В.Путин: Уважаемые дамы и господа!
Прежде всего хочу еще раз сердечно поприветствовать в Москве нашего гостя – Президента Чехии Вацлава Клауса.
Для нашей страны Чехия всегда есть, остается и будет одним из важнейших, значимых европейских партнеров.
Торгово-экономические связи развиваются динамично и достигли высокого уровня в 7,5 миллиарда долларов. Естественно, значимым направлением взаимодействия является топливно-энергетический комплекс. Чехия удовлетворяет потребности в природном газе на 75 процентов за счет поставок из Российской Федерации.
Мне очень приятно отметить, что в конце прошлого года наши компании заключили долгосрочный договор о поставках нашего природного газа в Чехию до 2035 года.
Большие перспективы в области атомной энергетики. Но мы сегодня много говорили о диверсификации наших отношений. И мне приятно отметить, что взаимный интерес есть в области машиностроения, химии, легкой, перерабатывающей промышленности, в области производства фармацевтической продукции, туризма и других областях.
И вот сейчас вы были свидетелями того, как развиваются эти контакты. «Уралвагонзавод» подписал сейчас документы, стоимость которых миллиард евро. Башкортостан подписал соглашение о строительстве в республике завода по производству строительных материалов. Стоимость контракта – восемьсот миллионов евро.
Полагаю, что мы абсолютно в правильном направлении действуем, когда поддерживаем наши контакты в сфере гуманитарного взаимодействия. В прошлом году были проведены так называемые культурные сезоны Российской Федерации в Чехии. А сейчас мы запланировали такое же крупномасштабное мероприятие, которое будет длиться с середины текущего года до середины 2008 года в Российской Федерации.
Конечно, в ходе двусторонних встреч сегодня мы с господином Президентом не могли обойти вниманием и вопросы стратегического характера, говорили о безопасности на европейском континенте. Вы знаете, что нас очень беспокоят планы развертывания элементов противоракетной обороны в Европе и, конечно, в том числе и в Чехии. Мы ни в коем случае не собираемся вмешиваться во внутриполитические дебаты по этому вопросу в Чехии, но хотим, чтобы чешский народ и чешское руководство знали объективную информацию и были знакомы с позицией Российской Федерации. И сегодня я проинформировал господина Президента по этим вопросам, с точки зрения видения российских военных и российского руководства.
В целом мы удовлетворены тем, как развиваются межгосударственные связи, и со своей стороны будем делать все для того, чтобы сохранить позитивную динамику.
Спасибо за внимание.
В.Клаус: Дамы и Господа!
Позвольте мне сначала поблагодарить господина Президента Путина за приглашение к этому исторически первому визиту Президента Чешской Республики в Российскую Федерацию.
Этому визиту мы придаем большое значение, о чем свидетельством является и численность, и качественный состав делегации, которая меня сопровождает. В эту делегацию входят и представители правительства, представители парламента и также многочисленная группа чешских бизнесменов.
Мы уверены в том, что этот визит будет дальнейшим импульсом в развитии чешско-российских взаимоотношений. Я также уверен в том, что данный визит подтвердит высокий уровень наших взаимоотношений.
Интенсивное сотрудничество развивается, в частности в экономической области, свидетельством чего является целый ряд соглашений, которые были подписаны здесь сегодня и также в рамках предпринимательского форума, который также состоится в эти дни в Москве.
С господином Президентом Путиным у нас была возможность два с половиной часа поговорить на разные темы, обсудить многие вопросы, обменяться мнениями по вопросам и двусторонних взаимоотношений, и по многосторонним международным вопросам.
Как упомянул господин Президент, мы также обсудили вопрос возможного строительства систем противоракетной обороны в Чешской республике. Я господину Президенту объяснил, что этот радар ни в коем случае не направлен против Российской Федерации и стремлюсь объяснить Президенту Путину, что этот проект с чешской стороны ни в коем случае не против Русской Федерации, и я еще раз хотел бы это подчеркнуть.
Мы коснулись внутренних вопросов в Чешской Республике, позиции Чешской Республики в Европе и в Европейском союзе, вопросов поставок энергоносителей и энергетического сырья в Чешскую Республику в долгосрочной перспективе.
Я хотел бы закончить свое выступление, еще раз выразив благодарность господину Президенту Путину за приглашение к этому визиту, который является продолжением его визита в Прагу в прошлом году.
Вопрос: Добрый день!
Как оба Президента отметили, отношения между странами развиваются достаточно успешно и, насколько я понимаю, одним из немногих раздражителей является как раз ситуация вокруг американской ПРО.
В этой связи что, на Ваш взгляд, помогло обеим странам так быстро преодолеть элементы прошлого и успешно развивать отношения, например в экономике, в гуманитарной сфере?
И все‑таки не могли бы Вы пояснить, до чего Вы договорились, если договорились, по вопросу американской ПРО?
В.Клаус: Хотел бы отметить, что у нас уже есть традиция долгосрочных взаимоотношений, и что эти взаимоотношения развиваются и в интересах обеих стран, но не только в интересах обеих стран. У нас в обеих странах уже существует автономия экономической сферы. Развитием экономики уже должны заниматься коммерческие круги, бизнесмены и тому подобное.
Насчет второго вопроса – я бы добавил только то, что диалог об этих вещах необходимо вести, объяснять свои позиции, стремиться понимать друг друга, привести дальнейшие аргументы в обеих отношениях. Это, мне кажется, задача даже для будущего.
В.Путин: Что касается преодоления проблем прошлого!
Россия, конечно, формально и юридически является правопреемницей Советского Союза. Вместе с тем, современная Россия – это совершенно другое государство, по сути своей политической системы. И мы не только осуждаем все, что было негативного в прошлом, имею в виду, прежде всего, конечно, события 1968-го года.
Тем не менее мы чувствуем моральную ответственность за это прошлое. И мне кажется, что наши чешские друзья понимают искренность нашей позиции. Мы за это очень благодарны. И думаем, что прошлое не должно нам мешать идти в будущее. У нас много взаимных интересов и в политике, и в экономике. И мы довольны тем, как развиваются наши межгосударственные отношения.
Полагаю, что мы должны делать упор на все самое лучшее, что у нас было. И строить на этой базе наше будущее. Конечно, нас не может беспокоить то, что происходит сегодня в Европе с вооружениями. Как я уже говорил вчера в своем обращении к парламенту России, мы делаем все для того, чтобы исполнять все свои обязательства. Мы сокращаем вооружение и Вооруженные Силы в европейской части России.
В Европейской части России вообще не осталось никаких тяжелых вооружений. В то же время мы сейчас знаем о планах НАТО построить две новые базы в Болгарии и в Румынии по пять тысяч человек. И построить два позиционных района противоракетной обороны в Чехии и в Польше. Получается, что Россия разоружается в одностороннем порядке, а наши партнеры заполняют пространство центральной и восточной Европы новыми видами вооружения.
Что касается системы противоракетной обороны, то хочу обратить внимание, что это не просто оборонительная система. Это часть американской системы ядерных вооружений. Впервые в истории, хочу это подчеркнуть, впервые в истории на европейском континенте появляются системы американской ядерного стратегического комплекса.
Для нас, для России – это все равно что размещение «першенгов». Угроза абсолютно одинаковая. И мы готовы пригласить любых специалистов из Польши, из Чехии, из других европейских стран, чтобы на самых простых, элементарных, понятных специалистам материалах показать, что не у террористов, от которых, якобы, собираются защищаться с помощью систем противоракетной обороны, ни у Ирана, ни у Северной Кореи систем подобного рода нет.
Мы не понимаем, зачем сейчас в Европе нагнетать этот ажиотаж, связанный с ростом вооружений. Что такого происходит в Европе сегодня, что требует вот таких, достаточно агрессивных действий? Разумеется, если эти решения будут приняты, то Российская Федерация оставляет за собой право обеспечивать свою безопасность.
Это совсем не значит, что мы собираемся на этом основании сворачивать наши экономические, гуманитарные контакты. Мы хотели бы вести честный, открытый диалог со всеми нашими партнерами по всем направлениям нашего взаимодействия. И мы очень рады приезду Президента Чешской Республики. Действительно искренне рады, потому что это дает нам возможность как раз поговорить по этим проблемам.
Вопрос: Мы все‑таки предполагаем размещение системы противоракетной обороны на территории Чехии, Как это повлияет на отношения между Чехией и Россией? И второй вопрос к Президенту России: убедили ли Вас аргументы Президента Чехии в этом вопросе?
В.Путин: Поскольку господин Президент первым отвечал на вопрос российского журналиста, я позволю себе первым начать отвечать представителю чешской прессы.
Судя по тому, что я только что говорил, ответ на вторую часть вашего вопроса понятен. Мы вообще не видим никаких аргументов для размещения систем противоракетной обороны в Европе. Вообще нет таких оснований для того, чтобы ракеты долетели до Европы: дальность нужна 5–8 тысяч километров.
У Ирана, от которого, якобы, собираются защищаться с помощью этой системы, таких ракетных систем нет и в ближайшее время даже не планируется, не предвидится. А говорить о защите от террористов просто смешно.
Какие террористы? Они действуют другими методами и угрозы со стороны террора нужно предотвращать не путем конфронтации, а путем сотрудничества между цивилизованными государствами. Мы просто не видим никаких оснований для этого.
А вот российскую территорию до Урала, наш ракетно-ядерный потенциал эти системы будут контролировать, если мы не предпримем соответствующих ответных действий. Разумеется, мы будем это делать, чтобы обеспечить свою безопасность. И вы бы тоже так сделали. И любая бы страна так поступила.
Мы вообще не понимаем зачем это нужно. А если уж надо защищаться оттуда – в Турции поставьте, еще где‑нибудь. Военные специалисты это прекрасно поймут. Мы приглашаем чешских военных специалистов на дискуссию в наш Генеральный Штаб Министерства обороны. Пожалуйста.
Она будет самой открытой, самой прозрачной и честной. При этом, повторяю еще раз, мы не собираемся вмешиваться во внутриполитические дебаты ни в Польше, ни в Чехии, ни во всех других странах. Но мы хотим, чтобы информация была объективной и чтобы народ Чешской Республики знал о том, что происходит в действительности и принимал решения на основе объективной информации.
Что касается ухудшений отношений. Ну, конечно, мне как главе Российского государства, для которого будут созданы угрозы с размещением этих противоракетных систем, надо бы сказать, что да, отношения ухудшаться.
Хочу еще раз повторить. Мы будем развивать отношения с Европой, со всей, в том числе и с Чехией. Но рост угрозы взаимного нанесения ущерба друг другу, а может быть и уничтожения, он, конечно, возрастет многократно. Хочу подчеркнуть еще раз: это не просто какая‑то оборонительная система. Это часть американского ядерного арсенала. Неотъемлемая часть стратегического ядерного оружия. И надо осознать этот элемент. Эту новизну, которая появляется на европейском континенте.
Она, конечно, кардинальным образом поменяет ситуацию в сфере обороны и безопасности в Европе. И мы будем соответствующим образом реагировать. Вот собственно и все. Но, повторяю, мы не будем истерить по этому поводу. Мы просто примем соответствующие меры, вот и все.
В.Клаус: Я хотел бы коротко добавить лишь две вещи. Несомненно, у меня были две амбиции во время этой встречи.
Во‑первых, попытаться, чтобы во время моего визита, во время нашего диалога мы сумели отделить общие чешско-российские взаимоотношения, и вот этот вопрос. Я уверен в том, что нам это удалось, я уверен в том, что этот вопрос не будет представлять собой существенное повреждение чешско-российских взаимоотношений.
Второй амбицией было объяснить чешские аргументы для такой базы на территории Чешской Республики. Как очевидно по ответам господина Президента, это мне не удалось. Однако я заверил его, что с чешской стороны, об этом я говорил уже в своем заявлении, нет ни малейшей амбиции или малейшего намерения, чтобы эта станция стала угрозой для Российской Федерации.
В.Путин: Это понятно, потому что Чехия не будет руководить и влиять на деятельность этих центров. Это очевидно и ясно для всех.
Вы знаете, в завершении хотел бы сказать два слова, не имеющие отношения к тому разговору, который сейчас состоялся.
У нас произошло два печальных очень события в России: ушли из жизни два видных выдающихся деятеля российской культуры – Кирилл Юрьевич Лавров и Мстислав Леопольдович Ростропович. Я хочу принести самые глубокие и искренние соболезнования родным, близким Кирилла Юрьевича и Мстислава Леопольдовича и сказать, что это огромная утрата для российской культуры.