В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Используем с вами максимально возможности для общения и для обмена информацией и мнениями.
Давайте начнем с основной темы, ради которой мы все собрались, – это тарифы. Мы в принципе эту проблему начали уже обсуждать в Томске в связи с проблемами жилищно-коммунального хозяйства. Всем хорошо понятно, что она очень тесно связана с тарифной проблематикой. А для регионов Сибири и Дальнего Востока это особенно важно.
Уровень ставки тарифов здесь – своего рода жизненный показатель, без всякого преувеличения. И развитие экономики, и решение социальных проблем, и обеспечение достойного качества жизни людей – все в конце концов упирается в тарифный фактор, а потому проблемы тарифов мы не вправе рассматривать как узковедомственную или просто даже экономическую проблему. Это, без преувеличения, вопрос государственного масштаба.
В последние годы население большинства сибирских регионов неукоснительно сокращается, люди уезжают. Уезжают, потому что просто не видят для себя перспектив. Демографический дисбаланс между европейской частью и Зауральем, и без того серьезный, усугубляется в последние годы. Это порождает серьезные проблемы для социально-экономического развития и региона или, точнее сказать, регионов, да и для всей России.
Нужно существенно повысить миграционную привлекательность Зауралья. Для этого необходимы серьезные государственные решения и в политической, и в экономической, да и в гуманитарной сфере тоже. Компенсировать суровые природные условия можно достойной, высокооплачиваемой работой и социальным обустройством. Стандарты жизни в Сибири не должны быть хуже, чем в европейской части как минимум.
Создать такие условия можно, лишь добившись ощутимого экономического оживления в сибирских и дальневосточных регионах. И потому мы должны взять на себя вполне четкие, определенные обязательства по созданию объективных условий для этого экономического оживления. Хочу повторить: только это позволит создать нормальные условия для жизни людей, стабилизировать демографическую ситуацию, а значит, обеспечить будущее и Сибири, и Дальнего Востока.
Одно из ключевых условий экономического оживления – это эффективная тарифная политика. Пока мы здесь так и не смогли выстроить грамотную, сбалансированную систему тарифов. В ее разработке нельзя действовать исключительно с позиций продавца или, наоборот, покупателя услуг. Слишком взаимосвязаны здесь интересы, а развитие одних напрямую зависит от выживания других.
Понятно, о чем я говорю. Установим непосильные тарифы – загоним промышленность, будем кредитовать промышленность за счет транспорта и энергетики – завалим эти сферы. Мы должны снять непонимание, преодолеть полосу отчуждения между отраслями, выйти на баланс интересов и в конечном счете обеспечить интересы общенациональные и государственные.
Наша базовая задача – обеспечить качественное развитие естественных монополий при минимизации стоимости их услуг. Надо прямо сказать: во всем мире практически государство жестко контролирует механизм формирования цен на продукцию естественных монополий.
Это обеспечивается за счет абсолютной прозрачности балансов монополистов и для государственных органов, и для потребителей. На основании анализа обоснованности издержек государство прямо или косвенно контролирует норму прибыли естественных монополий и нормативы инвестиционных расходов. У нас этого, к сожалению, нет. Ни в МПС нет, ни в РАО ЕЭС нет, ни в «Газпроме» нет.
Во многих государствах такие регулятивные функции сосредоточены в едином органе. В России они раздроблены. Сегодня днем уже говорил в Томске на эту тему, хочу здесь еще раз повторить. Я предлагаю обсудить вопрос о целесообразности концентрации функций тарифного регулирования. Давайте обсудим, взвесим все «за» и «против». Знаю, что придется, наверное, вносить изменения в действующее законодательство. Но ситуация, при которой то транспортники увеличивают тариф, кивая на энергетиков, то энергетики увеличивают свои тарифы, кивая на транспортников, страну в целом не может устраивать. И, главное, не поймешь, кто виноват.
Отдельная тема – развитие железнодорожного транспорта. Роль, которую он сыграл в освоении Сибири, особенно видна на примере Транссиба. Должен поблагодарить Николая Емельяновича Аксененко за то состояние, в котором система Транссиба содержится, эксплуатируется. Она, как мы знаем, была построена в сложнейших условиях и в невероятно короткие сроки. Дорога дала мощнейший толчок развитию всего Зауралья. Достаточно вспомнить, что многие сибирские города обязаны своим рождением именно Транссибу. Да Россия сама в целом многократно увеличила свой экономический вес и обеспечила свое геополитическое пребывание в Азиатско-Тихоокеанском регионе благодаря Транссибу. Страна просто не сможет существовать как единое государство, развитое и самостоятельное, если Транссиба не будет как единой транспортной системы, да и вообще, если в России не будет единого транспортного каркаса. А потому развитие транспортной инфраструктуры должно стать важнейшей частью государственной политики социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока.
Стоимость железнодорожных перевозок между тем постоянно растет. Возможно, что с точки зрения отрасли такие решения обоснованны, но за счет сверхвысоких транспортных издержек хозяйственная деятельность за Уралом может скоро утратить всякий экономический смысл. Да и что там экономический смысл, вообще жить станет невозможно. Как же так, у нас сегодня «Жигули» на Дальнем Востоке стоят дороже, чем импортные машины, завозимые из Японии! Причем новые «Жигули» дешевле, чем подержанная аналогичная малолитражка японского производства, да еще и с правым рулем.
Нужно признать, что во многом из‑за преобладания узковедомственных подходов Россия так и не смогла воспользоваться преимуществом своего геополитического положения, осталась в стороне от колоссального товаропотока между Европой и Азией. Сегодня по Транссибирской магистрали осуществляется не более одного процента перевозок. Основная масса грузов идет морем, а между тем это на двое суток дольше и в три раза дороже. Тем не менее потребители услуг предпочитают пользоваться этим путем. Это связано и с экономикой, разумеется, с ценами, это связано с безопасностью, с сохранностью грузов и с обслуживанием.
Шаги для повышения коммерческой привлекательности Транссиба в определенной степени сделаны, движения намечены, но недостаточны пока. Прошу сегодня подробнее остановиться на работе в этом направлении. И еще раз хочу подчеркнуть: эффективное функционирование транспортной системы – забота не только Министерства путей сообщения. Должно значительно возрасти участие регионов в этой работе.
Поэтому мы попросили сегодня собраться и региональных лидеров для обсуждения именно этой темы. Я знаю, что вас это волнует далеко не в последнюю очередь. Практически на всех встречах с региональными руководителями мы говорим об этих проблемах.
Конечно, на региональном уровне часто тоньше видно, что там происходит. Но давайте прямо скажем: очень часто в силу построения нашей политической системы (абсолютно верного построения, я имею в виду избираемость региональных руководителей), к сожалению, энергетическая политика на региональном уровне соотносится с потребностями политического процесса в данный момент времени. И это не всегда полезно для экономики. Поэтому в этом смысле я бы прислушался к тем коллегам, которые говорили о необходимости еще раз взглянуть на энергетическое регулирование на региональном уровне. Может быть, и здесь подумать об укрупнении.
И последнее – о необходимости создания единого органа тарифного регулирования. Согласен, что нужно продумать все аспекты этого вопроса, посмотреть на все составляющие: на минусы и плюсы (плюсов, на мой взгляд, больше) – без суеты, но и не затягивая. Если нужны, а они нужны, соответствующие изменения в закон, значит, нужно аргументированное предложение представить в Государственную Думу.
Спасибо.