В.Путин: Только что был в Брунее. Это интересное мероприятие, оно регулярно проводится и, как правило, не посвящено конкретным проектам. Такие саммиты посвящены, как правило, архитектуре современных международных экономических отношений. Всё мероприятие проходит с упором на экономические отношения. Но это в основном, конечно, касается региона, но не только региона. Потому что регион‑то уж больно большой (там сосредоточено 60 процентов всего мирового хозяйства, 60 процентов мировой экономики). В связи с этим возникают некоторые мысли, и я бы хотел с вами ими поделиться. Вот какого они характера.
Естественно, и мы с вами это хорошо знаем, в какое время мы живем (имеются в виду те масштабные и очень быстрые перемены, которые происходят в мире, в нашей стране). Для нашей страны это особенно заметно, особенно важно, потому что они наиболее драматичны. Таких изменений, как у нас, наверное, нигде в мире сегодня не происходит. Специалисты говорят, что потребность в новых знаниях, в обновлении знаний у людей происходит каждые 3–5 лет (такова внутренняя потребность человека). А в течение человеческой жизни происходит примерно 4–5 смен поколений техники. Естественно, в наше время самое сложное для вас, для ваших преподавателей и самое важное, что нам нужно сделать, – это вычислить главное звено. Это, конечно, творческий работник. Потому что если раньше мы брали большим количеством инженеров, рабочих, то теперь, конечно, во главу угла должен быть поставлен интеллектуал.
Кроме того, уже в скором будущем мы должны быть готовы к тому, что мировое сообщество будет жить в едином образовательном пространстве. Это тоже одна из проблем, которую мы, без всяких сомнений, должны учесть. И не только учесть, но и адаптироваться к этому. Уже сейчас нужно иметь в виду, что следует сделать для того, чтобы соответствовать запросам этой новой, быстро меняющейся эпохи. Мы не можем допустить, чтобы наша система образования перестала отвечать динамике времени. И дело не только в том, чтобы вовремя и в нужном количестве выделять деньги (хотя это, конечно, очень важно и без этого вообще никуда не деться, сегодня мы еще об этом будем говорить с губернатором и с руководителями других регионов Сибири). Нам нужно не допустить изменения в худшую сторону, устаревания самой системы образования и снижения качества ее наполнения. А ведь эта система, как и любая другая система, всегда требует новых идей. Идей, соответствующих требованиям глобализации в ее цифровом исполнении. Думаю, что большинство находящихся в зале понимают, что я имею в виду.
Один из французских философов XVII века говорил: «Неравенство состояний и неравенство образований – вот главные причины всех зол и всех социальных потрясений». К сожалению, за последние годы мы ощутили на себе часть этих проблем. И если сейчас нерешенность проблем образования (точнее сказать, проблем равного доступа молодых людей к высококачественному образованию) может иметь негативные последствия, привести к внутренним конфликтам, то через определенное и довольно быстрое время это может привести к еще более тяжелым последствиям для страны в целом, потому что такое положение дел кардинальным образом до критической черты понизит нашу конкурентоспособность вовне. Если мы дойдем до этого, качественные изменения в стране наступят такие, о которых сегодня мы даже не думаем. И думать не хочется, но нужно.
В стране улучшилась экономическая ситуация, что, в свою очередь, отражается и на образовательной сфере (не может не отражаться хотя бы в силу того, что есть понимание важности этой сферы). Образование занимает третье место по объему расходов в федеральном бюджете на будущий год. А темпы увеличения финансирования сферы просвещения выше, чем все остальные. Этого, конечно, недостаточно, это мы понимаем. Но тем не менее впервые за последние несколько лет заложены значительные ресурсы на обновление материально-технической базы вузов. Правительство также планирует направить эти средства на компьютеризацию, на производственные практики, на обновление библиотечных фондов. Так что во многих учебных заведениях они, конечно, находятся в тяжелом состоянии. Мало того, что в тяжелом состоянии, они не соответствуют требованиям времени.
В дополнение к академическим стипендиям Правительство намерено ввести социальные стипендии для молодых людей, нуждающихся в особой поддержке государства. В будущем году планируется провести эксперимент. Знаю, что специалисты высшей школы по‑разному относятся к этому эксперименту. Но тем не менее в определенных масштабах планируется его проведение, смысл этого эксперимента (имею в виду Единый государственный экзамен) в том, чтобы молодой человек даже в самом отдаленном поселке имел возможность, не выходя из дома, поступить в престижный вуз страны, если он этого достоин.
Нам необходимо формировать систему непрерывного образования. Это другая тема, которую мне бы хотелось отметить. Непрерывное образование – система, которая позволит человеку постоянно обновлять и пополнять свои знания. Для того чтобы масса людей, сформировавшихся в прежних условиях, не оказалась невостребованной. Молодежь довольно легко усваивает новейшие знания, быстро адаптируется. Для людей старшего поколения это сложнее. И, конечно, задача и вашего вуза, и всех других крупных учебных заведений сделать новейшие технологии доступными для населения страны. Поэтому вузы наряду с первичным обучением должны взять на себя и роль центров переподготовки и повышения квалификации специалистов. Знаю, что в вашем вузе как раз много внимания уделяется этому вопросу. Хочу вас за это поблагодарить. Абсолютно правильное направление.
В связи с этим хотелось бы сказать. Я уже вскользь упоминал об этом, но, думаю, будет нелишним вернуться к этому еще раз. Нам всем – и молодым, и людям старшего поколения – нужно быть эффективными. И государству в целом нужно стать эффективнее. Это зависит от того, как мы научимся приспосабливаться к новым условиям жизни. Мы должны вспомнить, что произошло с динозаврами. Они казались непотопляемыми, они казались такими мощными и непобедимыми. Но они не смогли приспособиться к тем климатическим условиям, которые изменились капитальным образом. Из истории мы с вами хорошо знаем о том, что мощные империи, огромные государства приходили в упадок и просто исчезали с политической карты мира. А некоторые из них исчезли практически бесследно, о них знает только узкий круг специалистов.
Мы должны осознать остроту положения, в котором сегодня находимся, и адекватно реагировать на вызовы времени. Мы должны адекватно реагировать на изменение среды обитания (культурной, социальной, экономической и международной). В этой связи, конечно, и первичная подготовка и, повторю, переподготовка кадров является наипервейшей задачей.
Но самая главная задача системы образования – не просто наполнять головы знаниями, а научить людей учиться.
Вопрос: Вы сейчас уже как бы ответили на мой вопрос, но все равно спрошу. Как Вы смотрите на стабильность выпускников в новом тысячелетии? На перспективы их трудоустройства? Раньше, 20 лет назад, у наших родителей, допустим, было какое‑то распределение студентов. Вообще в стране в целом, не только в нашем университете.
В.Путин: Вы говорите о том, вернемся ли мы опять к ситуации, когда нам что‑то гарантированно обеспечено. Вы про родителей вспомнили. Им была гарантированно обеспечена зарплата в 120–130 рублей, 2,2 руб. стоила колбаса вареная. Больше ничего не было, но она была точно. Квартиру всем обещали, правда, никому не давали. Правда, всем было точно обещано. Все знали, что они имеют право получить. Старая шутка. Бабушка приходит в адвокатуру и спрашивает: «Сынок, я имею право?». Он говорит: «Имеешь, бабка». Она говорит: «Хочу узнать, имею ли я право?». Он отвечает: «Имеешь!». Она говорит: «Подожди, хочу узнать, могу я или нет?». Он отвечает: «Нет, бабка, не можешь». (Смех.)
Для того чтобы мы все смогли, нам нужно бороться за себя. Я об этом тоже сказал. Нужно учиться быть самостоятельными, самодостаточными и конкурентоспособными. Есть, наверное, области, где может и должен существовать так называемый государственный заказ. В том числе и в сфере образования. В таких сферах должны существовать так называемые казенные предприятия, которые раньше были на Руси. Это в том числе государственные предприятия в сфере обороны. Есть сферы деятельности, где государство никто и ничто заменить не может. В этих сферах, конечно, может быть государственный заказ и на кадры. И тогда государство обязано обеспечить молодых специалистов и работой, и жильем. Согласен. Но не думаю, что мы должны распространить это на всю страну по всем направлениям деятельности и подготовки кадров.