использования средств налогоплательщиков. Следует последовательно внедрять в практику формирования бюджета программные и проектные подходы, добиваться, в конечном счёте, максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.
Четвёртая состоит в поиске оптимальных форм поддержки как реального сектора, так и финансовой системы. Повышение эффективности и, прежде всего, энергоэффективности и производительности труда, технологическая модернизация должны стать обязательными условиями государственной поддержки.
Пятая состоит в кардинальном повышении качества публичных услуг, которые предоставляются гражданам. Реализуя различные программы, в том числе и приоритетные национальные проекты, которые требуют и будут требовать особого внимания, мы должны внедрять современные формы предоставления медицинских, образовательных, иных социальных услуг, не бояться переходить во многих случаях от производства услуг к их приобретению государством в интересах граждан на конкурентном рынке, но только там, где это приводит к снижению затрат и повышению качества услуг, а не наоборот.
Шестая состоит в принципиальном усовершенствовании механизма государственных закупок. Этот механизм должен стимулировать технологическую модернизацию и конкурентоспособность эффективных производителей. Случаи завышения цен, то есть по сути прямой коррупции, должны последовательно и оперативно пресекаться, иначе мы будем продолжать вкачивать в экономику дополнительные деньги без должного экономического эффекта, обогащая при этом присосавшихся к бюджету преступников.
Седьмая состоит в определении экономически оправданного уровня налоговой нагрузки, который стимулировал бы и развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий. В частности, надо разработать налоговые стимулы повышения энергоэффективности производства, о чём мы говорим уже достаточно давно. Необходимо также внимательно проанализировать и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки для смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта увеличения взносов системы пенсионного и медицинского страхования.
Восьмая. Важно установить ответственность за эффективное расходование средств на каждом уровне публичной власти, обеспечить сбалансированность расходных полномочий, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала. Бюджетные субсидии не должны быть средством финансирования любых расходных обязательств. Их применение следует ограничить случаями, когда необходимо устранить избыточную неравномерность в уровне предоставления отдельных публичных услуг или когда нужно простимулировать внедрение лучшей практики оказания таких услуг, в том числе, скажем, в рамках приоритетных национальных проектов.
Девятая. Надо завершить формирование надёжной и сбалансированной пенсионной системы, позволяющей обеспечить достойный уровень жизни для граждан старшего поколения. В 2010 году средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8 тысяч рублей в месяц. Должна быть ликвидирована бедность среди пенсионеров, в том числе за счёт социальных доплат к [тем] пенсиям, размер которых меньше прожиточного минимума, в субъектах Российской Федерации.
И наконец – десятая. Необходимо приступить к созданию так называемой безбарьерной среды для инвалидов: определить и соответственно выполнить те меры, которые вытекают из ратификации Конвенции о правах инвалидов.
В заключение вернусь к тому, с чего начал. Здесь находятся те, от кого напрямую зависит реализация Бюджетного послания. И я уверен, что вы понимаете, что это трудное время, время кризиса: это период, когда нужно консолидироваться вокруг реализации антикризисных норм для формирования возможностей для будущего роста. Мы упустить их не должны, не имеем права.
Сейчас я предлагаю коротко обсудить планы по реализации Бюджетного послания, в том числе порядок и сроки подготовки проекта федерального бюджета.