Д.Медведев: Уважаемые коллеги, хочу вас поприветствовать, поздравить, естественно, с наступившим Новым годом, пожелать успешной работы в новом году.
Мы с вами договаривались встречаться регулярно, общаться и обсуждать текущие вопросы, политические проблемы, экономическую ситуацию в стране, что, собственно говоря, мы сегодня и делаем. Единственное, о чём я жалею, я не успел вам подать сигнал: мы собирались обсуждать всё это без галстуков, я смотрю, что все в галстуках остались…
В.ЖИРИНОВСКИЙ (поправляя галстук): Я колебался.
Д.Медведев: Вы сейчас сделали движение в правильную сторону, Владимир Вольфович. (Смех.)
Поэтому мы сейчас, когда отпустим журналистов, наших уважаемых коллег из средств массовой информации, галстуки снимем, если нет возражений, раз мы договаривались общаться неформально.
Я коротко обозначу повестку дня. Она, естественно, не является ограничительной, можно обсуждать всё что угодно. Я хотел бы, во‑первых, вас поблагодарить за то, что мы с вами совместно работаем над теми инициативами, которые я сформулировал в своём Послании, инициативами, направленными на совершенствование политической системы, развитие демократии в нашей стране. И ряд законов, который уже прошёл через Государственную Думу, через Совет Федерации, направлен на это, и те законы, которые будут приняты в ближайшее время.
Я обозначу буквально несколько из них. Это и закон о новом порядке комплектования Совета Федерации, который у нас начнёт действовать не сразу, но тем не менее вот тот период, который законом предусмотрен, необходим для того, чтобы этот процесс прошёл безболезненно, максимально эффективно, и мы получили бы всё‑таки новый, более совершенный, на мой взгляд, это совпадает и с вашими ощущениями, порядок образования Совета Федерации как верхней палаты, палаты регионов в нашей стране.
Другой важный законопроект касается наделения полномочиями глав субъектов Федерации. Это тоже процедура, которую мы с вами обсуждали ещё в прошлый раз, когда встречались, и которая, как мне представляется, в значительно большей степени отвечает принципам демократии. Я имею в виду порядок наделения полномочиями через решения, которые принимаются партией, победившей на региональных выборах в том или ином субъекте Российской Федерации. Идеальных порядков не бывает, тем не менее это всё‑таки уже не какие‑то кулуарные решения, не междусобойчик. Если партия получила большинство, вне зависимости от названия этой партии, она имеет право предлагать свою кандидатуру для утверждения в должности главы субъекта Федерации.
Ещё один законопроект, достаточно новый, который я не так давно обсуждал со своей Администрацией в развитие тех решений, которые были приняты, в развитие моего выступления перед нашими палатами в рамках Послания, – вопрос об удалении от власти главы муниципального образования. Это та тема, которая неоднократно обсуждалась вместе с главами субъектов Федерации, вместе с главами муниципалитетов. Это механизм, который мы предлагаем для того, чтобы он стал использоваться повсеместно в стране, для того, чтобы всё‑таки муниципальная власть была более эффективной. В то же время, чтобы сам процесс удаления от власти, такой термин избран, то есть, по сути, отрешение руководителя муниципального образования от властных полномочий, проходил в соответствии с определённой серьёзной легальной процедурой. И неэффективные главы муниципальных образований не сидели на своих стульях, а всё‑таки могли быть удалены от исполнения своих полномочий.
Вот три законопроекта, которые я считаю очень важными. Есть и другие, по которым, конечно, мы можем посоветоваться, в том числе и по совершенствованию тех процедур, которые уже сегодня существуют.
Ещё одна тема, которую предлагаю обсудить, связана с текущей экономической ситуацией, безусловно, и с теми решениями, которые вами принимаются. Я хотел бы вас поблагодарить за конструктивную работу с Правительством. Это очень важно сегодня. И без вот такого рода консолидированной работы ряд принципиальных решений, которые связаны с наведением порядка в экономической сфере, с противостоянием кризисам, с удержанием ситуации в банковско-финансовой сфере, просто не могли быть приняты.
Вы работали оперативно, и, несмотря на то что, может быть, опять же тот инструментарий, который предложен, те законы, которые предлагались, не являются идеальными, тем не менее это был такой ситуативный ответ, который был дан быстро. А это дорогого стоит, это сейчас очень важно, в текущей ситуации. Я надеюсь, что мы и дальше будем в том же ключе работать, взаимодействовать, спорить, естественно, по тем или иным финансовым и экономическим институтам, которые требуют корректировки, но быстро находить развязки. Собственно, этим сейчас занимаются все страны, этим занимается исполнительная власть и законодательная власть в большинстве стран, которые пострадали от кризиса.
Ещё один вопрос, который предлагаю обсудить. Он не нов, но он как минимум заслуживает внимания в сегодняшней ситуации. Вы знаете, как у нас принимаются законы, лучше, чем кто бы то ни было. Закон принят – после этого уходят иногда месяцы, а иногда годы на формирование подзаконных актов, то есть существует довольно серьёзный разрыв между собственно законом как актом высшей юридической силы, с одной стороны, и подзаконными нормативными актами, актами Правительства, приказами министерств и ведомств, с другой стороны. Этот разрыв нужно по максимуму сократить.
Я не предложу ничего сверхудивительного, но я считаю, что мы могли бы в какой‑то момент договориться о том, чтобы по ключевым законам, не по всем, потому что это невозможно, но по ключевым законам исходить из того, что такого рода законы вносятся сразу же с подборкой подзаконного материала. Да, он может быть там как‑то отрихтован потом, но хотя бы будет видно: вот закон и вот совокупность актов Правительства, актов министерств и ведомств. Это могло бы улучшить ситуацию с нормотворчеством в целом.
Есть, конечно, и масса других вопросов, которые мы могли бы обсудить. Я считаю, что мы могли бы пройтись и по текущей внешнеполитической ситуации, она не бывает простой, и сейчас она довольно сложная. И региональные конфликты, и проблемы на Ближнем Востоке, и проблемы вокруг Афганистана, Пакистана, масса других вопросов, по которым, я думаю, мы могли бы посоветоваться, с тем чтобы у меня было чёткое представление о вашей позиции.
Вот кратко, что можно было бы обсудить. Пожалуйста, прошу высказываться.