В.Лукин: Как я Вам и обещал несколько месяцев назад, мы подготовили по Вашей инициативе третий доклад за время моей работы Уполномоченным по правам человека в России. Это доклад, а это вещественное приложение к докладу. (Передает материалы.)
Хотел бы обратить внимание, что этот доклад был составлен в феврале – в это же время исполнилось десять лет со времени учреждения в России института Уполномоченного. Тут есть определенный символ. Конечно, это очень молодой институт в нашей структуре. Но уже некоторые возможности работы есть, и можно сказать, что он понемножку укореняется в жизни нашей страны.
По‑моему, это правильно: создаются институты, которые направлены на проверку и на стимулирование всех уровней власти для того, чтобы конституционные положения относительно прав человека постоянно реализовывались.
Миссия моя всегда печальна: говорить больше об отрицательных делах, но уж такова эта миссия. Хотел бы сказать, что этот доклад мы постарались сделать максимально объективным, поэтому тут отмечаются некоторые положительные моменты. Например, совершенно очевидно, что государство начало больше внимания уделять социальным вещам, социальным проблемам, и те проекты, которые начали реализовываться, – это практическое свидетельство. Конечно, это только первые шаги, мы понимаем. Но хорошо, что идет осознание того, что эти шаги надо делать.
Хотел бы обратить внимание на то, что некоторые положительные моменты в законодательстве у нас были приняты как раз в отчетном, 2006 году. Это прежде всего поправки в трудовой кодекс, и они позволяют в интересах наемных рабочих, трудящихся, кое‑какие конфликты разрешать на более цивилизованном уровне, чем раньше. Это положительное изменение в миграционной политике: они упрощают наем рабочей силы и регулируют в то же время. И думаю, что можно в качестве положительного момента отметить еще и налаживание некоторых судебных институтов: суда присяжных, мировых судей, которые становятся уже не такими экзотическими, – это внедряется в нашу жизнь, и это хорошо.
Но, конечно, нерешенных проблем, как водится, существенно больше. И тут я бы хотел сказать, что по социальным проблемам продолжают идти основные жалобы. И они связаны прежде всего с целым комплексом проблем, таких как низкий, по мнению граждан, уровень зарплат и пенсий, как невозможность приобретения в реальные сроки жилья, как отсутствие адекватного медицинского обслуживания, особенно его бесплатной части, – оно чревато огромными ограничениями, очередями, и с лекарствами проблема. Все это хорошо известно.
Таких жалоб у нас примерно 46 процентов. Относительно правоохранительных органов, конечно, кое‑какие изменения есть. Например, я езжу, многое замечаю: некоторые улучшения в ситуации в местах заключения как в СИЗО, так и в колониях. Но пока еще до совершенства весьма и весьма далеко.
В.Путин: Как там медицинское обслуживание?
В.Лукин: Медобслуживание в местах заключения? Вы знаете, ситуация несколько улучшается. Но у меня все же впечатление такое, несмотря на позицию Правительства, которое почему‑то не хочет делать так, чтобы медсистема внутри нашей пенитенциарной системы была бы, скорее, частью здравоохранительной, чем пенитенциарной системы, то есть была бы независимой. Психологически это трудно: люди, которые сторожат, и люди, которые лечат, – это одни и те же. Почему‑то наше Правительство отрицательно к этому относится, а мне кажется, что надо еще раз всерьез разобраться с этим вопросом.
Есть две вещи, на которые я бы хотел обратить внимание из многих вещей, которые есть в докладе. Они касаются людей, граждан, которые наименее защищены. Первое – это дети, права ребенка. Очень хорошо, что у нас немножко сдвигается демографическая ситуация. Но она должна подкрепляться серьезным улучшением социальных вопросов, потому что люди рождаются – а дальше? А дальше получаются очень серьезные проблемы. У нас наши социальные службы ориентированы на последствия проблем: на преступность, на наркоманию, на безнадзорность. Превентивные меры работают очень слабо. И вот отсюда происходит очень много жалоб, а это наиболее слабо защищенные наши граждане. Несамостоятельные еще.
И вторая проблема, на которую я бы хотел обратить внимание, – это все‑таки необходимость серьезного улучшения нашей судебной системы. Я в конце прошлой недели был в Центральной России, в одном из старых городов (намеренно не называю его, чтобы не выделять, потому что это общая проблема). Исправительная колония строгого режима. Мы посмотрели, поговорили с заключенными, с персоналом. Там отстроена часовня. И уже довольно давно в колонии работает православный священник. Работает с заключенными, опекает их духовно. И вот я с ним побеседовал и говорю: «Батюшка, скажите, пожалуйста, как, по вашему ощущению, примерно, сколько процентов людей сидят несправедливо?» Подумал и сказал: «Примерно семьдесят к тридцати». Тридцать процентов несправедливо!
И мне пришло в голову, что ведь до семнадцатого года [1917-го] у наших судов присяжных и других судов оправдательный процент был между 20 и 25 процентами. И сейчас суд присяжных примерно так же освобождает. Я еще раз говорю, что бывают ошибки, но в принципе обвинительный уклон традиционных судов сохраняется на уровне 90, зашкаливает за 90 процентов. Это очень плохо! Отсюда очень много жалоб, много социального напряжения, недовольства и так далее.
И второе, на что я хотел в этом же контексте обратить внимание (очень хорошо, Вы обращали внимание на эту проблему, и я считаю, что в нее надо сильно вцепиться). Это общественный контроль над местами заключения. Общественный контроль! Вы говорили об этом на встрече с советом по гражданскому обществу [Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека]. Готовятся ко второму чтению закона. Это хорошо. Но я хотел бы сказать: у меня есть опасения, что между первым и вторым чтениями этот закон будет изменен таким образом, что он превратится в некоторую «потемкинскую деревню». Поэтому у меня есть просьба: перед тем как его отправить ко второму чтению, он бы все‑таки прошел экспертизу у Эллы Александровны Памфиловой в Совете и, если не возражаете, у меня. И чтобы мы зафиксировали наше отношение к этой версии, тогда он будет нормальным. Потому что ведомство себя само как проверяет! Нужно, чтобы это был действительно общественный контроль.
В.Путин: Вместе с поправками Вы имеете в виду?
В.Лукин: Да.
В.Путин: Будем считать, что мы договорились. Думаю, что целесообразно Вам было бы и с депутатами повстречаться.
В.Лукин: Вопросов нет, мы периодически встречаемся с соответствующим комитетом. Говорим и с ними, и с другими активными участниками этого процесса, но если будет Ваше слово относительно того, что наше мнение должно быть учтено, то давайте еще поговорим. Это правильно!
В.Путин: Договорились.