В.Путин: Добрый день, Юрий Яковлевич. У Вас скоро торжественное мероприятие?
Ю.Чайка: Завтра праздник.
В.Путин: Сколько лет?
Ю.Чайка: Двести восемьдесят шесть.
В.Путин: Хочу поздравить Вас и весь личный состав Генеральной прокуратуры с этим праздником, хочу пожелать Вам успехов, профессиональных прежде всего, и личного благополучия.
Ю.Чайка: Спасибо, Владимир Владимирович. 286 лет российская прокуратура верой и правдой служит государству Российскому. И в прошлом году мы старались тоже не уронить честь прокурорского работника и прежде всего реализовывали правозащитную функцию российской прокуратуры. Мы оказали практическую помощь более чем трём миллионам граждан. Мы выявили около двух миллионов нарушений закона, предъявили иски в интересах государства и граждан, почти 600 тысяч исков. На сегодня уже удовлетворено исков на три с лишним миллиарда рублей, восстановили нарушенные права граждан.
Но прежде всего я хочу поблагодарить Вас за то, что мы постоянно ощущали поддержку с Вашей стороны. Без этого практически невозможно было бы реализовать многие направления нашей деятельности. Я от лица всех прокурорских работников хочу выразить Вам эту благодарность. Сегодня мы уже огласили Указ, который Вы подписали. Вы высоко оценили работу наших работников: 26 человек были награждены государственными наградами, 47 человек получили высшие классные чины. Для прокурорского работника это высокое доверие. Поэтому я хочу поблагодарить Вас и заверить, что мы как стояли, так и будем стоять на страже закона.
В.Путин: Спасибо. Теперь несколько слов по делам.
Ю.Чайка: В ноябре 2006 года на координационном совещании внутренних органов, где рассматривались вопросы борьбы с преступностью, Вы поставили задачу реформировать в части следствия, дознания – с точки зрения ускорения процесса расследования конкретных уголовных дел. Дословно Вы сказали, что сложные, тяжкие, особо тяжкие преступления должны квалифицированно расследовать следователи. А преступления, не представляющие большой, существенной опасности, то есть небольшой и средней тяжести, могут расследовать по упрощённой процедуре органы дознания.
В.Путин: Почему люди «парятся» в изоляторах по мелким делам? Бессмысленно совершенно!
Ю.Чайка: Абсолютно Вы правы. В прошлом году 78 тысяч человек освобождены из следственных изоляторов по решениям судов. Они до этого были арестованы. 32 процента на сегодня в следственных изоляторах содержатся за преступления небольшой и средней тяжести. А если взять в целом за год, то процент небольшой и средней тяжести составляет 40,1 процента. Мы, по сути, сами порождаем профессиональную преступность. Мы людей туда запихиваем, чтобы они там приобретали навыки. Вы абсолютно правы. И вот ту задачу, которую Вы поставили, мы решили, мы подготовили два законопроекта, которые дают нам возможность в ускоренном режиме расследовать преступления, не представляющие большой сложности.
В.Путин: Но без потери качества?
Ю.Чайка: Без потери качества, естественно. В чём это будет заключаться? Во‑первых, будут сокращены сроки. Сегодня сроки следствия у нас 12 и более месяцев могут быть, а дознание – 6 месяцев. Это первая позиция. Вторая позиция – предлагается упрощённая процедура, когда сторона обвинения, сторона защиты, стороны потерпевшая и обвиняемая согласны на ускоренную процедуру. Мы можем закончить дело небольшой сложности в две-три недели и направить дело в суд. Тем самым мы ускоряем принцип неотвратимости наказания. Он реализуется достаточно быстро. Мы сокращаем количество несложных дел у следователей, даём им возможность расследовать тяжкие преступления, квалифицированно расследовать эти дела. Мы также проводим эту процедуру без ущерба со стороны защиты. То есть, по сути, будет прокурорский надзор, то же самое суд, судебный контроль будет за прохождением всех этих дел. То есть мы в значительной степени упрощаем процедуру без ущерба качеству, срокам и так далее.
В.Путин: Как дальше будет строиться работа по законопроектам?
Ю.Чайка: По подготовке законопроектов мы считаем, что необходимо дать поручение Правительству (мы предварительно это уже проговаривали: с Председателем Правительства я говорил, с Министром внутренних дел, с нашими другими коллегами говорил). Мы просим дать поручение Правительству совместно с заинтересованными федеральными органами рассмотреть эти проекты законов и Правительству внести их в Государственную Думу Российской Федерации.
В.Путин: Я переговорю обязательно с Правительством. Нужно в рамках так называемого нулевого чтения с депутатами на первой стадии эти вопросы начать обсуждать, потому что такой закон [о процедуре расследования преступлений небольшой и средней тяжести] касается судеб миллионов людей. Нужно подойти очень серьёзно, профессионально к работе над этим документом.