В.Путин: Уважаемый Леонид Данилович [Кучма], уважаемые участники встречи, дорогие друзья. Я думаю, что будет правильно сказать, что мы все, наверное, рассматриваем сегодняшнее событие как знаковое.
На пороге нового века диалог между нашими странами получает абсолютно новое качественное развитие.
Сегодняшняя наша встреча – а она уникальна и проводится по инициативе Президента Украины, за что я хочу его сердечно поблагодарить, это очень своевременная инициатива, на мой взгляд, и очень полезная, – эта встреча подтверждает взаимную заинтересованность и деловых кругов наших государств, и народов России и Украины в тесном сотрудничестве. Убежден, что правильный выбор, который послужит и интересам конкретных компаний, и в целом наших государств, этот правильный выбор будет сделан, и сегодня вы в результате своей работы предложите нам конкретные решения в важнейшей сфере – в сфере экономического сотрудничества.
Украина – основной торгово-экономический партнер России среди стран СНГ. На ее долю приходится около 40 процентов российского товарооборота. Мы тесно связаны в целом ряде ключевых экономических отраслей и прежде всего в топливно-энергетической. Сегодня потребности Украины в энергоносителях обеспечиваются главным образом за счет поставок из России. Значительная часть российской атомной промышленности работает для атомной энергетики Украины. В этой связи хочу подчеркнуть, что у нас есть хорошие перспективы подписания до конца текущего года межправительственных соглашений в газовой сфере. Я даже надеюсь, что это может быть сделано, может быть, сегодня, завтра, в ближайшие дни.
Хотелось бы отметить, что даже сам факт того, что у нас достигнута договоренность по многим спорным вопросам в этой области, кардинальным образом изменил отношения между странами. Просто кардинальным образом. Делает наши отношения абсолютно цивилизованными, открытыми и создает обстановку доверия.
Во многом зависит от поставок комплектующих авиационная промышленность нашей страны. Сегодня около 60 тысяч наименований комплектующих изделий для выполнения оборонного заказа поступает в Россию от 400 украинских предприятий, порядка 30 процентов рынка труб в России приходится на Украину, много украинских рабочих трудится в строительном комплексе и на рынке частного строительства. Хочу отметить, что у нас есть и другие сферы совместных интересов. Например, суммы, зарабатываемые украинскими предприятиями на транзитных операциях с российскими товарами, исчисляются миллиардами долларов.
Уважаемые друзья, развитие нашего делового партнерства во многом зависит от того, насколько быстро мы преодолеем препятствия на пути развития экономического и политического сотрудничества. Они нам известны, и сейчас важно последовательно снимать их одно за другим. Без лишней суеты, но решительно и твердо, последовательно. Это наша задача при разработке действенных механизмов реализации совместных перспективных программ. Речь идет об уже принятой программе экономического сотрудничества между Россией и Украиной на 1998–2007 годы и подготовленной программе межрегионального и приграничного сотрудничества России и Украины на 2001–2007 годы.
Тут хочу обратить внимание на важнейший момент. Наши усилия будут малоэффективными и вообще обесценятся, если не удастся сблизить законодательство России и Украины. Прежде всего, конечно, в рассматриваемой нами сегодня хозяйственной сфере. Только на основе правовой совместимости ведущие государственные и частные предприятия, корпорации и финансово-промышленные группы смогут создавать транснациональные межгосударственные промышленные образования. Площадок для общей работы у нас вполне достаточно. Совместные структуры могли бы быть созданы в машиностроении, в АПК, в отраслях ТЭКа, металлургии, переработке сельскохозяйственных продуктов и так далее.
Особое внимание следует уделить реальной координации взаимодействия в стратегически важных для нас отраслях экономики и науки. Это, в частности, – космос, упоминавшееся мной уже авиастроение, ядерная энергетика, фундаментальные исследования, высокие технологии. Именно здесь Россия и Украина пока занимают ведущие позиции в мире. Растерять или ослабить эти позиции в новом веке было бы недопустимой и непростительной ошибкой. Хочу подчеркнуть, у нас есть все шансы сохранить этот потенциал.
Убежден, помогая друг другу, сообща решая все возникающие проблемы, мы способны серьезно продвинуть многостороннее стратегическое партнерство наших государств. А значит, добиться и главной цели – обеспечить экономическое процветание и России, и Украины. Такой подход поможет наполнить конкретным содержанием стратегическое партнерство России и Украины и, конечно, будет поддержан руководством двух государств. Думаю, что на этот счет у нас с Леонидом Даниловичем есть полное взаимопонимание. И впервые идея этой встречи сегодняшней возникла на нашей с ним встрече в Крыму, и с большим удовлетворением отмечаю, что в этом организационном плане мы решаем те задачи, которые перед собой ставим. Рассчитываю, что результатом нашей встречи станут конкретные предложения и рекомендации по углублению российско-украинского делового сотрудничества. Мы с Леонидом Даниловичем и правительства обоих государств самым серьезным образом рассмотрим все ваши предложения. Хочу пожелать вам успехов в вашей работе.
Спасибо большое за внимание.
* * *
Два слова хотел сказать по поводу некоторых замечаний Леонида Даниловича.
Во‑первых, что касается сотрудничества в энергетической сфере. Действительно, подтверждаю, что за последние месяцы у нас произошел качественный перелом в этой области. Во взаимоотношениях, я имею в виду по расчетам, по своевременности расчетов и так далее. Это – первое.
Второе. Сам факт выхода на определенные договоренности поменял отношение к Украине и со стороны наших партнеров в Европе. Это фактор, который не только может и должен, но и будет учитываться в нашей работе по реализации и по разработке программ сотрудничества России с западноевропейскими потребителями. Конечно же, мы будем думать и будем реализовывать планы строительства других трубопроводных систем. Вы знаете, что такая система, как «Голубой поток», уже в работе. Она не только обсуждается, но мы приступили к стадии ее практической реализации. Мы думаем и о других вариантах строительства трубопроводных систем. Но это не значит, что украинская трубопроводная система не может и не будет использоваться. Она, конечно же, может и будет использоваться, и больше того – мы вчера говорили с Леонидом Даниловичем, и я думаю, что обязательно переговорим с руководством «Газпрома», «Газпром» и так, разумеется, в курсе всех нюансов и деталей – видимо, нужно будет говорить о реконструкции украинской трубопроводной системы. С тем чтобы не только использовать, но и расширять ее возможности. Таким образом, при окончательном урегулировании всех вопросов и в практическом плане выходя на нормальные, как Президент Украины выразился – цивилизованные, отношения в этой сфере, мы будем выходить на рынки третьих стран совместно. Россия с продуктом, а Украина как самостоятельный независимый участник этого процесса, предоставляющий в данном случае услуги трубопроводного транспорта.
И я абсолютно согласен с Леонидом Даниловичем в том, что совместная комиссия межправительственная работает, действительно, не так эффективно, как нам бы хотелось. И, может быть, есть смысл… Заместитель Председателя Правительства здесь, Виктор Борисович Христенко – может быть, Вы сегодня подумаете еще о форме подключения и собравшихся здесь к работе в этой комиссии. Это не практика, конечно, международных экономических связей, но, учитывая особый характер отношений между Украиной и Россией, можно было бы подумать и о какой‑то форме вашего участия. Я думаю, что не только никакого греха здесь бы не было, а пошло бы только на пользу. Сейчас не говорю о формах этого участия. Мы понимаем: когда представители бизнеса работают в каких‑то межправкомиссиях, сразу возникает опасение, что они будут преследовать свои групповые или прочие интересы. Поэтому я не говорю конкретно как, но форму, мне кажется, продумать можно – через объединение, еще как‑то. Это вы сами подумайте. Думаю, что это пойдет на пользу.
Это все, что я хотел добавить к выступлению Леонида Даниловича.