Д.Медведев: Михаил Павлович, сейчас я встречался со «Справедливой Россией» – они подняли вопрос в отношении правил, касающихся осуществления азартных игр и вообще ведения игорной деятельности на территории Российской Федерации, имея в виду то, что с 1 июля текущего года ведение этих игр и осуществление соответствующей игорной деятельности, по существу, будет происходить совершенно иначе. То есть, иными словами, те объекты, которые существовали до того, подлежат закрытию. При этом должны быть созданы четыре зоны, в которых и будет осуществляться игорная деятельность в будущем.
Что я хотел в связи с этим сказать? Во‑первых, совершенно точно, что эти правила должны вступить в силу в положенные сроки. Никакой ревизии этих правил, никакого отката назад, сколько бы ни пытались лоббировать такого рода решения отдельные предпринимательские структуры, не будет. Это государственная позиция.
И второе. Я хотел бы, чтобы Вы мне доложили о том, насколько вы как наша налоговая служба готовы к тому, чтобы осуществлять и контролировать соответствующую деятельность уже после вступления в силу новых правил, насколько это отразится на доходах федерального бюджета и какие ещё в этом смысле Вы видите проблемы или же решения. Пожалуйста.
С 1 июля текущего года осуществление игорной деятельности будет происходить совершенно иначе. Должны быть созданы четыре зоны, в которых будет осуществляться игорная деятельность. Правила должны вступить в силу в положенные сроки. Никакой ревизии этих правил не будет. Это государственная позиция.
М.Мокрецов: Дмитрий Анатольевич, процесс сворачивания этого бизнеса уже реально идёт. За четыре месяца текущего года на 42 процента сократилось количество организаций, которые занимаются организацией азартных игр. Сокращается количество действующих игорных заведений: сократилось на 43 процента. С точки зрения доходов бюджета эти доходы для региональных бюджетов незначительны.
Д.Медведев: Сколько они приблизительно составляют в совокупных доходах бюджетов – понятно, это усреднённая цифра, но тем не менее?
М.Мокрецов: В доходах регионального бюджета доходы от игорного бизнеса 0,6 процента всего лишь.
Д.Медведев: То есть это не имеет существенного значения даже в период финансового кризиса.
М.Мокрецов: Абсолютно верно. Кроме того, шесть субъектов Российской Федерации обеспечивают 56 процентов этих доходов: это Москва, Московская область, Самарская область, Екатеринбург и Краснодарский край и Санкт-Петербург. Остальные получают доходы менее 1 процента региональных бюджетов. Для них эта сумма абсолютно незначительная.
Д.Медведев: А для наших крупных городов это какие цифры?
М.Мокрецов: Для наших крупных городов это тоже очень маленькие цифры, это десятые доли процента.
Д.Медведев: Бюджеты большие, в их консолидированном бюджете это тоже всё равно небольшие суммы.
М.Мокрецов: Очень маленькая сумма, поэтому для доходов бюджетов это непринципиальное значение имеет. В последнее время эти доходы бюджетов тоже снижаются, поскольку сам бизнес сжимается. И что касается количества занятых (тоже часто звучит вопрос, сколько людей занято в этом бизнесе), статистика нам называет цифру не более 60 тысяч человек. И это легко может быть перепрофилировано. Чаще всего это даже смежный бизнес.
Д.Медведев: Во‑первых, и смежный бизнес. Во‑вторых, мы эту деятельность жёстко упорядочиваем, но её не закрываем в стране (у нас всё‑таки будут созданы специальные зоны, где будет вестись соответствующий вид деятельности). Они могут там устроиться, как только они будут созданы. А сейчас этот процесс идёт. Я так понимаю, что уже в некоторых местах, по сути, отводятся земельные участки и начинается работа по строительству. Поэтому с социальными последствиями изменения регулирования в сфере азартной деятельности в сфере азартных игр, я думаю, мы тоже справимся.
М.Мокрецов: Да, Федеральная налоговая служба готова администрировать этот бизнес в этих зонах. Организовать мы можем администрирование как специализированной инспекцией, так и специальными подразделениями, которые можем создать в территориальных управлениях. Такой опыт нам известен, это опыт Китая, мы в свое время его изучали и сможем эффективно работать.
Д.Медведев: Есть ещё одна тема, о которой зачастую задают вопрос – о том, что изменение регулирования, жёсткий подход к ведению игорного дела в нашей стране может привести к тому, что часть бизнеса уйдёт в тень. Что Вы думаете по этому поводу?
М.Мокрецов: Я думаю, что здесь должны своё слово сказать, конечно же, регионы, поскольку в соответствии с этим законом контроль большей частью лежит на региональных властях. В своё время, например, 22 субъекта, поскольку закон такое право им предоставлял, запретили такого рода деятельность; 27 субъектов уже на сегодня ограничили, и они имеют различные инструменты, в том числе и с привлечением правоохранительных органов, такую деятельность выявлять и пресекать как незаконную. Для организаторов такого бизнеса есть очень серьёзные риски, потому что эта деятельность будет классифицироваться как незаконная предпринимательская деятельность, и по 171 статье УК РФ уже соответственно наказание очень серьёзное.
Д.Медведев: То есть, иными словами, такого рода действия, которые не имеют на то государственного разрешения, будут рассматриваться как преступления.
М.Мокрецов: Абсолютно верно.
Д.Медведев: Но при этом опять же в отведённых местах в рамках тех зон, которые будут созданы, такая деятельность может вестись с соответствующими решениями, с прибылями, которые в этом случае возникают. То есть там эта деятельность будет вестись уже на государственных началах.
М.Мокрецов: Да, и при контроле и помощи Федеральной налоговой службы.
Д.Медведев: Ну и, безусловно, под неусыпным взором Федеральной налоговой службы. Хорошо. Тогда я хотел бы, чтобы Вы продолжали контролировать этот процесс, имея в виду, что 30 июня у нас завершается работа соответствующих игорных заведений – и уже начиная со следующего месяца картинка будет другая. Вот за этими процессами нужно наблюдать.
М.Мокрецов: Есть.