В.Путин: Добрый вечер, вернее, доброй ночи.
Ведущий: Доброе утро.
В.Путин: Я думаю, что уже доброе. Если говорить обо мне как об исполняющем обязанности Президента, то уже – доброе. Потому что я просил избирателей прийти на избирательные участки, и мы можем констатировать, что это произошло. Думаю, что это самое главное. Повторяю, это вызывает у меня удовлетворение. Ну а окончательный результат по поводу кандидатов, по поводу судьбы выборов мы узнаем попозже.
Вопрос: Можно Вас попросить поделиться своими впечатлениями? Как Вы все‑таки оцениваете предварительные итоги выборов?
В.Путин: Мне кажется, что специалисты, которые прогнозировали итоги, нужно отдать им должное, вроде попадают. Посмотрим, какой будет окончательный результат. Мне кажется, что то, что мы видели на страницах серьезных изданий, отражает действительность.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, по Вашим данным, удалось боевикам все‑таки где‑то в Чечне сорвать выборы и вообще какая сейчас там обстановка в эту ночь?
В.Путин: Уже ясно, что не удалось. Это точно. Вы знаете, я полагаю, что для нас для всех: и для Чеченской Республики, и для остальной части России – было принципиально важным, чтобы жители Чеченской Республики имели такую возможность – проголосовать за будущего Президента России и чтобы они сделали это. И это произошло. Можно только пожалеть, что, несмотря на наши неоднократные предложения, иностранные наблюдатели туда не поехали. Хотя плюсом является то обстоятельство, что совместно с Александром Альбертовичем Вешняковым представители международных организаций побывали в Чеченской Республике и познакомились с процессом подготовки к выборам. На мой взгляд (я сегодня днем об этом говорил, когда ходил голосовать на участок, хочу повторить еще раз), важно даже с практической точки зрения, что люди проголосовали за будущего Президента, они имеют право потребовать с него (не попросить, не поставить какие‑то вопросы в сослагательном наклонении, а именно потребовать) как люди, которые проголосовали за него. Потребовать определенного внимания к республике. Думаю, что у любого, кто бы ни был избран Президентом России – имея в виду, что часть жителей республики за него проголосовала, – возникают определенные обязательства по отношению к этой территории России. И, наконец, третье. Сам факт голосования жителей республики в ходе этих выборов Президента России говорит о том, что подавляющее большинство чеченского народа воспринимает свою республику как часть Российской Федерации. Это принципиально важно, и это не может не радовать.
<…>
Говоря в целом о чеченской проблеме, хочу также отметить, что без консолидации общества не была бы возможна результативная антитеррористическая операция на Северном Кавказе. Эта консолидация была достигнута благодаря усилиям различных людей, которые заметны и пользуются уважением в обществе, в том числе [лидера движения «Отечество – вся Россия»] Евгения Примакова, мэра Москвы Юрия Лужкова, председателя Коммунистической партии Геннадия Зюганова. Их можно критиковать, но они ни разу не позволили себе скатиться на антигосударственную позицию.
Вопрос: В случае Вашей победы на выборах, могут ли другие кандидаты на пост Президента России быть привлечены к работе в органах исполнительной власти?
В.Путин: Могу отметить, что общих реверансов не будет…
… Все люди, которые будут приглашены в органы исполнительной власти,… должны играть на достижение общей цели. Я должен буду с ними поговорить и понять, готовы ли они работать в рамках той программы, которая будет предложена Правительством.
Вопрос: Владимир Владимирович, значительное число голосов подано за кандидата от Коммунистической партии. Как Вы думаете, что это значит и как бы Вы это объяснили?
В.Путин: Это значит, что есть большое количество населения России, которое недовольно существующим положением вещей. В распоряжении коммунистов не так много возможностей и не так много средств массовой информации (тем более электронных средств массовой информации). И тем не менее такое большое количество населения голосует за них регулярно. Это говорит о том, что политика властей должна быть более взвешенной, должна отражать реалии существующих в России процессов и должна быть направлена на поднятие реального жизненного уровня простого человека. Нужно, чтобы простой человек почувствовал на себе преимущества той политики, которая проводится властями, и тогда не нужно будет бороться с коммунистами как с партией. Нужно бороться не с коммунистами, нужно бороться за людей, которые идут и голосуют. Я думаю, что этого добиться можно.
Вопрос: Владимир Владимирович, Вам важно победить в первом туре?
В.Путин: Абсолютно никакой нет разницы. Я не знаю, кто это придумал и раскручивал. Вы можете сейчас назвать, где в последнее время в первом туре была победа? В каких странах и у кого? Я что‑то не припоминаю. Если будет победа в первом туре, хотя бы на полпроцента, я считаю, что это огромный аванс со стороны населения тому, кто выиграет. А по большому счету – безразлично: первый или второй тур. Если это в первом туре – это еще больше накладывает моральных обязательств.
<…>
Мне в страшном сне не могло присниться, что буду участвовать в выборах…
…Мне казалось абсолютно неестественным раздавать какие‑то обещания людям, зная, что определенные вещи невыполнимы. Я рад, что моя предвыборная кампания была построена таким образом, что он я был избавлен от необходимости вводить в заблуждение огромные массы людей.
<…>
Вопрос: Владимир Владимирович, просто короткий человеческий вопрос. Вы сегодня устали, наверное, или все‑таки удалось Вам отдохнуть, как собирались?
В.Путин: Отдохнул, как планировал. Ездил в деревню, мне было очень приятно пообщаться с людьми. Очень приятные люди: открытые и бесхитростные абсолютно, настоящие труженики…