В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы в последние годы весьма часто обращаемся к проблеме развития инфраструктуры, инфрастуктуры вообще: связи, транспорта – имея в виду авиацию, развитие и строительство новых аэропортов, портов. Сейчас только завершаем работу по судостроительной корпорации. Недавно завершили работу по созданию авиационной корпорации. Однако не будем забывать, что одной из базисных отраслей российской экономики, безусловно, является железнодорожный транспорт.
Эффективность работы этой отрасли влияет на темпы роста практически во всех отраслях российской экономики. Система железных дорог обеспечивает единство нашей территории и, конечно, интенсивность хозяйственных связей в стране, является одним из факторов, определяющих объемы и направления нашей внешней торговли, уже не говорю о том, что более 80 процентов грузооборота (без учета трубопроводного транспорта) приходится именно на железные дороги.
Подчеркну также важную социальную роль российских железных дорог – одних из самых протяженных в мире. От качества железнодорожного сообщения зависит и плотность расселения граждан по территории Российской Федерации, зависит также и мобильность трудовых ресурсов. Железные дороги берут на себя более 40 процентов всех пассажирских перевозок.
Этот транспортный рынок – огромный по масштабам и значимый в стратегическом плане – отличается сегодня неплохой финансово-экономической динамикой. Только за прошедший год грузооборот здесь вырос более чем на пять процентов, а пассажирооборот – примерно на три с половиной процента. Это неплохие показатели.
Компания ОАО «Российские железные дороги» создана, напомню, в 2003 году и входит сегодня в тройку крупнейших транспортных корпораций мира. А объем ее прибыли за прошлый год существенно превысил уровень предыдущего года.
Это, повторю еще раз, хороший показатель. Отмечу еще один позитивный фактор. Железнодорожники начали реализацию крупных инфраструктурных проектов, в частности в Кузбассе. Это – Кузбасс–Северо-Запад с выходом к Балтийскому морю, Кузбасс–Дальний Восток, Кузбасс–Азово-Черноморье.
В целом, повторю, экономика железнодорожного транспорта существенно укрепилась за последние годы. В отрасли сформировались необходимые предпосылки для завершения структурной реформы, начатой государством еще шесть лет назад.
Реализация ее финального этапа даст нам хорошую возможность решить целый комплекс взаимосвязанных проблем и вопросов: в первую очередь, начать модернизацию производственно-технологической базы и приступить к развитию самой железнодорожной сети.
Необходимо не только преодолеть нарастающий износ основных фондов (а эта проблема является одной из основных и главных, поскольку этот износ составляет, напомню, около шестидесяти процентов), но позволит нам создать новую для России инфраструктуру высокоскоростного сообщения.
Предстоит, кроме того, обеспечить транспортную доступность новых месторождений и перспективных производственных районов. Мы с вами многократно обсуждали этот вопрос в регионах Российской Федерации. И фактически обустроить малообжитые территории страны. В настоящее время семьсубъектов Российской Федерации вообще не имеют железных дорог, а еще в десяти регионах плотность этой сети крайне низкая.
Безусловно, все это те задачи, решить которые за год или за два невозможно. И полномасштабная реконструкция железнодорожного транспорта страны – это, конечно, долгосрочный проект. При этом обращаю внимание на следующие приоритетные, как мне кажется, направления.
Прежде всего, нужно обеспечить привлечение в отрасль значительных инвестиционных ресурсов. Речь идет о действительно масштабных средствах. Они должны прийти во все сферы железнодорожного транспорта. Нам нужно развивать и модернизировать инфраструктуру, подвижной состав, локомотивную тягу, операторские и терминальные услуги, ремонтную базу и другие сферы.
Ясно и то, что такая реформа не может быть проделана только за счет собственных средств компании «Российские железные дороги». Недавно мы с Владимиром Ивановичем [Якуниным] здесь, у меня, на встрече эту проблему обсуждали. Она не сможет мобилизовать требуемый объем ресурсов даже при корректировке ныне действующих железнодорожных тарифов, что делать нужно крайне аккуратно.
Здесь надо привлекать частный капитал, шире применять механизмы частно-государственного партнерства. И такой опыт у Правительства уже есть. Министерство экономического развития уже реализует проекты подобного рода. Нужно активнее использовать Инвестиционный фонд, а это значит – мы обсуждали тоже это недавно – это потребует от нас дополнительных шагов по укреплению Инвестиционного фонда по его наполнению. Необходимо также повысить капитализацию самой компании ОАО «РЖД», расширяя ее рыночные возможности, в том числе путем создания дочерних компаний и вывода акций этих компаний на фондовый рынок.
Далее. Успех инвестиционной политики будет зависеть от эффективности будущей модели рынка транспортных услуг. И нужно уже сейчас заложить условия для нормальной конкуренции в различных сферах железнодорожного бизнеса. И прежде всего в перевозочной деятельности, предоставлении локомотивной тяги, а также в ремонтных услугах на равных условиях. И здесь, конечно, очень многое будет зависеть от того, какое решение примет Правительство по дальнейшим шагам реформирования ОАО «РЖД». Это очень важно. Если мы создадим каких‑то монстров, которые задушат конкуренцию, то никакого рынка мы здесь не создадим.
Кроме того, развитие железных дорог следует увязать с другими смежными отраслями, а также с транспортным машиностроением.
И, наконец, следует планировать реформу так, чтобы она не ущемляла интересы пассажиров. На это хочу обратить особое внимание. За реструктуризацию отрасли люди не должны платить из собственного кармана – это дело государства, и государство должно обеспечить нормальную реформу отрасли. Подчеркну, что социальный аспект развития железных дорог следует поставить в самый центр модернизации, о которой мы сегодня с вами будем говорить.
Это все, что я бы хотел сказать вначале.
Владимир Иванович Якунин, пожалуйста.
В.Якунин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые руководители!
Если позволите, я добавлю к этому несколько, на мой взгляд, серьезных штрихов.
Да, действительно 85 процентов грузооборота страны приходится на железнодорожный транспорт. Но помимо этого– и Вы это подчеркнули в своем вступительном слове – колоссальна ответственность железнодорожного транспорта за реализацию вполне конкретных социальных программ государства. Это относится в том числе и к таким перевозкам, которые в нашей терминологии принято называть социальными перевозками: это, например, уголь, минеральные удобрения – это если мы говорим о грузовой базе, но в такой же степени это относится и к организации перевозок пассажиров, которые должны иметь полную возможность реализовать свое конституционное право на свободу передвижения по территории России и за рубеж. И это существенная задача, она также рассматривается и решается. Я помню Ваше замечание относительно заключения договоров на пригородные пассажирские перевозки. Я имею у себя докладную записку на Ваше имя. Докладываю, что Ваше указание в полном объеме выполнено, и на сегодняшний день все договоры с субъектами Федерации – а мы такие договоры подписываем с 59 субъектами Федерации – подписаны. На момент моего доклада было подписано 49 – имея в виду, что часть субъектов Федерации реализует это право только в течение летних месяцев. Поэтому до первого апреля мы должны были подготовить все эти договора и подписать их. Все исполнено, Владимир Владимирович.
Продолжая доклад, хотел бы подчеркнуть, что тут я абсолютно солидарен с Вашими заявлениями относительно того, что это не просто перевозка грузов тем или иным видом железнодорожного транспорта. По большому счету, с учетом тех задач, которые поставлены и в программе реформирования, в программах развития железнодорожного транспорта совершенно четко подчеркивается, и это можно оформить следующими заявлениями вплоть до защиты национального суверенитета и безопасности страны, сохранения единого социально-экономического пространства, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Как бы ни высокопарно, может быть, это звучало, но это действительно задача, которая, естественно, возложена на все виды транспорта – и на железнодорожный транспорт с учетом его объемов перевозок.
На сегодняшний день компания ОАО «РЖД» действует в условиях рынка, оставаясь под полным контролем государства, поскольку государство является стопроцентным владельцем этой компании. Это касается в том числе и регулирования тарифов, о которых также было сказано во вступительном слове главы государства. Это касается инвестиционной политики, бюджетов, использования средств. Эти документы проходят рассмотрение и утверждаются на соответствующих заседаниях Правительства Российской Федерации. При этом на компанию возложена ответственность за состояние и развитие железнодорожного транспорта России.
В настоящее время государство ставит амбициозные задачи долгосрочного развития: удвоение ВВП, повышение глобальной конкурентоспособности нашей экономики, рост уровня жизни россиян. В решении всех этих задач присутствует и так называемая железнодорожная составляющая. Сегодня в условиях масштабных изменений, происходящих в мировой экономике, когда от реализации инфраструктурных проектов напрямую зависит долгосрочное экономическое развитие России, развитие железнодорожного транспорта, безусловно, является, по нашему мнению, одним из приоритетов государственной внешней и внутренней политики и приобретает характер геополитической задачи.