В.Путин: Игорь Евгеньевич, вы будете скоро отмечать праздник – 85 лет гражданской авиации. Хочу поздравить Вас и всех коллег, которые работают в отрасли, пожелать им всего хорошего.
И.Левитин: Спасибо. В Москве собрались руководители авиакомпаний, аэропортов. Здесь будет торжественное заседание в Кремлёвском Дворце съездов, и я передам от Вас поздравление работникам отрасли.
В.Путин: Давайте по результатам работы отрасли в целом.
И.Левитин: В целом хочу доложить, что знаковым для отрасли является то, что впервые растёт объём инвестиций в транспортную отрасль. За прошлый год отмечается рост на уровне 40 процентов, около 770 миллиардов рублей. Растёт стоимость транспортных компаний на фондовом рынке. Практически все транспортные компании показывают рост. Наиболее значимый рост – в авиации, 18 процентов. Хочу доложить, что впервые мы прошли 40–45 миллионов пассажиров в год. В 2000 году было 21 миллион пассажиров в год: это был год, когда со 100 миллионов пассажиров в 1989–1990 годы поток снизился до 21 миллиона пассажиров в год. За семь лет рост – двукратный, но потенциал у отрасли ещё больше. Поэтому хочу поблагодарить Вас от имени отрасли за то, что принято решение по созданию Объединённой авиационной строительной корпорации, потому что мы сейчас нуждаемся в хороших экономичных самолётах. Это решение принято, и оно будет реализовано в отрасли. Цифра 45 миллионов, которая была в прошлом году, – это план 2010 года, по прогнозу. Мы считаем, что на уровень 1989–1990 годов – 100 миллионов – выйдем к 2030 году. И мы разрабатываем стратегию по Вашему поручению, где будем закладывать эти цифры. Мы дали свою заявку строительной корпорации именно на 700 самолётов до 2015 года.
Морской транспорт в целом тоже растёт, 15 процентов в год рост в морских портах. Идёт реформа на железнодорожном транспорте. Что примечательно, растёт поток пассажиров на железнодорожном транспорте. Была некоторая пауза, но сейчас идёт рост. Это говорит о том, что конкуренция на железнодорожном транспорте будет и в пассажирском сегменте. Внутренний водный транспорт развивается не такими большими темпами, как другие виды транспорта, но мы также наметили ряд мероприятий.
В.Путин: Каких мероприятий?
И.Левитин: Это создание хороших условий по инфраструктуре внутренних водных путей, прежде всего ремонт и реконструкция наших шлюзов. Это то Ваше поручение, которое у нас было по развитию нового маршрута Каспий–Волга, который сейчас мы вместе с нашими коллегами из Казахстана рассматриваем. Это как раз должно дать возможность увеличить внутренние водные перевозки.
В.Путин: Да, вообще за реками надо следить. У нас там многие годы мало что происходило.
И.Левитин: У нас как раз этот вид транспорта сейчас наиболее отсталый по сравнению с другими, хотя это самый экологичный и дешёвый вид транспорта.
В.Путин: Углубление дна проводилось на реках давно.
И.Левитин: Хочу сказать, что внутренние водные пути – это будет наш приоритет в следующей программе, который мы отработали.
По автомобильным дорогам. Закончили целый ряд крупных инфраструктурных проектов, о которых я Вам докладывал, – это мосты. И сейчас в эти дни проходят уже первые конкурсы по строительству платных автомобильных дорог. Это первый участок Москва – Санкт-Петербург и обход Одинцово, Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель. Это первый пилотные проекты по государственному и частному партнёрству.
В.Путин: Я с Правительством договорился – выделили дополнительные деньги на дорогу «Дон».
И.Левитин: По 100 миллиардов рублей в течение 2007, 2008 и 2009 годов. Мы спланировали эту работу таким образом, чтобы в эти три года дорогу «Дон» привести в нормативное состояние. Сегодня примерно 37 процентов от нормативного состояния дороги.
В.Путин: Сколько людей гибнет там за лето?
И.Левитин: За лето гибнет три тысячи человек.
В.Путин: Ужас просто! Ведь три года вы её будете делать. Сделаете за три года?
И.Левитин: Мы берём по возможности: мы не сможем освоить все деньги сразу.
В.Путин: Она где заканчивается?
И.Левитин: Она заканчивается под Новороссийском и начинается в Москве.
В.Путин: Есть два альтернативных маршрута выхода на Черноморье: либо в районе Адлера, либо в районе Туапсе. На каком варианте вы останавливаетесь и какой считаете наиболее приоритетным?
И.Левитин: Мы рассматриваем наиболее приоритетным выход на Адлер, потому что тот, который идёт на Туапсе, не решает главную задачу: у нас проблема между Туапсе и Сочи. То есть мы выйдем в одну точку, а там опять нужно будет расширять дорогу между Туапсе и Сочи. Поэтому наиболее приоритетным является выход с Северного Кавказа на Адлер, но там нужно будет пройти 15-километровый тоннель. Кавказский хребет нужно будет пройти тоннелем, и мы сейчас рассматриваем способы финансирования этого варианта: одного или другого. Конечно, дешевле будет вариант первый, который я сказал, но он нам не решит главную задачу: выход на Адлер со стороны Северного Кавказа.
В.Путин: А на Дальнем Востоке? Чита–Хабаровск – когда мы закончим дорогу?
И.Левитин: Чита–Хабаровск – мы в 2009 году должны полностью эту дорогу сделать с твёрдым покрытием. Это будет огромнейшая работа, потому что необходимо будет завести туда миллионы тонн асфальтобетона. Там, к сожалению, нет производств. Всё придётся везти из регионов Сибири и с Урала. Поэтому мы готовимся к этой работе для того, чтобы её в плановые сроки закончить. Трудно идёт автомобильная дорога, много мостов, особенно в зимнее время там работать практически невозможно. Поэтому мы работаем в тот период, когда позволяют погодные условия. Но там сейчас много сил и средств, потому что пошло финансирование. Поэтому, не прекращая финансирования, мы ставим перед собой такую задачу, чтобы потом связать уже с Владивостоком, который мы сейчас будем готовить под АТЭС. И там у нас ещё есть участок, который необходимо сделать, – это Хабаровск–Владивосток.
Дорога «Уссури» также находится в таком состоянии, которое ниже нормативных требований, и её необходимо привести в порядок.
В.Путин: Если вернуться в Европейскую часть к железнодорожному транспорту, проект по развитию Урала «Урал промышленный – Урал Полярный»: с финансированием проекта строительства железнодорожных путей разобрались? Кто будет финансировать?
И.Левитин: Через Инвестиционный фонд.
В.Путин: Одними деньгами Инвестиционного фонда вы не обойдётесь: вы съедите весь Инвестиционный фонд.
И.Левитин: Там не так. Мы договорились с регионами: Ханты-Мансийский, Тюменская [область], Свердловская [область] – и с компанией «Российские железные дороги». Проект будет не только за счёт Инвестфонда, потому что там очень большие деньги.
В.Путин: Из денег кассы Инвестфонда?
И.Левитин: Из денег Инвестфонда. Но мы проектируем только один из элементов – только железную дорогу. Автомобильную дорогу и крупные мосты взяли на себя регионы, они их проектируют. Поэтому мы потом складываем эти два проекта и определяемся, кто будет финансировать. У нас есть договорённости с регионами, что это будет с их участием. Также инвестиционная комиссия бизнесу, который заинтересован в развитии этого региона, сделала предложение по соучастию в строительстве инфраструктуры.