В.Путин: Добрый день! Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я хочу поблагодарить прежде всего Эдуарда Эргартовича за то, что он организовал нашу встречу. Вообще, конечно, надо благодарить и за приглашение на выставку и на комбинат, но абсолютно правильно, что мы собрались сегодня в таком составе поговорить на текущие темы, которые стоят и перед регионом, и перед страной в целом, потому что регион ваш – один из важнейших в стране.
Мы начали, собственно говоря, еще вчера эти разговоры, обсуждения в так называемом узком составе, как сейчас модно говорить, вместе с руководителями регионов. Давайте продолжим это с участием членов Правительства, руководителей Администрации Президента, Совета Безопасности.
Я предлагаю поговорить по всем проблемам, которые представляют интерес сегодня, которые волнуют всех нас: и губернаторов, руководителей законодательных собраний регионов, Президента, Правительство.
Предельно откровенно, открыто я готов пообсуждать и то, что мы с вами неоднократно уже обсуждали на встречах в Москве, – это вопросы, связанные с укреплением вертикали власти, с укреплением государства.
Сразу же просто хочу отметить, что нам от разговоров о необходимости укрепления государства надо переходить к непосредственному укреплению, потому что разговоров было уже достаточно. При этом, как вы знаете, мы готовы активно включиться в работу по совершенствованию этих предложений, эта работа сейчас идет, готовы не только слушать, но и слышать, вносить соответствующие коррективы.
Но, повторяю еще раз, от разговоров, внесения корректив в процесс нужно переходить плавно к принятию решений. При этом было бы, наверное, весьма полезно, если бы каждый из присутствующих подумал, что он сам бы сделал и что сам бы предложил, если бы такая возможность ему представилась и такая задача стояла перед ним лично.
Я хочу еще раз повторить только свой тезис о том, что ни политического, ни экономического, ни организационного, административного ослабления регионов никто не желает. Хочу подчеркнуть это еще раз здесь. Мы считаем, что это было бы не на пользу, а во вред. Это звено управления, губернаторское звено управления должно оставаться, безусловно, сильным на уровне тех задач, которые перед этим звеном в государстве стоят. Ни в коем случае нельзя шатнуться в другую сторону.
Однако процесс ослабления федерального центра нужно остановить. А мы это с вами наблюдали за последние годы и являемся свидетелями результата этого ослабления.
Мы почти в этом составе, во всяком случае в регионе, встречаемся практически регулярно. Я думаю, что это абсолютно правильно с учетом важности региона.
От позиции руководителей субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, будет зависеть не только успех реформы власти, это, мы понимаем, лишь только инструмент для решения других общенациональных задач. У нас немало этих задач в целом.
В первую очередь решение экономических проблем. Уральский округ – по‑настоящему мощный индустриальный регион, и его потенциал до конца еще не раскрыт. Во всяком случае, в новых условиях сделать можно гораздо больше.
Не буду перечислять промышленные гиганты, которые всем хорошо известны здесь в регионе. Но все знают, что именно в этом округе главный «экспортный цех» державы и основные регионы-доноры страны. Люди, которые здесь живут, всегда поддерживали прогресс и демократические перемены, да история развития этого региона дает немало поводов для оптимистических прогнозов.
Давайте вспомним: уже не первый и не второй раз крутые перемены в российской истории ставили регион в весьма тяжелое положение, которое казалось безвыходным на первый взгляд. Например, переход с древесного на каменный уголь в черной металлургии, истощение основных рудных месторождений, политические потрясения – все это грозило экономическим, социальным провалом. И каждый раз регион выживал, успев преобразить и свою базу, найти новые источники, новых партнеров, новый стратегический путь развития. Поэтому мы абсолютно уверены, что и сегодня ваш регион и вы будете впереди. Я могу больше сказать: считаю, что округ является в известной степени опорным в очень многих реформах, которые проводятся в стране.
Мы исходим из того, что назначенный руководитель или назначенный представитель Президента в федеральном Уральском округе Петр Михайлович Латышев будет вам хорошей опорой и поддержкой, будет хорошим помощником в этом. Он, правда, не очень торопится с принятием кадровых решений, но думаю, что двигаться будет в этом отношении тоже достаточно энергично.
Вчера, кстати сказать, Петр Михайлович помнит, губернаторы ставили этот вопрос, говорили о том, что нужно вопросы решать быстрее, так как уже потребность в более энергичной работе даже в этом направлении есть, чтобы это не мешало самим губернаторам энергичнее двигаться в решениях, хотя бы в тех вопросах, которые являются чисто административными на первом этапе, но требуют обязательного Вашего участия.
Правда, первое назначение уже произведено, первый заместитель назначен. Хочу обратить внимание, что это человек из вашей среды. Очень рассчитываю на то, что как раз в силу этого обстоятельства Сергей Семенович Собянин себя проявит с самой лучшей стороны, и я хочу пожелать ему успехов. Сергей Семенович, всего Вам самого доброго!
Что касается вопросов социально-экономического развития. Они чрезвычайно важны, и я попросил с этими проблемами выступить чуть позднее и несколько подробнее Илью Иосифовича Клебанова.
Я бы хотел сегодня остановиться на вопросах межбюджетных отношений. Сегодня утром, когда мы сюда передвигались, в сторону выставки, у нас небольшая дискуссия с Эдуардом Эргартовичем по этому вопросу состоялась. Я бы даже сказал, что это была не дискуссия, а скорее всего, монолог, потому что Эдуард Эргартович так критически оценивал некоторые начинания Правительства в этой сфере. Мне бы сейчас хотелось сказать по этому поводу несколько слов.
Хотел бы сразу сказать, в этом вопросе – уже ставшая традиционной, довольно постоянная и настойчивая критика подходов Правительства к формированию бюджета 2001 года. Главная проблема – перераспределение налоговых доходов в пользу федерального бюджета. И позиция руководителей регионов в принципе понятна.
Вообще всегда неприятно что‑то терять, отдавать. Тем более, я здесь согласен с губернатором, что выстроены определенные программы. Эти программы обосновывались, и, разумеется, когда встают вопросы с их финансированием, это вызывает разочарование.
Но мы не вспоминаем о другой стороне вопроса – то, что вместе с деньгами в центр должны возвращаться и огромные обязательства, с которыми очень большое количество регионов, скажем так очень аккуратно, не всегда в полной мере справлялись.
На мой взгляд, речь при обсуждении проекта бюджета должна идти не столько о пропорции в распределении налоговых доходов, сколько о четком разграничении расходов между бюджетами разных уровней. И лишь в этом случае – о соответствии этих расходов получаемым субъектами Федерации доходам.
Исходя из такого взгляда, соответствующего реальному положению дел, мне кажется, и нужно вносить изменения в Бюджетный кодекс.
Чем продиктованы эти изменения? Во‑первых, сокращаются обязательства субъектов Федерации по финансированию ведомственных льгот. Я думаю, что надо согласиться с Правительством, что философия подхода к решению проблем подобного рода правильная. Эти расходы берет на себя федеральный бюджет. Трудно отказать в логике и тогда, когда это логично с точки зрения отстаивания независимости от местной власти правоохранительных, военных и других ведомств. Давайте прямо и откровенно об этом скажем. Ведь все время говорим о том, что Федерация, центр в лице органов Министерства обороны, прокуратуры, правоохранительная сфера в целом не расплачиваются, не расплачиваются – должники, должники, должники. Почему должники‑то? Значит, Минфин не перечисляет им соответствующего объема финансирования, да? Значит, нужно добиться того, чтобы это было обеспечено. Обеспечено не подачками со стороны местной администрации, а регулярным финансированием из федерального центра, как и положено.
Кроме того, четко определяются сферы финансовой ответственности регионов в реализации законов социального характера. Правительство аккумулирует 15 процентов НДС в федеральном бюджете в виде фонда компенсаций. Деньги будут возвращаться в регионы только для того, чтобы обеспечить равные социальные выплаты на всей территории страны.
Вы знаете, это чрезвычайно важный вопрос. Всегда, когда мы собираемся вместе, то открыто, то подспудно идут споры. Идут споры о том, каков определенный вклад того или другого региона в общую копилку экономики страны, в копилку бюджета, и давайте скажем честно, как правило, представители регионов-доноров предъявляют свои особые претензии на этот бюджетный «пирог».
Наверное, в этом есть какая‑то логика. Но вот губернатор из Кургана наверняка скажет, что все эти богатства создавались всем народом страны вне зависимости от того, где люди проживают сегодня. Поэтому мы с вами обязаны обеспечить определенными базовыми социальными гарантиями равными всех людей, всех наших граждан на всей территории страны. Это не может быть обязательством ни чьим, кроме как обязательством федерального центра. Они должны быть в финансовом смысле обеспечены.
Я хочу еще раз подчеркнуть, что с этими обязательствами далеко не все субъекты Федерации в должной мере и должным образом справлялись.
У нас не было другого выхода, как «замкнуть» их на центр, чтобы нести прямую ответственность перед людьми. Поэтому мы видим в предлагаемом перераспределении бюджетных доходов важный политический и социальный смысл.
Наша задача – обеспечить равные жизненные возможности и гарантии всем людям, как я уже сказал, независимо от того, где они живут, – на севере, на юге, на западе или на востоке России. Пока это проект, работа над бюджетом продолжается.
Ясно, что кроме аргументов общего характера у руководителей регионов есть и содержательные возражения. Я абсолютно убежден и считаю, что к этим содержательным аргументам Правительство должно будет прислушаться. Но именно в этой дискуссии, мне кажется, будет найдено оптимальное решение.
Я хочу поблагодарить вас за внимание и предлагаю нашу работу продолжить в соответствии с тем планом, который у нас намечен.