Митрополит Крутицкий И Коломенский Ювеналий: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, Президент России!
В этот траурный день позвольте от имени Русской православной церкви и ее предстоятеля Святейшего Патриарха Алексия, Священного Синода, архипастырей и пастырей и верующих передать Вам и России и нашему народу глубокое соболезнование по случаю кончины первого Президента России Бориса Николаевича Ельцина.
Сейчас мы совершим молитву о упокоении его души, но прежде по благословению Святейшего Патриарха я оглашу его личное обращение.
«Ваше превосходительство глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Ваши превосходительства многоуважаемая Наина Иосифовна, уважаемые члены семьи и близкие почившего, преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры!
Христос воскресе!
Сегодня мы молимся об упокоении первого Президента России, провожая его в путь, которым проходит каждый человек, – путь от временной, земной жизни в жизнь вечную.
Мы вспоминаем, каким был почивший, обращаемся к вехам его биографии. В судьбе Бориса Николаевича отразилась вся драматическая история ХХ века. В тридцатые годы крестьянская семья Ельциных подверглась репрессиям. Несмотря на это, одаренный юноша Борис окончил Уральский политехнический институт, затем начал трудиться в строительстве. Уже вскоре Борис Николаевич занимал видные государственные посты.
На рубеже восьмидесятых и девяностых годов он стал свидетелем и участником исторического перелома в жизни России. В это время воля нашего народа к свободной жизни стала проявляться все сильнее. Борис Николаевич почувствовал эту волю и помог ей осуществиться. Будучи сильной личностью, он принял на себя ответственность за судьбу страны в трудное и опасное время радикальных перемен.
Первый президент России по‑доброму относился к Русской православной церкви и ее предстоятелю. Мне памятно общение с ним, ибо наши встречи всегда были теплыми, а беседы – откровенными и конструктивными. Господь судил мне дважды присутствовать при вступлении Бориса Николаевича в должность президента Российской Федерации, и я видел, с каким душевным волнением он воспринимал слова напутствия на предстоящее нелегкое и ответственное служение. Следуя доброй традиции, мы ежегодно встречались 23 февраля, в мой день рождения. Так было и в этом году: несмотря на недомогание, Борис Николаевич приехал поздравить меня, и эта встреча оказалась последней.
Когда‑нибудь история даст почившему беспристрастную оценку. Мы же ныне будем молиться об упокоении его души в Царстве Небесном, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».
Отечество наше – Россия – сегодня живет полнокровной жизнью, возвращается к своим исконным традициям. Об этом говорит и то, что впервые за сто с лишним лет мы прощаемся с главой Государства Российского в храме, прощаемся с молитвой. И я, мысленно присоединяясь к общей молитве, прошу Христа Спасителя, да упокоит душу новопреставленного раба Своего в селениях праведных и сотворит ему вечную память.
Алексий, Патриарх Московский и всея Руси».