В.Путин: Уважаемые дамы и господа!
Прежде всего хочу поблагодарить норвежскую сторону, Короля Норвегии, Премьер-министра за приглашение. Нам было очень приятно увидеть, что отношения не только развиваются самым позитивным образом, но что наши норвежские коллеги настроены на работу именно в таком ключе и в будущем. Отмечу, что в последние годы интенсивность нашего политического диалога существенно возросла.
В календаре значимых событий России и Норвегии – ежегодные визиты на самом высшем и высоком уровне. Как нам известно, 2002 год объявлен МИДом Норвегии Годом России в норвежской дипломатии. Россия и Норвегия намерены активно развивать сотрудничество на всех уровнях. И потому в принятом сегодня совместном политическом заявлении наряду с признанием успеха в достигнутом двустороннем взаимодействии мы обозначили и наши стратегические приоритеты на будущее.
Одна из центральных проблем, которую мы обсуждали, – создание оптимальных условий для углубления делового партнерства. Убежден, что решению этой задачи послужат документы, которые мы сегодня подписали, а именно такие, которые затронули почту, электронную связь, информационные технологии, борьбу с налоговыми и другими экономическими преступлениями, а также вопросы регулирования и совместной работы по линии пограничных ведомств.
Мы серьезно продвинулись в работе по подготовке соглашения о многосторонней ядерной экологической программе в Российской Федерации. Большое внимание уделили вопросам управления совместными природными ресурсами, которые являются общим достоянием двух стран. Это, конечно, прежде всего рыбные ресурсы. И мы еще раз подтвердили, что мы будем все делать для того, чтобы Россия и Норвегия решали возникающие здесь порой проблемы на компромиссной основе, в духе уважения и того добрососедства, которое сложилось за последнее время.
Наши страны – крупнейшие европейские производители и экспортеры энергоресурсов. И для нас очень важно мнение наших норвежских партнеров по всему комплексу этой проблематики, в том числе и по вопросам ценообразования. Совместная работа Норвегии и России в этом смысле является важным, значимым элементом развивающегося европейского диалога.
Успешно развиваются контакты между регионами Российской Федерации и Норвегии. Мы отметили возрастающую активность норвежского бизнеса в России, прежде всего в крупных энергетических проектах. Говорили о нашем взаимодействии в Совете Баренцева и Евроарктического регионов и других международных организациях.
Я, предвидя возможные вопросы, скажу, что мы, конечно же, говорили и о разграничении Баренцева моря. Это непростая проблема. Как сказал господин Премьер-министр в ходе дискуссии, она возникла, когда мы еще были детьми, и мы выразили надежду, что решим ее до тех пор, пока уйдем на пенсию. Хотя должен сказать, конечно, что мы исходим из того, что все решения должны быть выверенными, тщательно ориентированными на достижение устойчивого баланса интересов.
В ходе переговоров мы, конечно, обменялись мнениями по основным вопросам европейской и международной политики. Это касалось и конкретных регионов мира, и системных вопросов, таких как борьба с международным терроризмом.
Были затронуты вопросы, связанные с Афганистаном, Ираком. И здесь у нас полное взаимопонимание с Норвегией. Мы вместе работали над этими вопросами. И, я уверен, в таком же контексте будем строить наше взаимодействие в будущем.
Я с удовлетворением констатирую, что у российско-норвежских отношений не только прочная основа, но и очень хорошие перспективы. Спасибо.
Вопрос: С точки зрения России, кто виноват в том, что не согласились о границе на севере Баренцева моря, и что еще нужно самое важное, чтобы найти такое решение, с точки зрения Москвы?
В.Путин: Я думаю, что если мы хотим быть успешными переговорщиками, то мы должны сразу же исключить такие категории, как «виновность» кого‑то из участников переговорного процесса. Это сложный вопрос, и главный критерий его успешного решения – это учет интересов обеих договаривающихся сторон.
У меня сложилось впечатление, что наши коллеги, конечно же, хотят разрешить эту проблему. Со своей стороны мы будем стремиться к такому же режиму совместной работы.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о перспективах российско-норвежского сотрудничества на Шпицбергене.
В.Путин (дополняя Х.Бунневика): Я согласен с господином Премьер-министром. Действительно, проблемы охраны окружающей среды – это те вопросы, о которых мы должны думать постоянно и вместе. И мы исходим из того, что сегодня было сказано. Господин Премьер-министр только что повторил свою позицию, норвежская сторона подтвердила, что намерена исполнять все, что сложилось в этой сфере в области международного права и сложившейся практике. Мы удовлетворены этим разъяснением и готовы работать вместе.
Вопрос: Мой вопрос касается борьбы с международным терроризмом. Какую конкретную помощь Норвегия может оказать в борьбе с экстремизмом и чувствуете ли Вы, что позиции Норвегии и России более совместимы после сегодняшних переговоров?
В.Путин: Мы сегодня много говорили по этим проблемам. Проблема терроризма действительно носит глобальный характер. Если Вы посмотрите высказывания, пропагандистские документы тех, кто является идейным вдохновителем международного террора, то Вы увидите там следующее. Эти люди, по сути дела, поставили перед собой глобальную цель создания, как они говорят, «всемирного халифата». Это очень напоминает коммунистическую мировую революцию, только в новом экстремистско-исламском издании. То есть они ставят перед собой глобальные цели. Я бы сразу хотел обратить Ваше внимание, что не следует это путать с исламом вообще. Ислам вообще к экстремизму и терроризму не имеет никакого отношения. Но это не единственное направление, представители которого добиваются своих политических целей с помощью методов террора. Есть и другие. Все эти структуры строятся по сетевому принципу. Здесь нет видимого противника, нет линии фронта. И малыми силами могут быть нанесены значительные удары, то, например, с чем мы столкнулись в Соединенных Штатах 11 сентября прошлого года.
В этом смысле усилия каждой страны представляют значительный интерес в борьбе с терроризмом – потому что этому сетевому принципу построения международного терроризма мы можем противопоставить только активную системную работу, скоординированную на международном уровне.
У нас и раньше не было никаких сомнений в том, что Норвегия является нашим партнером в этой совместной работе. На сегодняшней встрече не только не возникло каких‑то сомнений, а, наоборот, это чувство партнерства укрепилось. В этой части я позволил себе проинформировать господина Премьер-министра о беседе, которая у меня состоялась с Генеральным секретарем НАТО. Вы знаете, что в рамках Совета Россия–НАТО мы тоже выстраиваем эту работу.