Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Мы с вами некоторое время назад договаривались рассмотреть перспективы социально-экономического развития Уральского федерального округа. Это у нас вообще традиционный формат обсуждения с участием губернаторов соответствующего федерального округа. Но здесь мы собирались поговорить и о ряде программ, которые существуют и которые будут реализовываться. Ну и, конечно, мы сегодня должны вести это обсуждение с учётом сложившихся социально-экономических реалий в стране.
Но, прежде чем начать обсуждение, я бы хотел вам представить нового полномочного представителя, моего полномочного представителя в Уральском федеральном округе. Это Николай Александрович Винниченко. Человек он для многих здесь присутствующих известный. Он работал и в прокуратуре Санкт-Петербурга, работал в аппарате полномочного представителя, в последнее время возглавлял Федеральную службу судебных приставов. Надеюсь, что вы найдёте общий язык и сможете работать дальше с такой же степенью интенсивности и с такой же степенью отдачи, как это делал Пётр Михайлович Латышев. Он очень активно, интенсивно занимался делами Уральского федерального округа, по сути, с момента возникновения этого округа на карте, под его контролем были и крупнейшие социально-экономические программы. Я надеюсь, что Николай Александрович всё, что было сделано позитивного, сможет не только сохранить, но и развить.
Теперь непосредственно к проблематике совещания. Я не буду давать развёрнутую характеристику состояния дел в Уральском федеральном округе и его потенциала – это нам всем хорошо известно. Очевидно то, что это безусловное достоинство окружной экономики, и мы при обсуждении всегда учитываем то, что на территории округа складывается практически треть всех поступлений в бюджет. И цифры за девять месяцев тоже, во всяком случае, те, которыми я пользуюсь, вполне позитивно смотрятся, почти 550 миллиардов рублей – это общий объём доходов регионов Уральского федерального округа, на 42 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но мы понимаем, что сохранить эти цифры в будущем году будет крайне сложно. И мы должны понимать, как нам работать дальше.
Теперь в отношении собственно специализации отдельных территорий. Есть Северный Урал, Западная Сибирь, здесь энергосырьевая база страны, здесь две трети российской нефти, более 90 процентов российского газа производится. С другой стороны, на юге, на Среднем Урале, где всегда традиционно была развита промышленность, создаётся почти четверть общего объёма промышленного производства нашей страны. Регион исключительно серьёзный.
Что нужно делать и на чём я предлагаю сконцентрироваться? Конечно, наша сегодняшняя задача – сохранить всё то позитивное, что было создано за последнее время. Мы должны делать ранее запланированные шаги, преодолевать инфраструктурные и ресурсные ограничения, которые и существовали, и продолжают существовать, естественно, и на территориях, и в регионе в целом. Тем самым обеспечивать прочную социальную базу развития (это, может быть, самое главное, об этом чуть позже несколько слов ещё скажу), ну и, конечно, оперативно реагировать на те неблагоприятные изменения, которые происходят на товарных, сырьевых, финансовых площадках, на рынке труда, пользоваться преимуществами, которые возникают, и минимизировать проблемы.
Я уже сказал об этом: тот финансовый кризис, который в целом сегодня потрясает всю мировую экономическую систему, не должен служить основанием для сворачивания наших программ, наших проектов, которые мы с вами разрабатывали в последние годы.
В этой связи хотел бы обратить внимание на несколько принципиальных моментов.
Во‑первых, мы должны в ходе совместной работы приступить к полномасштабной реализации региональных антикризисных программ. Их цель – сохранить по максимуму рабочие места и обеспечить выполнение базовых социальных обязательств. Наша ключевая задача – сберечь высококвалифицированные кадры, те кадры, которые с таким трудом нам в ряде случаев удавалось собирать, восстанавливать. По сути, иногда восстанавливались целые производства, целые конструкторские бюро, исследовательские отделы. Это та самая производственная элита, которая, наверное, является важнейшим фактором обеспечения промышленного роста.
Во‑вторых, нам необходимо обязательно самым внимательным образом оптимизировать те процессы, которые происходят на рынке труда, и действовать аккуратно, разумно, учитывая и перспективные потребности в специалистах, которые складываются в той или иной территории. При этом исходить, естественно, из экономических критериев, но понимая, что удержать то или иное крупное предприятие на плаву всё‑таки можно не только сокращая число работающих, но и другими способами.
Считаю принципиально важным для власти в этот сложный период обеспечить установленный законом уровень социальных гарантий и продолжить исполнение всех наиболее значимых социальных программ.
Ну и, наконец, третье, наиболее сложное. Это меры по социальной поддержке тех, кто остался без работы. Задача региональных властей – организовать их переобучение, переквалификацию, если это необходимо, и (может быть, ещё более важная тема) просто помочь людям организовать собственное дело. Потому что, если будет происходить какое‑то высвобождение кадров, если люди будут лишаться работы, первейшая задача государства – обеспечить им возможность трудоустройства в другом месте, в том числе и путём открытия собственного дела. Это, безусловно, сложные и в известной мере за последнее время непривычные процессы, но мы должны быть к ним готовы.
Тем не менее сам по себе кризис, кризис финансов, экономический кризис, безусловно, будет иметь не только негативные последствия, но должен создать и ряд новых возможностей, в частности, по освоению новых рыночных пространств, новых кластеров, новых рыночных ниш для того, чтобы мы всё‑таки всерьёз, по‑настоящему занялись ростом производительности труда, потому что эта задача неоднократно всеми нами ставилась. Мы все понимаем, как это важно делать, тем не менее по этому показателю мы и выглядели, и выглядим очень плохо. Мы в целом неэффективны, экономика в этом плане развивается совершенно по неправильному сценарию, и это как раз возможность навести здесь хотя бы какой‑то маломальский порядок, двинуться в правильном направлении. Ну и, конечно, нужно оптимизировать само производство.
Ещё раз хотел бы специально подчеркнуть, что все стратегические проекты социального и экономического развития Уральского федерального округа должны сохраниться, включая и те, что связаны с развитием Полярного и Приполярного Урала. Один из самых известных, наиболее подготовленных – это проект «Урал промышленный – Урал Полярный», тот самый проект, которым очень активно занимался Пётр Михайлович Латышев. Его реализация, безусловно, нацелена на будущее. Она должна упростить связи между основными звеньями промышленного производства на Урале, освоить минерально-сырьевые ресурсы восточного склона Урала, обеспечить сырьём металлургические и машиностроительные предприятия Среднего и Южного Урала и, соответственно, повысить в общем экономическую и социальную стабильность всего региона. Проект огромный. Мы прекрасно понимаем, что он рассчитан на годы вперёд. Оценки делались и на 10, и на 20 лет, и даже до 50-го года. Но это не значит, что мы не должны сейчас им заниматься, что должны из‑за тех трудностей, которые возникли, отказаться от него. Я думаю, что это было бы неправильно.
И, наконец, то, что я хотел бы специально затронуть в этом разговоре, уважаемые коллеги, я обращаюсь, конечно, прежде всего к губернаторам, – я говорю о социальных вопросах. Конечно, достаточно высокий уровень экономического развития в Уральском федеральном округе предопределил и неплохой уровень доходов людей, которые живут на Урале. В целом за последние годы средняя заработная плата здесь на 30 процентов превышала среднероссийские показатели. Не везде, конечно, так, потому что, скажем, Курганская область в этом смысле всегда была более сложной. Но тем не менее в целом Уральский федеральный округ всегда был в числе наиболее активно развивающихся. И, с другой стороны, уровень бедного населения, безработица здесь тоже были одними из самых низких.
Более того, за последние годы практически всеми здесь сидящими были сделаны очень хорошие шаги по развитию жилищного строительства. Я практически с любым присутствующим здесь губернатором неоднократно эти вопросы обсуждал. Мы с вами и новые объекты смотрели, и рассматривали различные правильные с экономической точки зрения правовые и организационные схемы работы. В общем, рост жилищного строительства был очень неплохим.
Почему я об этом говорю? Считаю принципиально важным для власти в этот сложный период обеспечить установленный законом уровень социальных гарантий и продолжить исполнение всех наиболее значимых социальных программ. Мы можем с вами сэкономить на чём‑то другом и, наверное, должны будем это сделать, можем ограничить какие‑то траты, но на социальных вопросах власть не имеет права экономить. Мы развивали российскую экономику последние 17 лет, и особенно интенсивно последние восемь лет, в том числе для того, чтобы, когда наступит кризис – а он рано или поздно наступает в мировых финансах, это отражается на жизни практически во всех странах, – мы вышли на эту ситуацию более подготовленными. Вот как раз сейчас есть возможность проявить себя.
В заключение я бы что ещё хотел сказать на эту тему. Вообще, в период такого рода сложностей власть должна быть существенно более внимательна к обычным проблемам людей. Это и так святая обязанность любой власти – заниматься проблемами обычных граждан. Но в сложные периоды такого рода внимание, если хотите, забота государства и забота любого начальника должна быть не только постоянной, но и максимальной. Поэтому я бы хотел, чтобы все присутствующие здесь сохраняли чёткий контроль над ситуацией, держали руку на пульсе. В случае необходимости мы готовы обсуждать любые вопросы на федеральном уровне, принимать адресные решения, в том числе и о поддержке тех или иных компаний, тех или иных предприятий. Самое главное – чтобы мы не утратили внимания к обычным гражданам. Вот это абсолютно ключевая вещь. Только в таком случае можно выйти из текущих экономических проблем с наименьшими последствиями.
Мы должны в такой ситуации работать как единый организм, как, собственно, и должна работать исполнительная власть, начиная от, по сути, поселкового уровня, муниципального уровня, и заканчивая теми решениями, которые принимаются в Москве.
На Урале есть все возможности для реализации серьёзных программ. Я уверен, что вы сейчас выступите со своими предложениями. И я уверен, что в результате этой работы мы сможем даже в нынешних, не самых простых условиях реализовать эти программы для достижения главной цели – повышения уровня жизни наших граждан.