А.Гордеев: Владимир Владимирович, разворачиваются активным образом весенне-полевые работы, в первую очередь, конечно, в Южном федеральном округе. На сегодня 500 тысяч гектаров уже посеяно в Краснодарском крае, Ставропольском крае, Ростовской области. Надо отметить, что в этом году нам предстоит посеять более 49 миллионов гектаров. Есть особенности этого года, связанные с тем, что необходимо обеспечить тот рост, который наметился в производстве мяса, – выполнение приоритетных национальных проектов. И нам предстоит произвести значительно больше высокоэнергетических культур – такие рекомендации в регионы даны. Это производство кукурузы на зерно, сои, рапса, и, по нашим подсчетам, примерно 3 миллиона тонн фуражного зерна понадобится под обеспечение роста производства мяса.
Вторая особенность: мы видим спрос в странах Евросоюза на ряд масличных культур в связи с увеличением производства биодизелей, и мы также сейчас выстраиваем как первый этап, чтобы обеспечить Европу этим сырьем и продукцией переработки под биотопливо. Но видим, что такая тема, я надеюсь, и в России будет решаться в ближайшее время для крупных промышленных центров, с тем чтобы экологически чистое моторное топливо у нас тоже начали применять.
Состояние озимых удовлетворительное (мы, правда, как всегда, по‑крестьянски не спешим оценить это все окончательно, в апреле сделаем уже прогноз, но тем не менее пока все идет нормально).
Какие главные проблемы?
Первая проблема – это вопрос цен на ГСМ. Сейчас рынок нефтепродуктов стабилен. На прошлой неделе состоялось заседание Правительства по теме проведения сезонных работ и, надо сказать, довольно подробно и жестко обсуждались вопросы. Губернаторы присутствовали на заседании Правительства. И, в общем‑то, даны такие жесткие поручения со стороны Председателя Правительства. Мы надеемся, что рынок будет стабильным по май включительно. Впервые Правительство направило в феврале–марте 7,5 миллиарда рублей – это по Вашему поручению, которое Вы давали в конце прошлого года, – на частичную компенсацию затрат по дизтопливу. Мы посчитали, это примерно 20 процентов от затрат как на весенне-полевые, так и на уборочные работы. В общем, я сейчас ряд регионов проехал – очень хороший отклик найден, тем более это получают все производители, не только те, которые могут взять кредит, а все: и фермерское сообщество, и сельхозорганизации.
И вторая острая тема, она впрямую не связана с весенне-полевыми работами, но все‑таки создает настроение – это вопрос цен на мясо, прежде всего на свинину. Примерно на 30–40 процентов упала цена по сравнению с прошлым годом, в условиях, когда мы произвели на 8 процентов больше свинины и на 15 процентов больше мяса птицы за год. Конечно, у селян это вызывает тревогу, и особенно у тех, кто взял кредиты, строят сейчас новые комплексы. Вскрылись две серьезные причины: первая причина – это то, что нарастает, к сожалению, импорт, где‑то 60 процентов, в основном импортное мясо из стран Евросоюза, США и Канады, то есть из стран, которые большие дотации дают;, и, кроме того, примерно 300 тысяч тонн мяса – это нелегальный оборот в стране. Сейчас мы обнаружили целый ряд схем и, конечно, надо будет с этим серьезно бороться.
И еще одна тема, она присутствует, конечно, и внутри агропромышленного комплекса: за последние годы, мясокомбинаты, грубо говоря, «сели на иглу» импортную: удобно работать с брикетированным замороженным мясом. И можно было бы говорить, что это рынок так регулирует, но это все, конечно, в ущерб качеству продукции. Одно дело – охлажденное мясо, а другое дело – это мясо, которое долго хранилось и имеет высокую степень заморозки. Даны поручения, Владимир Владимирович, и я попрошу Вас дать поручение, с тем чтобы мы комплексно с этими проблемами разобрались, и я думаю, что в течение одного-двух месяцев мы стабилизируем работу.
В.Путин: Хорошо, надеюсь. А как вы работаете над реализацией закона о сельском хозяйстве, я имею в виду создание соответствующих программ (я недавно встречался с членами верхней палаты парламента, это был один из вопросов)?
А.Гордеев: В соответствии с законом, который Вы подписали в декабре прошлого года, создана трехсторонняя комиссия, впервые такой статус: Совет Федерации, Госдума и Правительство. Мы уже приступили к работе, трижды провели заседание комиссии. Основная задача комиссии – выработать параметры, в основном речь идет о бюджетном процессе на предстоящие пять лет. И что тут важно: если Правительство в целом по экономике подошло к тому, чтобы трехлетний бюджет принимать, то по сельскому хозяйству он получается пятилетний. Надо сказать, у нас идут довольно жесткие дебаты с Министерством финансов, как обычно. На следующий 2008 год мы нашли совместные подходы, увеличиваем бюджет примерно на 20 миллиардов рублей. По 2009–2010 годам договорились в течение месяца эти цифры еще раз просчитать. Последняя встреча с Министром финансов показала, что есть определенное понимание накопившихся проблем – включая не только производство, но и социальный аспект, причем Вы тоже обратили внимание на социальное развитие села. То есть это обычная, довольно тяжелая процедура взаимодействия с финансово-экономическим блоком, но, думаю, мы с Вашей помощью преодолеем это.
В.Путин: А программа развития, о которой Вы говорите?
А.Гордеев: Да, государственная программа как структура нами уже сформирована, я ее на совете по национальным проектам [Совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике] в Кремле уже докладывал. В общем она всеми одобрена, главный вопрос – параметры.