Д. Медведев: Уважаемые коллеги, давайте завершать. Считаю, что сегодняшнее обсуждение является весьма полезным, прежде всего потому, что оно абсолютно конкретно. И даже те общие доклады, которые звучали, они все равно содержали в себе набор конкретных предложений. Поэтому и мое заключительное слово будет предметным.
Отреагирую еще на несколько тем, которые прозвучали здесь в выступлениях. Вот по поводу экспертизы, о которой Эдуард Эргартович Россель [губернатор Свердловской области] здесь говорил. Полностью отказаться от экспертизы невозможно по вполне понятным соображениям безопасности, но можно было бы подумать о применении различных видов экспертизы в зависимости от стоимости тех же самых строительных работ, производства и так далее. То есть дифференцировать это и посмотреть на то, чтобы в тех случаях, когда речь идет о небольших предприятиях, небольших производствах, недопустимо было бы заказывать дорогостоящие экспертизы.
То, что Дмитрий Владимирович Зеленин [губернатор Тверской области] говорил по поводу приобретательной давности – здесь не прозвучало других комментариев, – можно подумать об этом, хотя это не самый, может быть, главный вопрос. Есть и плюсы, и минусы в том, чтобы сократить срок приобретательной давности (напомню, что это срок, по истечении которого у приобретателя недвижимого имущества может возникнуть право собственности на это имущество). У нас, исходя из классических соображений, это пятнадцать лет, но можно подумать о каком‑либо облегченном варианте, но здесь надо понимать, что в этом случае мы можем спровоцировать и волну такого рода захватов, если этот срок будет короткий, потому что по истечении короткого времени можно будет обратиться и сказать: «Вы знаете, мы на этой земле простояли три года – это уже наше». Это уже такая оккупация. Поэтому здесь должен быть баланс, но обсудить эту тему можно.
И еще одна тема, которая у всех звучала, но хотел бы просто специально подчеркнуть: в отношении всякого рода легальных или псевдолегальных платежей (то, что Сергей Герасимович Митин [губернатор Новгородской области] обозначил, и другие говорили). Беда в том, что они включаются в ведомственные документы и в региональные нормативные акты. Вот мне сейчас показали – сплошь и рядом нормативные акты, которые, уважаемые коллеги, в том числе и вами издаются, содержат в себе указания на то, что помимо пяти документов шестой документ – это договор об экспертизе, обслуживании или еще какой‑то договор, заключенный с муниципальным, или с городским, или с областным унитарным предприятием или государственным учреждением. Что это такое? Это понятно что – легализованная взятка, которая раньше существовала в конверте, а сейчас приобрела такую абсолютно респектабельную форму. Причем по размеру эта своеобразная штука выше, чем то, что раньше в конверте приносили. Надо, исходя из этого, провести ревизию всего нормативного материала.
Поэтому в том проекте поручений, который будет дан по итогам заседания президиума Госсовета, содержится ряд предложений. В частности, по изменению законодательства – и в части уведомительного порядка, и в части устранения избыточного государственного контроля. Отдельно, с учетом того, что мы с вами сегодня обсуждали, предлагаю проанализировать идею полного запрета прихода контролирующих органов на малые предприятия. Тема не простая, но проанализировать ее мы обязаны.
Есть здесь и ряд других поручений – и по бизнес-инкубаторам, и по промышленным паркам. Тема, связанная с заменой лицензирования отдельных видов деятельности страхованием ответственности и финансовыми гарантиями. С этим все согласны. Это цивилизованная, современная форма. Главное, чтобы она не была слишком обременительной для малого бизнеса.
Отдельное поручение будет дано в части так называемых внепроцессуальных прав органов милиции по проверкам предпринимательской деятельности, но это должно быть состыковано с общим поручением по поводу запрещения контроля.
Отдельное поручение касается принципов одного окна и в части осуществления процедуры присоединения к энергетическим сетям, заключения договора энергоснабжения, а также снижения издержек субъектов малого предпринимательства при присоединении к электрическим сетям. Но здесь нужно подумать и о субсидировании такого рода затрат за счет средств бюджетов всех уровней.
Предлагается проработать в установленном порядке проекты федеральных законов о микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации. То, о чем говорилось в ряде выступлений: региональная программа развития малого предпринимательства, перечень имущества, который предоставляется в аренду – в общем, все то, что сегодня у нас звучало. А также ряд новых идей, которые, уважаемые коллеги, были в ваших выступлениях. Как я сказал, мы здесь не принимаем решения. Мы внимательно друг друга выслушали. По итогам определимся, проведем необходимые совещания – уже внутренние, и их результатами будут изменения в действующее законодательство.
Еще раз хотел бы всех поблагодарить за участие, обсуждение получилось абсолютно предметным, за что всем спасибо.
До следующей встречи!