В.Путин: Мною подписан указ об образовании новой компании на базе двух существовавших до сих пор – «Совкомфлот» и «Новошип». В значительной степени это была инициатива Министерства и Ваша инициатива. Хотел бы услышать, как Вы предполагаете реализовать состоявшееся решение.
С.Франк: «Совкомфлот», крупнейшее российское пароходство, развивалось в последнее время достаточно динамично. Флот за последние два года вырос на 60 процентов. Независимая оценка компании инвестиционными банками возросла в два раза, размеры выплаченных дивидендов единственному акционеру – государству – выросли практически в четыре раза. В контексте консолидации двух компаний создается танкерная компания, которая уверенно входит в первую пятерку мировых танкерных компаний. Она будет обладать активами в размере около пяти миллиардов долларов США. Эта консолидация выглядит достаточно логично исходя из процессов консолидации мировой энергетики. Потребителями наших услуг являются крупнейшие нефтегазовые компании, соответственно – консолидация в танкерном секторе.
Хотя этот проект консолидации будет, очевидно, одним из самых крупных в танкерном секторе в этом году, несколько месяцев назад были сделки и по два миллиарда капитализации. То есть этот процесс носит объективный характер. Консолидация ресурсов двух компаний позволит надежнее, качественнее поддержать те серьезные проекты, которые есть у России на российском континентальном шельфе в будущих перевозках сжиженного природного газа, и в контексте инфраструктуры трубопроводного транспорта – все это будет дополнено качественными услугами такой солидной большой компании.
В планах, безусловно, создание на ее базе национальной публичной компании мирового класса. И дело не только в размерах – дело в качестве корпоративных процедур, в привлекательности ее для инвесторов. На российском шельфе в перевозках сжиженного газа потребуются большие финансовые ресурсы, это очень капитальная сфера, и гарантированно надежный доступ к такому капиталу, безусловно, будет необходим как для транспортной отрасли России, так и для российской энергетики.
В.Путин: Сколько сейчас заказано судов?
С.Франк: Сейчас в портфеле «Совкомфлота» – 20 судов общим дедвейтом около двух миллионов тонн. Из этого значительная часть – это заказы на российских верфях. В прошлом году «Совкомфлот» инвестировал в российское судостроение без малого три миллиарда рублей. В основном это «Адмиралтейские верфи». Хотел бы вам доложить, что мы с нашими коллегами-адмиралтейцами начали практическую работу по строительству на российских верфях газовозов для перевозки сжиженного природного газа размерностью 70 тысяч кубометров. Это практически тот размер, которым мы сейчас оперируем, предоставляя услуги таким компаниям, как «Газ де Франс», на международном рынке. Через какое‑то время нам надо будет заменять эти суда, и мы хотим к этому времени успеть их построить в Российской Федерации.
В.Путин: А в «Новошипе» сколько?
С.Франк: В «Новошипе» примерно такой же портфель – очень хороший, качественный портфель. Это очень крепкая танкерная компания. И я уверен, что консолидация человеческих, финансовых ресурсов поможет, опираясь на новороссийские, санкт-петербургские, мурманские возможности, действительно предоставить качественно новый уровень сервиса российской энергетике.
В.Путин: Конечно, наш перевозчик должен пользоваться самыми передовыми технологиями и приобретать самый лучший транспорт, лучшие суда, но и иметь в виду то, что у нас создается крупнейшая судостроительная компания, в которой будут объединены государственные активы. Очень рассчитываю на то, что и здесь вновь создаваемая компания-перевозчик будет иметь в виду возможности отечественного судостроения.
С.Франк: Мы уже ведем активные консультации как с элементами Объединенной судостроительной корпорации, так и с руководством самой корпорации. Мы уже ясно дали понять нашим судостроителям, какими заказами интересуется создаваемая компания. Мы убеждены, что у российского судостроения есть великолепная ниша – широкая гамма судов для освоения российского континентального шельфа.
Мы считаем, что конкуренция с новыми судостроительными державами, такими как Китай, в относительно простых конвенциональных судах бесперспективна. Нужно заниматься «хай-теком». Эти возможности есть. Буквально две недели назад мы заложили уникальный танкер-челнок ледового класса двойного действия для обслуживания проектов «Газпрома» на российском континентальном шельфе. Эти суда могут позволить себе построить две-три верфи в мире. И мы рады, что адмиралтейцы за этот заказ взялись. Мы решили назвать это судно «Михаил Ульянов»: судну потребуется крепкий характер. Но это образец того типа судов, которые можно и нужно строить в Российской Федерации.
В.Путин: Хотел бы обратить внимание на два обстоятельства. Первое: и отечественные перевозчики, и производители должны работать в рыночных условиях и должны предоставлять и услуги, и продукт мирового класса, и лучше, чем те, что сегодня предоставляют конкуренты. И второе – это касается и производителей, и перевозчиков: нужно, конечно же, обращать внимание на проблемы экологического характера. Нам нужны такие услуги и такие продукты судостроения, которые отвечали бы современным требованиям.
С.Франк: В настоящее время мы строим несколько серий на «Адмиралтейских верфях», но танкеры-продуктовозы адмиралтейцы строят по самым высоким требованиям британского классификационного общества Lloyds Register – самый высокий уровень.
В.Путин: Это становится особенно актуальным в связи с развитием портового хозяйства на Балтике в российской ее части: это и Усть-Луга, и увеличение объемов перевалки на Приморск.
С.Франк: С руководством «Новошипа» мы этот вопрос обсуждали много раз. Мы считаем, что сейчас наша консолидированная компания сможет играть более активную роль, в том числе и в развитии морской терминальной инфраструктуры на Балтике: вкладываем и средства, и знания, и навыки, пытаясь поднять уровень терминальной инфраструктуры до самых высоких международных стандартов и возможностей.