В.Путин: В заключение.
Вопросы, которые мы сегодня обсуждали, действительно являются наболевшими. Мы говорим об этом очень много, но, к сожалению, за последние годы мало что делали.
Здесь выступали в основном коллеги, губернаторы, руководители министерств, ведомств, которые непосредственно, напрямую связаны с морской деятельностью. Но хочу отметить, что от того, как мы будем работать в этой сфере, зависит экономическое самочувствие всех субъектов Российской Федерации – всей страны.
Наша тема сегодня – это инфраструктурное развитие морского транспорта. И то, что мы сегодня обсуждаем эту тему, вполне логично, потому что совсем недавно мы практически завершили выработку основных принципов работы в сфере судостроительной отрасли. Приняли решение о создании большой российской судостроительной компании. Вполне логично, что сегодня мы подобрались и к рассмотрению развития инфраструктуры морского транспорта в целом – в широком смысле этого слова, имея в виду и портовую инфраструктуру.
Совершенно понятно, что вопросы очень сложны, запутанны. Прежняя система работы в этой отрасли оказалась разрушенной, внимание государства к этим проблемам – пониженное. Как можно было бросить финансирование вот этого судна, на котором мы находимся, в 1993 году и до 2003 года вообще не финансировать! Это значит, что мы начали уходить из Арктики.
Согласен с теми предложениями, которые некоторые коллеги инициируют. Нам действительно нужен координирующий орган по работе в этой зоне. И поэтому мы вполне могли бы подумать о создании национального арктического совета под председательством Председателя Правительства Российской Федерации, наделив его соответствующими полномочиями по выработке политики России, по закреплению своих интересов в этом регионе мира и по развитию нашей деловой активности. С тем чтобы выработать эту политику и утвердить ее впоследствии соответствующим как минимум указом Президента, а может быть, выйти на соответствующий закон. Уверен, Артур Николаевич [Чилингаров] сможет обеспечить такую поддержку в Государственной Думе.
Мы наметили сегодня целый перечень конкретных мер, которые должны быть приняты в ближайшее время по рассматриваемой теме. И хочу сказать, что, конечно, такая огромная по территории страна, как Россия, с выходами к Мировому океану в разных точках нашей территории не может не иметь осмысленной политики в этой сфере.
Мы уже говорили о том, что некоторые наши моря, бассейны являются непростыми с точки зрения развития морского транспорта. В некоторых регионах – на Дальнем Востоке, вот здесь, на Севере, – это почти идеальные условия. Мы должны четко и ясно понимать, в чем наши конкурентные преимущества и как их использовать, именно на этом сосредотачивать наши финансовые и административные усилия. Очень рассчитываю на то, что Морская коллегия, которой мы поручаем координацию действий по развитию морского транспорта, морских портов, будет в этом отношении действовать эффективно.
И, конечно, особое внимание нужно обратить и на развитие Дальневосточного региона. Я не разделяю опасения, что мы создаем государственную судоходную компанию, которую в административном порядке будем загружать. Это невозможно – я с этим согласен. Но если вы повнимательнее посмотрите на проект поручения, здесь написано: создать компанию с участием государства – а какое это будет участие, еще неизвестно. Но подумать над этим, конечно же, нужно.
И мы должны внести дополнения в действующую федеральную целевую программу по модернизации транспортной системы России в соответствии с сегодняшними решениями и, конечно, заранее подумать и начать разработку новой федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации на 2010–2015 годы» – как минимум пятнадцатый, а может быть, и двадцатые годы. Это большая совместная работа, требующая серьезного внимания со стороны государства и регионов Российской Федерации и высокой степени координации как государственных структур, так и частных компаний, как судовладельцев, так и перевозчиков.
Очень рассчитываю на то, что мы сможем организовать это на самом высоком уровне и должным образом.
Спасибо за внимание.