В.Путин:
Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Рад приветствовать в Кремле глав зарубежных дипломатических миссий в России и хотел бы на этой встрече поделиться своим видением политической и экономической ситуации в нашей стране, основ ее внешней политики.
Сразу отмечу, что наш политический курс определен – определен четко, давно – и остается неизменным: мы идем по пути демократического развития, и приоритетом здесь остается обеспечение и реализация прав и свобод человека, создание условий для раскрытия потенциала каждого гражданина. Решая эти важнейшие задачи, последовательно модернизируем экономику. И это позитивно отражается на очень многих показателях, на инвестиционном климате в стране, на макроэкономике.
Россия продолжает демонстрировать высокие темпы роста: в текущем году он должен превысить семь процентов. Только прямые иностранные инвестиции с 4,4 миллиарда долларов в 2000 году выросли до 13,7 миллиарда долларов в 2006 году. А в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого увеличились в 2,5 раза.
Россия успешно интегрируется в мировое хозяйство. Ежегодно растет объем внешней торговли: если в 2000 году он составлял 150 миллиардов долларов, то к 2006 году вырос втрое – и в этом году превысит 550 миллиардов долларов. Как результат, наша страна укрепит свои позиции в числе пятнадцати крупнейших государств – мировых экспортеров и импортеров. А по объему экономики, вы это знаете, Россия вошла в десятку крупнейших экономик мира.
Эти достижения наглядно свидетельствуют: современная Россия – стабильная и предсказуемая страна, страна, открытая для созидательного сотрудничества с зарубежными партнерами.
Хотел бы в этой связи отметить важный момент. Сегодняшняя встреча проходит в преддверии значимого для России события – парламентских выборов. От их итогов прямо зависит общественная и политическая стабильность в стране, темпы социально-экономического развития, а следовательно, и положение нашей страны в мире.
За шестнадцать лет демократического развития Россия прошла через множество избирательных кампаний. Мы знаем ценность подлинной демократии, и заинтересованы в проведении честных, максимально прозрачных и открытых выборов, без организационных недочетов, сбоев. Уверен, что и в этот раз выборы будут именно такими.
Уважаемые дамы и господа! Думаю, не будет преувеличением сказать, что в глобальной политике сейчас наступает, в известной степени, момент истины. Нам нужен решительный разрыв с тем, что раскалывало мир в прошлом по идеологическим мотивам, отказ от политики диктата и концепций сдерживания. К сожалению, на практике мы видим рецидивы прежних подходов.
Мы не продвинемся вперед, до тех пор пока не согласуем новые и четкие, общеприемлемые и общепризнанные правила и принципы взаимодействия в международных делах, универсальные принципы. Но для этого нужны открытые честные дебаты, прямой диалог. Без них не выйти на состоятельные и реалистичные подходы к решению острых вопросов, с которыми сталкивается мир в эпоху глобализации. Именно к такой дискуссии я и призывал, выступая на международной конференции в Мюнхене в феврале этого года.
Сегодня объективные тенденции развития, включая формирующуюся многополярность и возрастание роли многосторонней дипломатии, показывают: стратегическая стабильность не может более оставаться эксклюзивной сферой.
Эта сфера должна быть открыта для всех государств, заинтересованных в совместных действиях ради обеспечения общей безопасности. В этом логика наших предложений по проблеме противоракетной обороны, Договору об обычных вооруженных силах в Европе, Договору о ракетах средней и малой дальности.
Несмотря на все хитросплетения мировой политики, выбор достаточно прост: или каждый будет за себя, или мы будем действовать коллективно, сообща.
Мы свой выбор давно сделали. Мы считаем, что только вместе можно найти адекватные ответы на угрозы современной эпохи, и главной из них, безусловно, остается международный терроризм.
Россия столкнулась с этой угрозой задолго до 11 сентября 2001 года. Еще в октябре 1999 года – после масштабной агрессии международных террористов в Чечне и Дагестане – по инициативе России была единогласно принята первая резолюция Совета Безопасности ООН по борьбе с международным терроризмом. Именно она заложила те принципы, на которых строится общая борьба с этим злом сегодня.
Еще раз подчеркну – Россия заинтересована в укреплении коллективных и правовых начал в международных отношениях. Убежден: сегодня ни одну региональную проблему нельзя решить с помощью силы, с помощью, образно говоря, меча – будь то Косово, Иран, Судан, другие известные нам проблемы.
Международная миссия может преуспеть, только если упор будет делаться не на военную силу, а на другие, современные, факторы воздействия на мировые процессы.
Россия готова развивать связи со всеми, кто отвечает взаимностью, будь то в двустороннем или многостороннем формате.
Безусловным приоритетом для нас остается взаимодействие на пространствах СНГ. Как и в других регионах, здесь с полной силой заявляют о себе интеграционные императивы.
Для нас это пространство – не «шахматная доска», на которой разыгрываются геополитические игры. Мир, спокойствие и процветание в этом регионе жизненно необходимы для нормального демократического развития всех стран Содружества. И хочу особо отметить, что с одобрением Концепции дальнейшего развития СНГ получило реалистичные, выгодные для всех участников ориентиры деятельности в современных условиях.
Россия последовательно выступает за укрепление роли Организации Объединенных Наций. Мы убеждены: адаптация ее к современным реалиям еще больше повысит эффективность этой универсальной организации и, что не менее важно, увеличит потенциал реагирования ООН (прежде всего Совета Безопасности, конечно) на новые вызовы и угрозы.
Наша страна намерена наращивать свой вклад в деятельность «Группы восьми». Сегодня она на деле превратилась в очень важный институт международного сотрудничества. Это позволяет нам укреплять свои позиции как страны-донора в сфере международного развития.
В рамках приоритетов своего председательства в «Группе восьми» в 2006 году Россия взяла дополнительные обязательства по финансированию в ближайшие годы инициатив в сфере образования, борьбы с инфекционными заболеваниями, борьбы с энергетической бедностью. Обязательства на общую сумму около 600 миллионов долларов. А наш вклад в облегчение долгового бремени развивающихся стран – уже около 12 миллиардов долларов.
Важным партнером для России является Европейский союз. Мы понимаем переживаемые ЕС сложности – убеждены: жизнь все расставит по своим местам. В любом случае у нас есть мощная «страховочная сетка»: дорожные карты Россия–Евросоюз по четырем общим пространствам, механизмы отраслевых диалогов, а главное – есть интенсивные взаимовыгодные двусторонние отношения.
России есть что предложить современной Европе. Мы готовы поделиться своим уникальным и многовековым опытом сотрудничества различных этносов, культур, конфессий, сыграть конструктивную роль в обеспечении цивилизационной совместимости Европы.
Растущий интерес к такой работе проявляют и российские неправительственные организации. Надеемся, что нашим НПО для работы в Европе, в Северной Америке, в Соединенных Штатах, других государствах мира будут созданы такие же комфортные условия, какими пользуются их коллеги в России.
Только коллективными усилиями можно решить и другую актуальную для Европы проблему – сохранение самобытности европейских культур. Особую роль играют здесь национальные диаспоры. Они есть практически у всех стран. И если многие нации уже создали устойчивые механизмы обеспечения законных прав своих соотечественников, то мы отстаиваем такой же подход и в отношении к русскоязычному населению. И мы будем настаивать на этом в будущем.
Свидетельством укрепившегося международного авторитета России, ее возросших партнерских качеств стали решения о проведении саммита Шанхайской организации сотрудничества в Екатеринбурге в 2009 году, саммита АТЭС в 2012 году и зимней Олимпиады 2014 года. Мы планируем провести эти мероприятия на высоком современном уровне, постараемся создать комфортные условия для наших партнеров.
Наша линия на развитие взаимовыгодного сотрудничества реализуется в самых разных формах. Хотел бы упомянуть в этой связи такие гибкие форматы взаимодействия как диалоговый механизм России, Индии, Китайской Народной Республики, Шанхайской организации сотрудничества, ЕврАзЭС, Организации Договора о коллективной безопасности, а также крепнущие партнерские связи с интеграционными объединениями Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки.
Уважаемые дамы и господа! В заключение хочу отметить: мы сделали всё, чтобы избавить Россию от внутренних потрясений, твёрдо поставить ее на путь эволюционного развития. И – я вынужден повториться – мы не допустим, чтобы этот процесс корректировался извне.
Со своей стороны наша страна намерена последовательно продвигать позитивную, объединительную повестку дня современных международных отношений. Это – главный сигнал, который я бы просил донести до ваших столиц.
Благодарю вас за внимание.