Вопрос: Что Вы ожидаете от визита в ФРГ?
В.Путин: Отношения с ФРГ – одно из приоритетных направлений внешней политики России. Мы накопили огромный позитивный опыт партнерства. В интересах наших государств и народов – активное развитие российско-германских связей. Рассчитываю, что предстоящие встречи в Берлине придадут им новую динамику. Хочу сказать: в Москве готовы конкретными делами подтвердить приверженность стратегической линии на равноправное и взаимовыгодное сотрудничество с Германией.
Вопрос: Между Вашим предшественником Борисом Ельциным и бывшим канцлером Гельмутом Колем установилась сердечная дружба; в целом отношения между ними отличались большой эмоциональностью. Оба принадлежали к военному поколению. Все это нельзя отнести к Вашим отношениям с Герхардом Шрёдером. Какими Вы видите сегодня отношения с Германией? Стали они более прагматичными, несколько более холодными?
В.Путин: Стиль общения лидеров может быть разным. Главное, чтобы встречи и переговоры давали реальную отдачу. Служили укреплению безопасности, политической стабильности, развитию взаимовыгодного сотрудничества на благо людей. Не могу согласиться с тем, что прагматичный характер отношений обязательно ведет к их охлаждению. Важно, чтобы наши граждане могли на себе ощущать реальные плоды российско-германского партнерства. А это, в свою очередь, будет оказывать благотворное влияние на общее состояние наших отношений.
Вопрос: Позиция немецкой стороны по вопросам экономического сотрудничества с Россией стала в последние годы более выжидательной. Это относится как к торговле, так и к прямым инвестициям. В качестве причины часто называют отсутствие правовой безопасности (налоговое законодательство, таможня и т. д.). Считаете ли Вы со своей стороны, господин Президент, что здесь должны быть предприняты какие‑либо шаги?
В.Путин: Вы правы. В последнее время в наших экономических отношениях действительно наблюдался определенный застой. Согласен, что Россия должна еще немало сделать для улучшения инвестиционного климата. Наша задача – свести к минимуму факторы риска для российских и зарубежных инвесторов, обеспечить прозрачность и ясность экономической политики на долгие годы. С этой целью мы совершенствуем экономическое законодательство. Так, готовятся изменения и дополнения в законодательные и нормативные акты, вытекающие из Федерального закона «Об иностранных инвестициях». Продолжается работа над проектом договора о государственной концессии, заключаемой с российскими и иностранными инвесторами. Ведется разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих практическое применение Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Завершается работа над проектом второй части Налогового кодекса России, введение в действие которого призвано обеспечить стабильный и предсказуемый налоговый режим в стране. Кроме того, планируется поэтапный переход к взиманию налога с прибыли, постепенное решение проблемы вычета необходимых деловых расходов из налогооблагаемой базы, создание эффективной системы налоговых апелляций.
Разрабатываются решения по упрощению таможенного оформления товаров и предоставления льгот иностранным инвесторам. В целом ведется серьезная работа по совершенствованию системы защиты прав инвесторов, страхования иностранных инвестиций в Российской Федерации с участием государства, российских и иностранных финансовых и кредитных организаций, международных институтов.
Вместе с тем уже сегодня на российском рынке активно действует около 2000 германских фирм и компаний. Проведенное недавно вашими же представителями в Москве исследование показало, что большинство немецких бизнесменов, работающих у нас длительное время, опровергает расхожие утверждения о трудностях ведения дел в России. Вопреки бытующим опасениям многие из них расширяют свою инвестиционную деятельность в нашей стране, открывают новые производства: БМВ, «Кнауф», «Хенкель», «Эрман» и другие. Одним словом, тот, кто действует с инициативой и заглядывает в завтрашний день – вовремя закрепляется на нашем рынке и добивается на нем несомненного успеха.
Вопрос: Ваша страна пережила необычайно тяжелый перелом. Как дальше будет развиваться рыночная экономика, какова экономическая концепция Владимира Путина?
В.Путин: Похоже, что самая тяжелая фаза экономического кризиса действительно позади. В прошлом году в российской экономике началось оживление, так что ВВП вырос на 3,2 процента. В нынешнем году экономический рост продолжился – за первые четыре месяца рост экономики оказался близок к 8%, промышленное производство увеличилось более чем на 10%, экспорт вырос в полтора раза, реальная заработная плата – почти на 25%.
Сегодня для нас чрезвычайно важно сохранить и усилить появившиеся положительные тенденции, поддержать наметившийся экономический рост, сделать его устойчивым и долговременным.
Именно на это и нацелена экономическая программа правительства, разработка которой завершается в настоящее время. Лишь свободная экономика способна обеспечить процветание страны. Именно поэтому программа предусматривает решительное «разбюрокрачивание» экономики – ее освобождение от излишнего и неэффективного государственного регулирования, существенное снижение налогового бремени, обеспечение благоприятного инвестиционного климата.
Главными задачами государства становятся не его вмешательство в дела бизнеса, не руководство реальным сектором или торговлей, а защита прав собственности, обеспечение равных условий конкуренции, принятие простых и качественных законов. Тогда повысится и эффективность государства, и эффективность экономики. В этом и заключается суть моего подхода к экономической политике.
Вопрос: Перед избранием Вас Президентом Вы заявили, что ограничите власть олигархов. На Западе многие считают, что это уже невозможно. Вы также говорили о диктатуре права в России. Не противоречит ли одно другому? Что конкретно Вы понимаете под этим?
В.Путин: Я не думаю, что здесь есть противоречие.
Во‑первых, наша важнейшая задача – гарантировать всем гражданам равные права и равные обязанности. Мы хотим обеспечить неукоснительное соблюдение общероссийских законов на всей территории страны. Чтобы права граждан соблюдались одинаково строго и в Москве и в любом другом регионе. В экономике это означает жесткое обеспечение равных условий конкуренции во всем – в объеме уплачиваемых налогов, в доступе к кредитам, в отсутствии для отдельных предпринимателей исключительных льгот и специальных режимов. Вот это мы и называем диктатурой закона.
Во‑вторых, о взаимоотношениях власти и так называемых олигархов. Нужно четко определить, что именно понимается под термином «олигархи». Если речь идет о крупном российском бизнесе, добивающемся впечатляющих коммерческих успехов за счет своих собственных усилий – благодаря изобретению новых товаров, применению новых технологий, прорыву на новые рынки, то мы за такой бизнес. Мы гордимся такими нашими соотечественниками. Они помогают не только себе, но и своим коллегам, да и всей стране.
Но есть и другие «бизнесмены», которые паразитируют на выбиваемых у государства бюджетных деньгах, на льготных кредитах, на исключениях из общероссийского законодательства – то есть за счет перераспределения в свою пользу чужих – государственных – ресурсов. Некоторые из них пытаются использовать получаемые таким образом средства для усиления своего влияния на государственную власть, да и на все общество. С такими «олигархами» мы будем беспощадно бороться.
В России должен править и будет править закон. Мы не позволим «приватизировать» государственную власть, подчинить ее личным или корпоративным интересам – будь то интересы региональных политиков или финансово-промышленных групп.
Вопрос: Выступает ли Владимир Путин в этой связи за большую централизацию? Первые признаки этого налицо.
В.Путин: Мы выступаем за порядок во власти. Цель управленческой реформы, которая сегодня проводится, не в том, чтобы ограничить права регионов. Наш собственный исторический опыт доказывает: сверхцентрализация и управление «всем и вся» из Москвы неэффективны. От заложенных в Конституции принципов построения российской государственности мы не откажемся. Убежден, реальная самостоятельность регионов – одно из важнейших достижений последнего десятилетия.
Речь идет об укреплении и усилении государства как гаранта прав и свобод граждан. Смысл предпринимаемых нами шагов – заставить четко работать всю систему государственной власти снизу доверху. Добиться, чтобы все ее составные части действовали как единое целое, без сбоев.
Вопрос: Лозунг – борьба с организованной преступностью. Организованную преступность можно победить, лишь покончив с ней во всем мире. Будете ли Вы в этой связи расширять сотрудничество с ЕС и особенно с Германией?
В.Путин: Верно. Одолеть организованную преступность можно, лишь объединив силы всех цивилизованных государств. Мы за широкое сотрудничество в борьбе с этим международным злом. Для этого уже наработана определенная правовая база. Так, 28 апреля сего года Европейский Совет утвердил совместный план действий России и ЕС по борьбе с организованной преступностью с целым комплексом мероприятий на антикриминальном направлении.
Россия подписала также конвенции Совета Европы об оказании правовой помощи по уголовным делам, о борьбе с коррупцией и терроризмом. Сотрудничество в этой сфере стало предметом заинтересованного обсуждения в ходе недавнего саммита Россия–ЕС, что нашло отражение в совместном заявлении.
В прошлом году мы заключили межправительственное соглашение с Германией о сотрудничестве в борьбе с преступлениями, представляющими повышенную опасность. Тем самым существенно расширены рамки и возможности сотрудничества спецслужб двух стран в противодействии наркобизнесу, терроризму, торговле людьми, незаконному обороту оружия, радиоактивных материалов, преступлениям против собственности, изготовлению и распространению фальшивых и отмыванию «грязных» денег. Эти договоренности значительно повысили результативность проводимых расследований. Правоохранительные органы тесно взаимодействуют и по линии Интерпола.
Вопрос: Для всех сторон неприятная тема, господин Президент: несмотря на все усилия военных, в Чечне до сих пор не умолкает оружие. При всем понимании положения России в этом вопросе некоторые считают, что отсутствует концепция политического решения проблемы.
В.Путин: В ситуации в Чечне произошел качественный перелом. Войсковая фаза антитеррористической операции завершена, крупномасштабные боевые действия прекращены. Сейчас главные усилия сконцентрированы на предотвращении диверсионных актов, выявлении и ликвидации лидеров бандформирований. Эти мероприятия будут продолжаться до полной нейтрализации очагов терроризма.
Российские власти сейчас все больше переключают усилия на восстановление мирной жизни и поиск модели долгосрочного политического урегулирования в республике. Восстанавливается инфраструктура, налаживается работа местных органов самоуправления. Серьезный импульс политическому процессу дала состоявшаяся в марте в Кремле встреча с полномочными чеченскими представителями – главами районных администраций республики. Такой диалог будет постоянно расширяться.
Для полной нормализации обстановки в Чечне потребуется переходный период. Правовой основой деятельности органов власти в республике на это время станет разработанный и направленный 8 июня в Государственную Думу проект соответствующего закона. До его принятия временная система органов исполнительной власти в Чечне действует в соответствии с указом Президента.
В будущие структуры органов власти войдут те чеченские представители, которые будут готовы к сотрудничеству. Завершением переходного периода как раз и станет принятие окончательного решения по форме политического устройства Чеченской Республики и проведению выборов. Путь этот будет многотрудным, но ему нет альтернативы.
Вопрос: В США, возможно, уже в этом году будет принято решение о развертывании космической противоракетной системы, своего рода мини-СОИ. Что означает это с российской точки зрения?
В.Путин: Принятие в США решения о развертывании ПРО на территории страны означало бы подрыв стратегической стабильности в отношениях ядерных держав, слом ее основы – Договора по ПРО 1972 года, однозначно запрещающего создание такой системы. Надо ясно понимать, что взаимные сокращения стратегических наступательных вооружений – самого грозного ядерного оружия – могут осуществляться лишь при сохранении Договора по ПРО. Его разрушение сделало бы невозможным дальнейшее сокращение стратегических наступательных вооружений по Договору СНВ-1. Это объективно существующая взаимосвязь, и она отражена и в российском законодательстве. Не смог бы вступить в силу Договор СНВ-2, стало бы невозможным и заключение Договора СНВ-З, по которому планируется обсуждение радикальных сокращений ядерных арсеналов. Был бы также нанесен удар и по другим соглашениям, имеющим принципиальное, глобальное значение – Договору о нераспространении ядерного оружия и Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Обо всем этом я прямо сказал Президенту США Б.Клинтону в ходе его недавнего визита в Москву.
Вопрос: В этом вопросе назревает также конфликт между США и Европой. Министр иностранных дел Фишер критиковал в Вашингтоне эти американские планы и предложил услуги Германии в качества посредника. Как Вы оцениваете это?
В.Путин: Сейчас для России приобретает большое значение позиция, которую займут европейцы в отношении планов США по развертыванию национальной ПРО. Точку зрения германского руководства на данную проблему рассматриваем как конструктивную и разумную. Очень важно, чтобы европейские государства выступили в пользу сохранения российско-американского Договора по ПРО 1972 года и тем самым за укрепление стратегической стабильности в мире. Известно, что Вашингтон не в состоянии самостоятельно реализовать свои планы без помощи европейских союзников, прежде всего Великобритании, Дании и Норвегии. Размещая у себя элементы системы национальной ПРО США, эти государства рискуют втянуть себя в процесс, ведущий к непредсказуемому нарушению стратегической стабильности. Цена может быть очень высокой – после официального американского уведомления о выходе из Договора по ПРО Россия будет вынуждена рассмотреть вариант выхода из обязательств не только по СНВ, но и по Договору о ракетах средней и меньшей дальности, заключение которого обусловливалось юридическими и военными рамками процесса СНВ-2 – ПРО.
Я все же исхожу из того, что в конечном счете возобладают тенденции в пользу благоприятного развития событий. В ходе визита в Берлин хотел бы обсудить с германскими коллегами нашу инициативу о создании для Европы общей системы противоракетной безопасности. Такой подход, по нашему мнению, позволит избежать разрушения баланса сил и гарантированно обеспечит безопасность всех европейских государств.
Вопрос: Сегодня США обосновывают необходимость создания такой системы угрозой со стороны отдельных государств, особенно на Ближнем и Среднем Востоке. Одновременно Вашингтон предложил Вам сотрудничество в этом вопросе. Это выглядит очень разумно, господин Президент.
В.Путин: На основе экспертного анализа действительного положения дел мы пришли к убеждению, что ракетной угрозы со стороны так называемых проблемных государств Ближнего и Среднего Востока, или азиатского региона, на которые ссылаются США, на самом деле не существует – ни сейчас, ни в обозримом будущем.
Мы считаем, что предлагаемые нам американской стороной незначительные изменения Договора по ПРО – это не корректировка Договора, а фактическое его «размывание» и, по сути, ликвидация. Повторяю, американская позиция по НПРО – это крупный стратегический просчет, ведущий к резкому увеличению стратегической угрозы и США, и России, и другим государствам. По сути, американские инициативы не что иное, как предложение «сжечь дом, чтобы приготовить яичницу».
Полагаю, что действительно разумный и по‑настоящему ответственный подход лежит в иной плоскости. У планов НПРО есть позитивная альтернатива.
Для решения проблемы новых ракетных угроз надо активнее задействовать мощный арсенал политико-дипломатического сотрудничества. Подробно изложенная нами американской стороне конструктивная программа – это сотрудничество по развитию разоруженческого процесса, в том числе дальнейшие глубокие сокращения СНВ в рамках будущего Договора СНВ-З при сохранении Договора по ПРО, укрепление режимов нераспространения, в частности, совместная работа над созданием глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий.
Вопрос: С определенной озабоченностью на Западе отмечают усиливающиеся вновь претензии России на статус великой державы. К этому относится помимо прочего увеличение на 50 процентов военного бюджета, понижение порога применения ядерного оружия в вашей пересмотренной военной доктрине. Господин Президент, как будет выглядеть тогда Россия в этом новом мире?
В.Путин: Россия не выторговывает для себя статус великой державы. Она ею является. Это определено ее огромным потенциалом, историей и культурой.
Военные расходы России реально находятся на весьма низком уровне. Если по традиции сравнивать их с военным бюджетом, например, США, то фактически они в 100 раз меньше американских.
В нашей новой военной доктрине нет ни единого слова о понижении порога применения ядерного оружия. Если внимательно прочитать соответствующие положения доктрины, то возможность применения ядерного оружия в ней трактуется как исключительное средство, когда все другие возможности исчерпаны. Отмечу также, что наш подход к проблеме применения ядерного оружия по существу не отличается от того, чем руководствуются США и их ядерные союзники в своем военном планировании.
Вопрос: Как и прежде, прибалтийские государства стремятся в НАТО. Признает ли когда‑нибудь Россия за ними это право? Если нет, то какова будет Ваша реакция?
В.Путин: Я уверен, ни одно государство в мире, не испытывало бы «теплых чувств» в связи с разрастанием военного блока, в котором оно не состоит. Особенно если в результате увеличивается зона непосредственного соприкосновения с этим союзом. Естественно, что Россия рассматривает планы дальнейшего расширения НАТО как недружественные, противоречащие ее безопасности. Последствия приема новых членов подтверждают наш вывод: расширение альянса на восток не на пользу европейской стабильности. Посмотрите хотя бы на возрастающую агрессивность некоторых «новичков» по отношению к России.
Что касается разговоров о приеме в НАТО Латвии, Литвы и Эстонии, то еще раз подчеркну: выход НАТО за границы бывшего СССР создал бы качественно новую ситуацию для России и для Европы. Это имело бы самые серьезные последствия для всей системы безопасности на континенте. Кстати, высказывания некоторых балтийских руководителей об «угрозе агрессии со стороны России» как раз и показывают, с каким багажом они стучатся в двери НАТО.
Иногда по этому поводу в наш адрес раздаются упреки, что Россия не признает право стран Балтии на свободу. Такой упрек отчетливо слышен и в Вашем вопросе. Не надо упрощать и столь вольно трактовать российскую позицию. Мы считаем, что каждое государство имеет право на собственный выбор средств обеспечения безопасности. Однако – и это четко зафиксировано в принятой в Стамбуле Хартии европейской безопасности – собственную безопасность нельзя укреплять путем уменьшения безопасности других государств.
Мы предлагаем идти другим путем. Россия внесла широкий комплекс предложений по превращению Балтики в пространство стабильности, безопасности и доверия. Все наши предложения остаются в силе. Предприняли мы и некоторые кардинальные меры в одностороннем порядке – пошли, в частности, на 40-процентное сокращение своей военной группировки на северо-западе нашего континента. Хотели бы видеть встречное движение наших партнеров.
Вопрос: Еще одна щекотливая тема – так называемое трофейное искусство. Недавно, несмотря на все законы вашей страны, удалось возвратить в Германию бесценные произведения искусства, в частности, предметы Бременской коллекции, а в Россию – фрагменты украденной немцами Янтарной комнаты. Это единичный жест или, может быть, начало процесса возвращения ценностей?
В.Путин: Не спешите критиковать законы Российской Федерации. Возвращение фрагментов Янтарной комнаты в Россию и предметов Бременской коллекции в Германию состоялось не вопреки, а благодаря российским законам. Именно в соответствии с нашими правовыми нормами оказалось возможным вернуть то, что было вывезено в Россию нелегально и не подпадало поэтому под категорию перемещенных ценностей.
Мы готовы к конструктивному взаимодействию с Германией по проблеме перемещенных культурных ценностей. Основывающийся на международном праве соответствующий российский закон не блокирует возможность возвращения перемещенных предметов искусства в порядке взаимовыгодного обмена либо в качестве дружественных жестов. Наша страна неоднократно демонстрировала свою добрую волю. В Германию были возвращены после реставрации Дрезденская картинная галерея, коллекция саксонских королей «Зеленые своды», Пергамский алтарь. Эта линия была продолжена и в последние годы. Россия, к примеру, передала Германии часть архива Вальтера Ратенау. Аналогичный шаг сделала и германская сторона, возвратив нам обнаруженные в ФРГ фрагменты Янтарной комнаты. Убежден, что движение в этом направлении будет продолжено.
Вопрос: Господин Президент, в заключение вопрос о том, каким Вы видите будущее Европы. Какие роли должны играть в будущем Германия и Россия, какую роль должна играть Европа в целом?
В.Путин: Роль Европы была и остается уникальной. Это колыбель демократии и цивилизации, один из естественных полюсов формирующегося многополярного мира. Без нее немыслимо эффективное решение ни одной серьезной проблемы на евроатлантическом пространстве, да и в мире в целом. Поэтому Европа должна быть сильной, стабильной и демократической. В ней не может быть места разделительным линиям, «двойным стандартам», рецидивам фашизма, экстремизма, национализма и терроризма. Последняя угроза, к глубокому сожалению, становится все острее.
Россия видит Европу XXI века как единое пространство демократии, процветания и равной безопасности для всех находящихся на нем государств. Такое представление о будущем нашего континента соответствует многосторонним договоренностям в рамках ОБСЕ, в том числе Хартии европейской безопасности.
Россия – неотъемлемая часть Европы. Мы хотим и должны развиваться не в противоборстве с Европой, как это было в годы «холодной войны», а вместе с ней. Только так можно обеспечить стабильное развитие континента в долгосрочной перспективе.
Процессы становления новой Европы проходят на разных уровнях, причем многосторонние аспекты приобретают в них все больший вес. Мы самым внимательным образом наблюдаем за тем, как развиваются Европейский союз, ОБСЕ, НАТО, Совет Европы, региональные организации. Интеграционные процессы носят неоднозначный характер. В частности, нас не могут не беспокоить попытки поставить НАТО в центр формирующейся системы европейской безопасности. При этом объективно ослабляется роль ОБСЕ, которая обладает наибольшим потенциалом для сбалансированного обеспечения интересов всех без исключения европейских государств.
Мир и процветание в Европе возможны только в условиях равноправного и конструктивного взаимодействия. Большую роль в нем могут и должны сыграть Россия и Германия. От сотрудничества двух наших стран во многом будет зависеть облик Европы в XXI веке.
Вопрос: Господин Президент, считается, что Вы по‑особому относитесь к Германии. Судьбы наших народов, судя по всему, сплелись в истории в хорошем и плохом. Что Вы ощущаете, когда думаете о Германии, и что Вы ожидаете от германского правительства?
В.Путин: Россия и Германия на протяжении всей истории были очень тесно связаны друг с другом. В разные времена они были и противниками, и союзниками. Сегодня мы партнеры. Это большое достижение, особенно после столь кровопролитной войны, какой была Вторая мировая. Ответственные политики в Москве и Берлине обязаны учитывать уроки прошлого, способствовать закреплению положительных традиций в российско-германских связях. Важно поддерживать и укреплять дух партнерства и взаимопонимания. Нужно ориентироваться не только на сегодняшний день, но и смотреть в совместное завтра. Конкретными делами в сфере политики, экономики, технологии, науки и культуры открыть россиянам и немцам новую перспективу, способствовать повышению благосостояния наших народов, единению Европы на базе общих ценностей прогресса, демократии и свободы.