Благодарю вас за письмо, в котором вы высоко оцениваете шаги, предпринятые Россией в последнее время в сфере укрепления контроля за нераспространением ядерного оружия и его сокращения.
На июньской встрече с Президентом США Биллом Клинтоном мы вновь подтвердили свою решимость, основываясь на проверенном временем фундаменте двусторонних и многосторонних соглашений, следовать курсом дальнейшего сокращения ракетно-ядерных сил. Будучи приверженной своим обязательствам по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Российская Федерация поддерживает поэтапное и комплексное движение пяти ядерных держав по пути ядерного разоружения. Уверен, что по вине России задержек в этом движении не будет и реализация недавно ратифицированных Российской Федерацией Договора СНВ-2 и пакета нью-йоркских договоренностей 1997 года по ПРО станет важным шагом на этом пути. Достаточно сказать, что в итоге общий уровень стратегических наступательных вооружений России и США по сравнению с 1990 годом снизится примерно на две трети.
Мы рассчитываем на то, что и США ратифицируют Договор СНВ-2 и связанные с ним документы с тем, чтобы как можно скорее приступить к их выполнению. Хотел бы также подтвердить, что Россия уже сегодня готова идти дальше в направлении более глубоких сокращений ядерных потенциалов и приступить к переговорам с американской стороной о заключении нового Договора СНВ-3. Причем, по нашему мнению, имеется возможность не останавливаться на суммарных уровнях в 2000–2500 стратегических боезарядов, о чем условились руководители двух стран в Хельсинки в 1997 году, а довести их уменьшение до уровня в 1500 единиц.
В то же время с пониманием отношусь к вашей озабоченности по поводу того, что сегодня в мире использованы еще далеко не все возможности для успешного продвижения вперед по пути ядерного разоружения. Особенность момента, которая все больше осознается сегодня международной общественностью, заключается в следующем. Либо нам удастся общими усилиями сберечь и приумножить все то позитивное, что накоплено в области нераспространения и ограничения ядерных вооружений, либо под угрозой окажется вся сложившаяся система международных и двусторонних соглашений в этой сфере. Многое будет зависеть от того, каким результатом закончится дискуссия, развернутая вокруг Договора по противоракетной обороне 1972 года в связи с идеей создания национальной ПРО в США.
Работа над снижением ядерной опасности была и остается важнейшим приоритетом России. Помимо сокращения ядерных арсеналов она активно ведется нами и на других направлениях. Ратификация Россией Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) убедительно показывает наше твердое намерение поставить заслон качественному совершенствованию ядерного оружия. Судя по количеству государств, подписавших и ратифицировавших ДВЗЯИ, этот Договор, так же как и ДНЯО, пользуется достаточно широкой международной поддержкой. Проблема, однако, заключается в том, что цели ДВЗЯИ могут быть достигнуты только при условии участия в нем государств, чья подпись является обязательной для вступления этого Договора в силу. И прежде всего – Соединенных Штатов.
Что касается вашего предложения в отношении мер по укреплению безопасности ядерных ракет, хотел бы напомнить о том, что в настоящее время все российские баллистические ракеты имеют так называемое нулевое полетное задание. Еще в мае 1997 года Россия сочла возможным пойти на принятие решения о ненацеливании стратегического ядерного оружия. Это было сделано для того, чтобы еще больше снизить риск возникновения случайного ядерного конфликта. Реализацию мер, направленных на укрепление ядерной безопасности, предусматривает подписанная на июньском саммите в Москве российско-американская договоренность о создании совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомлениями о пусках ракет. Мы и впредь будем делать все, чтобы усилить гарантии, исключающие технические и другие сбои, связанные с ядерным оружием.
Российское руководство высоко ценит тот вклад, который международная организация «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» вносит в укрепление мира и стабильности на планете. Выражаю надежду на наше дальнейшее тесное деловое сотрудничество во имя этой благородной цели.