В.Путин: Разрешите вас поприветствовать. Извините, что отрываем вас от работы, но думаю, что ненадолго. Ваше руководство нам рассказало о происходящем. Насколько мы понимаем, все развивается успешно, хотя проблемы тоже выявляются. Мы желаем вам успехов. Если есть вопросы, в том числе и к руководству «Газпрома», то мы с удовольствием на них ответим. Пожалуйста.
Вопрос: Есть вопросы. Планируется ли руководством страны повышение минимального уровня размера оплаты труда до прожиточного минимума?
В.Путин: Планируется. Просто все повышения уровня оплаты труда (денежного содержания, пенсии) должны соответствовать возможностям государства. И это должно происходить на плановой основе. Само собой разумеется, это повышение должно соответствовать прожиточному уровню. Но это не должно решаться в рамках каких‑то политических кампаний, тем более предвыборных. Те, кто делает необоснованные обещания, те, по сути, обманывают сами себя и тех, кому они обещают. Поэтому одна из тем, которые мы сегодня будем обсуждать в Сургуте, – это развитие нефтегазового комплекса страны. Вы лучше меня знаете, что это основа экономики всей страны, знаете, какие здесь проблемы. Над решением проблем вы и, собственно говоря, работаете. Для того чтобы быть богатыми и счастливыми, нужно много и эффективно работать. Для того чтобы мы могли работать эффективно, мы сюда и приехали, чтобы вместе посоветоваться о том, как это сделать.
Руководство «Газпрома», например, считает, что нужно экспортировать меньше газа, больше заниматься переработкой здесь, на месте.
Нужно подумать не только о том, как повысить минимальную заработную плату. Надо подумать о том, как сохранить такие города, как ваш. Здесь почти 300 тысяч жителей, а запасов на сколько лет осталось? Руководитель округа считает, что лет на 50. А потом как будем жить? Чем заниматься потом? Куда девать этот город, который здесь построен? 50 лет пролетят незаметно. Те, кто только что родился, еще на пенсию не выйдут. Поэтому говорить о том, что мы должны думать исключительно о повышении минимальной заработной платы – хотя об этом мы должны думать непрерывно, – будет неправильно. По тому, что вы головой киваете, вижу, что вы со мной согласны. Но, само собой разумеется, что текущими проблемами мы, конечно, должны и будем заниматься. Просто не будем делать необоснованных обещаний.
Вопрос: Перед всеми северянами очень остро стоит проблема трудоустройства детей, выросших здесь, на Севере. Вследствие этого накапливаются проблемы наркомании, безработицы, преступности. Я правильно понял из Ваших слов, что намечается создание рабочих мест в этом регионе, непосредственно на этой земле?
В.Путин: Мне кажется, что мы должны говорить не просто о создании рабочих мест, хотя это само собой разумеется, а о создании таких рабочих мест, которые бы позволили вам эксплуатировать имеющиеся ресурсы экономно, а не просто выкачивать и вывозить все отсюда. При таких темпах, действительно, руководитель округа прав: 50 лет и все. Нужно создавать такие рабочие места, которые бы были связаны с глубокой переработкой, с высокими технологиями. Тогда тех ресурсов хватит на очень долгий срок. И тогда здесь можно планировать на века. Это очень перекликается с первым Вашим вопросом. Нужно думать не просто о количестве, нужно думать о качестве, в том числе о качестве создаваемых рабочих мест. Если я так понял, мы находимся на площадке по глубокой переработке – хороший бензин, дизельное топливо и авиационный керосин. Вот такие рабочие места надо создавать. Не просто рабочие места, еще раз подчеркну, а именно качественные, хорошие рабочие места, которые связаны с высокими технологиями.
Вопрос: Последние год-два упорно ходят разговоры о том, что будет прекращена выплата северных надбавок. Мне бы хотелось узнать – наверное, всех северян этот вопрос интересует – Вашу точку зрения по этому поводу как будущего Президента.
В.Путин: Я буду говорить не как возможный Президент, а как действующий Председатель Правительства.
Думаю, что вообще отбирать что бы то ни было – всегда плохо. Я против того, чтобы что‑то отбирать, чего‑то лишать. У нас и так уровень заработной платы не всегда достигает даже прожиточного минимума. Поэтому отбирать у людей то, что они уже когда‑то получили, тем более у людей, которые живут в сложных климатических условиях, думаю, что неверно. Сейчас нужно подумать о том, как на перспективу выстраивать освоение новых газовых, нефтяных месторождений и вообще освоение всех богатств, которые есть на Севере. И вы знаете, о чем говорят вслух, о чем пишут, о чем думают люди, которые в этой сфере работают. Говорят и о вахтовых методах. В каких‑то районах, наверное, можно работать вахтовым методом. Но в Сургуте вахтовый метод неприменим, и поэтому нужно думать, как рациональнее использовать имеющиеся ресурсы. В любом случае полагаю, что неправильно отбирать то, что уже есть.
Вопрос: Еще один вопрос, если можно. В Вашем последнем выступлении Вы сказали о повышении уровня пенсий, то есть с 2001 года будет пенсия 1500 рублей. Что планируется Правительством страны для выравнивания пенсии и прожиточного минимума?
В.Путин: Вы не обратили внимания. Это не заявление, это просто подтверждение тех намерений, которые были выражены в законе о бюджете. Я просто подтвердил, что нам удается выйти на эти показатели. Хотя, если Вы обратили внимание, практически все, о чем мы говорили (это проявляется даже в мелочах), мы исполняем. Все, о чем было сказано, реализуется на практике. Я просто подтвердил, что те наши намерения, которые были заложены в законе о бюджете, выполняются и будут исполнены в срок.
Речь идет о том, чтобы проиндексировать пенсии на 10 процентов в конце этого года. Мы планировали на 10 процентов в начале, и, как вы знаете, мы сделали больше. Но и вторые 10 процентов мы сделаем обязательно. Мы поднимем верхнюю планку пенсии до 1500 рублей. Таким образом, средняя пенсия будет составлять 1000 рублей. Но, что касается выравнивания уровня пенсии и прожиточного минимума, то там речь должна идти не о прожиточном минимуме, а о выравнивании среднего дохода пенсионера со средней заработной платой – это выше, чем прожиточный минимум. Сегодня средний доход пенсионера составляет 70 процентов от средней заработной платы. Мы исходим из того, что в ближайшее время поднимем до 80 процентов, на следующий год еще поднимем. Таким способом мы постепенно дойдем до среднего уровня заработной платы. Уже одно первое повышение отразится на 24 миллионах пенсионеров. Кажется, что это немного, на первый взгляд, но это затронет большое количество людей.
Есть разные предложения, с которыми мне трудно согласиться. Они заключаются в том, чтобы резко повысить доход пенсионеров одной или двух категорий, а всех остальных оставить как бы за бортом этого благоденствия. Думаю, что это неправильно. Во всяком случае, пенсионеры – такая категория, которая нуждается в поддержке государства в широком смысле этого слова, а не по каким‑то узким группам. Мы пойдем по этому пути и будем стремиться к тому, чтобы сравнять средний доход пенсионеров не с минимальной, а со средней заработной платой.