В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
В повестке дня первого в этом году заседания две важнейшие темы: это актуальные задачи в сфере демографии, а также во многом связанный с этими проблемами вопрос улучшения жизни на селе – повышение ее качества и развитие сельской экономики.
Вы знаете, ключевые направления демографической политики были определены год назад в Послании Федеральному Собранию, и речь шла о создании условий для повышения рождаемости, о преодолении высокой смертности и грамотном управлении миграционными потоками. Задачи, которые мы наметили на 2006 год, в основном решены. Я имею в виду принятие необходимых законов, выделение финансовых средств и реальную координацию действий федеральных и региональных властей. Эти проблемы не решены, конечно, по сути своей. Предстоит еще много сделать для решения демографических проблем, но организационные вопросы, вопросы выделения финансовых средств решены.
С этого года мы приступили к практической реализации мер, предложенных в Послании. Особо подчеркну, что их перечень не закрыт, он может и должен пополняться новыми задачами, и об этом я еще буду сегодня подробно говорить. Надеюсь, и вы, уважаемые коллеги, тоже будете высказываться.
Но, говоря о первоочередных мерах по улучшению демографической ситуации, мы уже обязаны думать и о дальнейших перспективах. Эксперты, как вы знаете, считают, что в вопросах демографии надо планировать не на год, не на два, а на три поколения вперед, надо мыслить стратегически. Только так можно не просто переломить сегодняшние негативные тенденции, но и достичь стабилизации, а затем и постепенного роста численности населения России. Именно для этого было поручено подготовить системную и хорошо просчитанную концепцию демографической политики. Отмечу, что этот документ создается не для органов власти или не только для органов власти. Его основной адресат – это, прежде всего, граждане России. Концепция демографической политики должна быть востребована обществом, понятна ему и опираться на активность самих граждан.
Повторю, одних лишь усилий государства, каким бы сильным и богатым оно ни было, недостаточно. Очень многое зависит от отношения людей к собственному здоровью.
Вы знаете, я только что закончил встречу с женщинами, представителями общественных организаций, которые на практике занимаются вопросами демографии и воспитания детей, воспитывают большое количество детей, являются воспитателями больших детских коллективов. Они тоже обращали внимание на эту проблему. Необходимо воспитывать хорошее, правильное отношение к собственному здоровью у людей, к своим детям, к родителям, к институту и ценностям семьи. Конечно, здесь многое могли бы сделать политические партии, общественные организации, средства массовой информации.
Теперь о наших ближайших конкретных задачах. Как я уже говорил, все нацпроекты оказывают непосредственное влияние на демографическую ситуацию. Сегодня надо обсудить, как еще больше настроить проекты на цели демографического развития, как сориентировать на это программы в области здравоохранения, образования, по предоставлению доступного жилья молодым семьям.
Подчеркну, наши общие усилия должны привести к тому, чтобы российская семья жила комфортно, чтобы люди имели достойную работу, жилье, качественные медицинские услуги, возможность дошкольного образования детей.
Крайне важно, чтобы при застройке территорий учитывались простые, но необходимые вещи: это детские сады, игровые площадки, спортивные сооружения, а в проектировании самих домов – даже такие элементарные удобства, как пандусы для детских колясок. Кстати говоря, на той же встрече с представителями женских общественных организаций речь шла о том, что при проектировании домов у нас практически не учитываются интересы многодетных семей. У нас, как, во всяком случае, сейчас сказали мои собеседницы, просто нет таких проектов.
Хотел бы отдельно остановиться на проблемах, связанных с высокой смертностью. Вы знаете, она по‑прежнему устойчиво превышает рождаемость. Страна в среднем ежегодно теряет более 700 тысяч человек. Тяжелой проблемой остается смертность людей трудоспособного возраста, 80 процентов которых – мужчины. Основные причины здесь известны: это болезни сердечно-сосудистой системы, а также так называемые неестественные факторы – злоупотребление алкоголем, курение.
Сохраняются также проблемы, угрожающие безопасности человека. Они продолжают оставаться на улицах, на дорогах, на рабочих местах. Этот перечень свидетельствует, что высокая смертность – не только медицинская, но и социальная проблема. Конечно, надо улучшать систему здравоохранения, в том числе ее профилактическую составляющую. Однако увеличение продолжительности жизни в огромной степени зависит от снижения факторов риска. Это забота как каждого человека, так и местных властей, работодателей, общества в целом.
Кроме того, отмечу определяющую роль регионов в решении всего комплекса демографических проблем. Известно, что ряд регионов уже разработал собственные стратегические программы в сфере демографии. Остальным это еще предстоит сделать. Повторю, такие программы должны учитывать не только местную специфику и традиции, но прежде всего общенациональные подходы к решению демографических проблем.
Конечно, сегодня, накануне праздника 8 Марта, хотел бы еще раз сказать о высокой значимости материнства, о той огромной ответственности, которая ложится на женщин, воспитывающих детей.
Сердечно хочу поздравить всех российских женщин с наступающим праздником. Желаю им благополучия и здоровья!
Теперь несколько слов по второму вопросу нашей повестки дня, уважаемые коллеги.
Вы знаете, что в декабре прошлого года был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Его цель – сфокусировать меры государственной поддержки как на аграрно-промышленном секторе, так и на комплексном развитии сельских территорий. На основе этого закона предстоит разработать государственную программу развития сельского хозяйства. Этот документ призван обеспечить консолидацию наших действий по комплексному развитию села. Подробнее о ходе подготовки программы расскажет Алексей Васильевич Гордеев.
В свою очередь, хотел бы коротко остановиться на следующем.
Во‑первых, программа не должна, как у нас говорят, зацикливаться только на сугубо производственных аспектах агроотрасли. Важно сформировать современные подходы к организации сельской жизни в целом. Необходимо сохранить сельский образ жизни, но в новом, современном его виде, развивая там инфраструктуру, дороги, транспорт, газовое обеспечение, в том числе за счет реализации на селе национальных проектов. Кроме того, следует максимально стимулировать появление на селе новых рабочих мест. И, учитывая развитие интенсивных технологий, особое внимание обратить также на несельскохозяйственные виды деятельности.
Второе, что хотел бы отметить, – это поддержка малых форм хозяйствования: их вклад в общий объем сельхозпроизводства может быть очень весомым. Подчеркну, их рентабельность и производительность может быть даже выше, чем у крупных сельхозпредприятий. Кроме того, эти малые хозяйства решают большую социальную задачу, обеспечивая занятость на селе. Государство заинтересовано и обязано создавать условия, чтобы в сельхозпроизводстве, на земле, в сельской местности появлялось все больше крепких хозяев. Однако очень многие проблемы здесь все еще решаются крайне медленно. Сейчас не буду говорить о том, что людям делать с этими абстрактными паями, как реализовать их в конкретные наделы и как это использовать, но эта проблема до сих пор административно так и не решена.
Еще одна проблема – сбыт отечественной сельхозпродукции. Он должен носить стабильный и гарантированный характер, причем для производителей всех уровней. Здесь же следует обратить особое внимание и на создание инфраструктуры первичной переработки животноводческой продукции.
Хотел бы сегодня также услышать, как идет работа по реализации закона о рынках и в целом по развитию сельхозкооперации.
Предлагаю начать работать и предоставляю слово Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Пожалуйста.
Д.Медведев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Существенное улучшение демографической ситуации стало уже общенациональным приоритетом, и понятно, почему. Ведь уже не раз и не два мы сталкивались с тем, что издержки демографического развития препятствуют решению кардинальных социально-экономических задач, эффективному обеспечению национальной безопасности. Все мы хорошо знаем, какое трудное положение сложилось в стратегических районах Сибири и Дальнего Востока. Ряд территорий вследствие колоссального миграционного оттока практически обезлюдел, в целом по стране низкая продолжительность жизни и высокая смертность. По этим позициям Россия уступает не только развитым странам, но, к сожалению, и многим развивающимся. Так, по продолжительности жизни мы занимаем сотое место в мире, а по продолжительности жизни мужчин – сто тридцать четвертое.
В то же время за последние годы, за последние несколько лет наметились и некоторые позитивные моменты. В прошлом году родилось детей на 1,3 процента больше, чем в 2005-м, при этом на 6 процентов снизилась смертность. В частности, наметилась тенденция к снижению смертности от болезней системы кровообращения и от внешних причин, а также от транспортных травм.
Несколько слов об оперативных данных по рождаемости и снижению смертности, которые наметились в первые недели 2007 года. Это неплохие цифры, я их сейчас приведу. В январе этого года родилось детей на 14,7 процента больше, чем в январе предыдущего года: это 16 тысяч человек. Причем в ряде регионов этот показатель существенно выше среднероссийского. К примеру, в Липецкой области рост рождаемости в январе составил 25 процентов, в Ивановской – 23 процента, в Воронежской – 18. Смертность в январе этого года по отношению к январю прошлого года на 9 процентов меньше.
Очевидно, что мы просто обязаны в ближайшие годы существенно улучшить динамику показателей демографического развития. Эта задача была поставлена в прошлом году Президентом Российской Федерации, там же были приняты конкретные меры, которые сегодня претворяются в жизнь. В соответствии с этими задачами увеличены пособия по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет. Эти пособия сегодня получают около 850 тысяч работающих женщин и впервые – более 270 тысяч неработающих женщин. Почти 1,5 тысяч женщин уже имеют государственные сертификаты на материнский капитал, а всего к началу марта с соответствующими заявлениями в Пенсионный фонд обратилось более 8700 женщин.
Приняты также меры по поддержке семей, взявших детей на воспитание. Федеральным бюджетом на эти цели предусмотрено 6 миллиардов рублей. Мы ожидаем, что в этом году свой родной дом должны обрести не менее 80 тысяч детей-сирот.
Подчеркну, что каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, естественно, должен находиться в зоне постоянного внимания муниципальных органов, которые отвечают за эту работу. И не только в период жизни детей в интернатах, но и после того, как их взяли в приемные семьи.
Регионы должны установить минимальные размеры выплат на содержание ребенка в приемной семье или в семье опекуна в соответствии с тем распределением полномочий, которое мы сегодня имеем. Это сумма – не менее 4 тысяч рублей. А также они должны установить заработную плату приемных родителей в сумме не менее 2,5 тысячи рублей на каждого ребенка. Но регионы, естественно, могут установить и выше – это будет только приветствоваться.
Субсидии на федеральном уровне для этого все предусмотрены, и, чтобы они дошли до семей, регионам необходимо принять все нормативные акты и завершить организационные мероприятия. Такие же требования предъявляются и к решению вопросов по компенсации части родительской платы на содержание ребенка в учреждениях дошкольного воспитания и образования. До 20 марта эта работа в регионах должна быть завершена, с тем чтобы в начале апреля семьи получили деньги, которые положены им по праву. Между тем у нас есть сведения о том, что в ряде регионов, к сожалению, не приняты нормативные акты по этим вопросам. Где‑то это связано с тем, что не работает Законодательное Собрание, где‑то – просто с организационными проблемами: это Калужская область, Дагестан, Ингушетия, Саратовская область, Смоленск, Санкт-Петербург, Москва и ряд других регионов. В ближайшее время, конечно, эта ситуация должна быть исправлена.
Уважаемые коллеги!
Безусловно, все национальные проекты, как и социальная политика в целом, должны сегодня ориентироваться на решение задач демографического развития. В частности, еще слишком велики препятствия, которые не позволяют многим российским семьям реализовать стремление иметь не менее двух детей. И здесь действительно нужны комплексные государственные меры.
Одной из острых проблем является сегодня возвращение женщин на работу после отпуска по уходу за детьми. Такие гарантии закреплены законодательно, о них все знают, однако на практике работодатели нередко вынуждают женщин переходить на менее престижную работу и зачастую – с более низким заработком. И это – несмотря на суровые законодательные запреты, вплоть до конкретных санкций в уголовном законодательстве.
В связи с этим нам предстоит реализовать специальные меры по предоставлению женщинам, имеющим маленьких детей, возможности работать по гибким графикам. Кроме того, надо планировать мероприятия, которые помогли бы им повышать свою квалификацию. Надо также озаботиться и добротной инфраструктурой дошкольного воспитания. Родители должны не только иметь возможность определить ребенка в детский сад, но и быть спокойными за его пребывание там. Сегодня очередь в сады и ясли превышает 900 тысяч человек. С учетом предполагаемого роста рождаемости в ближайшие три года она может вырасти. Поэтому региональным и местным властям надо уделять постоянное внимание развитию сети дошкольных учреждений. Эта сеть начала возрождаться буквально несколько лет назад, но пока сделано очень мало.
Кроме того, актуальны и другие формы дошкольного образования. Это, к примеру, семейные детские сады или группы неполного дня. В ближайшее время мы планируем рассмотреть меры поддержки семей, в которых дети посещают и негосударственные дошкольные заведения, – конечно, в том случае, если в этих негосударственных дошкольных учреждениях есть все условия для нормального воспитания.
Еще один ключевой вопрос, решение которого напрямую способствует решению демографических проблем, – это обеспечение жильем. Как вы знаете, в рамках национальных проектов «Доступное жилье» и «Развитие АПК» уже реализуется ряд мероприятий. За два года планируется оказать поддержку более 100 тысяч молодых семей, среди них более 30 тысяч – это молодые семьи, которые живут на селе.
В январе президиумом Совета даны поручения по подготовке федеральных целевых программ в рамках существующих программ «Жилище» и «Социальное развитие села». Отдельные регионы уже имеют эффективные программы в этой сфере, и мы намерены в полной мере учитывать их опыт.
Будут введены и новые направления использования субсидий молодым семьям, дифференцированные по регионам объемы федеральной поддержки и требования к софинансированию в зависимости от бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Прорабатываются механизмы адресной помощи молодым семьям при приобретении ими жилья в районах Сибири, Дальнего Востока и иных малонаселенных территорий.
Полагаю, заслуживают внимания и другие предложения, в частности о внедрении специального ипотечного продукта для молодых семей, предполагающего отсрочку платежей, причем не только процентов, но и суммы основного долга при рождении ребенка. Ряд банков с такими идеями выходил. Мы рассматриваем также и предложения о переориентации субсидий по кредитам именно на поддержку семей с детьми. Не секрет, что сегодня, получив ипотечный кредит, оба супруга вынуждены работать, просто чтобы деньги отдать, и зачастую именно поэтому они откладывают рождение детей.
Полагаю, также нужно активно работать и над грамотным планированием городов, об этом говорил в своем выступлении Владимир Владимирович. И мы будем уделять особое внимание увеличению объемов строительства современного недорого жилья так называемого жилья эконом-класса, для тех, кто планирует впоследствии вложить свои деньги, полученные в результате использования материнского капитала.
Возрождая и сохраняя наши российские традиции, мы начинаем активно развивать и малоэтажное строительство. В Госдуме сейчас идет работа над созданием соответствующей законодательной основы для этого в форме новой главы Жилищного кодекса, посвященной малоэтажному строительству и стимулированию соответствующего строительства.
Уважаемые коллеги!
Среди основных факторов, определяющих сложности современной демографической ситуации, остается высокая смертность, Президент об этом сказал. Особенно тревожит сверхсмертность в трудоспособном возрасте, ежегодно в России умирает более 2 миллионов человек, и значительное количество из этих людей – это люди, умершие от причин, которые в большинстве случаев предотвратимы, прежде всего это сердечно сосудистые заболевания, отравления и травмы. В прошлом году от таких причин скончалось более 270 тысяч человек. Только в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибает порядка 35 тысяч человек. Полагаю, что мы могли бы дополнить проект «Здоровье» специальными мерами, касающимися этих вопросов.
Сегодня прорабатывается вопрос о дооснащении оборудованием и реанимобилями медицинских учреждений, расположенных вдоль автомобильных дорог. Планируем также развивать сеть токсикологических центров. Особого внимания требуют больные сердечно-сосудистыми заболеваниями, от которых умирает ежегодно более миллиона человек.
Неотложной мерой здесь является внедрение в широкую медицинскую практику так называемых малоинвазивных технологий, малоинвазивной хирургии. И создавать для этого современные центры на базе эффективно работающих учреждений здравоохранения в регионах крайне необходимо. Разумеется, они должны иметь достойное техническое оснащение и квалифицированный персонал. Наш анализ показывает, что за счет своевременных мероприятий можно снизить смертность пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях в полтора раза и наполовину – смертность от острых отравлений, а смертность от болезней кровообращения – на 20 процентов. Поэтому ставится задача повысить качество медицинской помощи всем этим категориям.
Кроме того, необходимо повышать качество медицинской помощи беременным женщинам, в том числе и тем, кто относится к высокой группе риска. Здесь важно уделять внимание как вопросам подготовки медицинских кадров, так и переоснащению существующих учреждений родовспоможения. Износ оборудования в них сегодня достигает 85 процентов, и на всю страну только около 30 медицинских учреждений отвечают современным требованиям по оказанию соответствующей помощи в плане родовспоможения.
Мы планируем создание начиная с 2008 года 20 современных перинатальных центров по стране. Рассчитываем на готовность регионов к софинансированию этих проектов. И не только регионов.
На прошлой неделе была встреча с представителями бизнес-сообщества, где мы подробно обсуждали демографические проблемы, пришли к общему выводу, что у предпринимателя есть своя миссия и своя ответственность в вопросах сбережения народа.
Несколько слов о миграционной политике. В последнее время в этой сфере принят ряд важных документов. Особое место занимает программа привлечения из‑за рубежа наших соотечественников на постоянное место жительства. Принимаются меры для того, чтобы в отношении них был реализован принцип достойной занятости, чтобы их семьи имели доступ к социальным услугам и могли безболезненно интегрироваться в российское сообщество. Эта работа только начата и предстоит еще очень многое сделать, прежде всего в регионах.
Уважаемые коллеги!
Хотел бы еще раз подчеркнуть, что регионы играют в реализации демографической политики определяющую роль. Некоторые субъекты уже имеют очень серьезные свои собственные программы в этой сфере, но у многих они находятся в стадии разработки. Такие программы должны учитывать мероприятия, проводимые в рамках приоритетных национальных проектов, ну и, естественно, дополняться своими собственными мероприятиями. При этом мы будем стараться использовать и региональный опыт в этой сфере.
И при этом хотелось бы отметить еще два момента.
Первый. Дальнейшая разработка мер реализации демографической политики должна опираться на серьезную научную базу, в том числе и в области статистики (а она у нас в этой сфере не всегда адекватна), и она крайне необходима для определения объемов финансирования.
И второе – о значении той работы, которую ведут институты гражданского общества в решении демографических проблем. Особенно эта работа важна для заботы о детях-сиротах.
Подчеркну, что мы в будущем рассчитываем на деятельное участие неправительственных организаций и будем активно привлекать их к оказанию соответствующих услуг.
Я остановился на ряде практических вопросов, решение которых может существенно повлиять на улучшение демографической ситуации. Сегодня речь идет о первоочередных мерах. Однако известно, что такие сложные, многоплановые вопросы, к которым относится демография, должны прежде всего ориентироваться на перспективу, причем достаточно длительную. Нам необходимы в этой сфере и общественные дискуссии, и обсуждение тех предложений, которые формируются в общественной среде. Здесь свое слово должны сказать специалисты, которых объединил недавно созданный Экспертный совет по национальным проектам и демографическому развитию.
Спасибо.
В.Путин: Дмитрий Анатольевич, вопросов Вы подняли очень много, они все важные. Но на встрече, о которой я уже упомянул, звучали совершенно конкретные вещи, с которыми люди сталкиваются в текущей жизни. Скажем, в том числе ставится вопрос о необходимости расширить перечень бесплатных медицинских услуг в женских консультациях при обследованиях, потому что ряд обследований проводится бесплатно, а дополнительные обследования проводятся уже за деньги. Как Вы к этому относитесь, этот вопрос предполагается решить?
Д.Медведев: Владимир Владимирович, мы проработаем еще раз вопрос о перечнях такого рода обследований, посмотрим возможности увеличения количества обследований, которые оказываются женщинам бесплатно в рамках демографической программы.
В.Путин: Посчитайте обязательно.
Д.Медведев: Хорошо, Владимир Владимирович, посчитаем.
В.Путин: Александра Васильевна [Очирова] присутствовала на этой встрече. В том числе говорилось о необходимости пропаганды ценностей семьи, здорового образа жизни. Вы не могли бы два слова сейчас сказать, пока Дмитрий Анатольевич на трибуне, что касается работы средств массовой информации в этом направлении?
А.Очирова: Речь идет о пропаганде здоровой жизни, о создании структур, которые имели место быть в рамках нашей бывшей страны, Советского Союза. Речь идет о том, чтобы информировать население превентивным образом о тех рисках, с которыми оно сталкивается, и привлечь средства массовой информации, создать особые структуры – и, может быть, даже при Правительстве – с участием общественности, специалистов и так далее, с тем чтобы сделать демографическую политику и превентивной, и с предупреждением тех конкретных вещей, которые касаются смертности. У нас такие наработки уже есть, и при участии Общественной палаты мы хотели бы получить поддержку для того, чтобы эта работа велась, и с пропагандой тех семейных ценностей, которые так необходимы нашему обществу.
В.Путин: Спасибо.
Дмитрий Анатольевич, я обращаю Ваше внимание на то, что давно уже ставится вопрос о том, чтобы граждане наши могли в большем количестве регионов принимать такой канал, как «Культура», где, слава Богу, хоть об этих проблемах, об этих ценностях иногда говорится; на то, чтобы расширить возможности приема канала «Спорт». Но для этого нужны соответствующие действия Правительства по поддержке государственного телерадиовещания.
Д.Медведев: Владимир Владимирович, мы рассмотрим эти темы в рамках работы правительственной комиссии по развитию телерадиовещания обязательно. Они уже ставились – и мы к ним вернемся.
В.Путин: И детский канал. Об этом уже много и достаточно давно мы говорим, но пока что реализации этих планов нет.
Д.Медведев: Там готовы предложения, я через какое‑то время могу Вам доложить.
В.Путин: Хорошо. И мне бы очень хотелось, когда мы говорим о расширении этих возможностей, чтобы мы не сокращали то, что уже есть. Как мне стало известно, «НТВ плюс» вместе с Российским футбольным союзом, вместе с председателем Виталием Леонтьевичем Мутко чего‑то «намутили» в очередной раз. Хотят у нас, у рядовых болельщиков, отнять возможность бесплатного просмотра футбольных матчей. Теперь, судя по их договоренностям, рядовым болельщикам придется, во‑первых, истратить деньги на приобретение специального оборудования, чтобы смотреть это через «НТВ плюс» и платить еще абонентскую плату.
Вы, пожалуйста, с ними пообсуждайте.
Д.Медведев: Хорошо, Владимир Владимирович. Я позову всех участников.
В.Путин: А то мы, с одной стороны, говорим о необходимости пропаганды здорового образа жизни, спорта, семьи, материнства, а с другой стороны – все это переводим на коммерческую основу.
Пожалуйста, давайте по сельскому хозяйству.
А.Гордеев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета! Участники заседания!
Прежде всего кратко о результатах работы сельского хозяйства за прошедшие годы.
Агропромышленный комплекс играет большую роль в социально-экономической жизни страны. Его доля в валовом внутреннем продукте составляет порядка 8,5 процента, а непосредственно в материальном производстве – около 12 процентов. Напомню, что в сельской местности живет более 38 миллионов человек, то есть 27 процентов населения страны.
Главная отличительная особенность современного этапа развития сельского хозяйства заключается в том, что уже восемь лет подряд мы наблюдаем рост.
За период с 1999 по 2006 год объем валовой внутренней продукции в сельском хозяйстве увеличился на 34,5 процента. За последние 50 лет столь длительного периода непрерывного роста в этой сфере экономики не наблюдалось. Правда, нельзя забывать о том, что в 90-е годы имело место почти двукратное падение объемов производства, и мы пока еще только на три четвертых восстановили дореформенные объемы производства сельскохозяйственной продукции.
Особенно беспокоит положение дел в животноводстве. Если в растениеводстве уровень 1990 года (это эталонный год) был достигнут еще в 2004 году, то в животноводстве объемы производства восстановлены чуть больше чем наполовину.
Наряду с ростом количественных показателей произошли и принципиально качественные изменения. Из хронически убыточной отрасль стала в целом прибыльной, значительно сократился удельный вес убыточных хозяйств.
В прошедшем году положительные тенденции в развитии сельского хозяйства сохранились. Объем валовой сельскохозяйственной продукции, по данным Росстата, вырос больше, чем прогнозировалось, то есть рост составил 2,8 процента. Несмотря на крайне неблагоприятные погодные условия, которые преследовали аграриев весь прошлый год, зерна намолочено даже больше, чем в 2005 году, – 78,5 миллиона тонн (в весе после доработки).
Обеспечен рост производства продукции и земледелия, и, что очень важно, животноводства. И в этом огромная заслуга приоритетного национального проекта, главным направлением которого и стала эта отрасль. Основанием для такого решения, как известно, явилось резкое падение производства продукции животноводства, о чем я уже говорил, а также – и это еще раз подчеркну – главное, существенное сокращение потребления мяса и молока на душу населения. Если в 1990 году потребление мяса и мясопродуктов составляло 75 кг, то в настоящее время всего лишь – 55 кг, по молоку и молокопродуктам соответственно 385 и 235 кг. Очевидна задача: в ближайшие годы обеспечить население отечественными натуральными мясомолочными продуктами питания в условиях растущего спроса на эту продукцию.
Переходя к итогам реализации приоритетного национального проекта, напомню, были определены три направления: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов. Проект предусматривает – и это впервые – за два года достичь конкретных целевых показателей: увеличить производство мяса в стране на 7 процентов, молока – на 4,5 процента; поставить по лизингу 100 тысяч голов высокопродуктивного племенного скота и высокопроизводительного оборудования для создания 130 тысяч скотомест; увеличение объема реализации сельхозпродукции личными подсобными и фермерскими хозяйствами – на 6 процентов; создание 2550 кооперативов; ввод 1400 тысяч квадратных метров жилья. Это жилье должны приобрести на льготной основе более 31 тысячи молодых специалистов.
В целом реализация национального проекта по итогам прошлого года продемонстрировала положительную динамику по всем показателям. По первому направлению мы можем отметить рост производства скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств на 4,8 процента, особенно высокие темпы прироста достигнуты в производстве птицы – примерно 15 процентов и свиней – 8,7 процента. При этом если в отношении мяса птицы такие результаты для нас стали уже привычными благодаря квотированию импорта, то применительно к свинине рост наблюдается впервые за последние годы. Перелом мы связываем непосредственно с реализацией нацпроектов.
В первую пятерку регионов, обеспечивших наибольший рост производства мяса в прошлом году, вошли Белгородская область (34 процента), Липецкая область, Пензенская область, Оренбургская область и Республика Коми. Достигнутые темпы роста производства мяса в текущем году позволят нам выйти на заданный в проекте целевой показатель по итогам двух лет – 7 процентов.
Что касается молока, то его производство во всех категориях хозяйств выросло на 0,8 процента, тогда как в 2005 году у нас было падение более трех процентов. Превращение динамики из отрицательной в положительную мы рассматриваем как важный промежуточный результат реализации нацпроекта. Значительно, на 8,5 процента, удалось увеличить продуктивность в молочном животноводстве. Средний надой молока на корову составил в стране 3600 килограммов в год, а самые высокие показатели в советские годы не превышали 2800 килограммов.
Что касается поголовья крупного рогатого скота, то темпы его сокращения снизились более чем в пять раз и составили чуть более одного процента. Это позволяет нам рассчитывать, что в текущем году сокращение поголовья КРС прекратится. Лидерами по производству молока в 2006 году стали республики Карачаево-Черкесия, Дагестан, Челябинская область, Чувашия, Саратовская область и Удмуртия.
С учетом планового ввода в строй новых и реконструируемых молочно-товарных ферм ожидаем повышения динамики прироста производства молока, что позволит также выполнить двухлетний целевой показатель роста – 4,5 процента.
В прошлом году впервые нашел широкое распространение льготный механизм получения 8-летних кредитных ресурсов на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов. Благодаря этому более 1300 участников проекта заключили кредитные договоры на сумму 59 миллиардов рублей – это примерно в полтора раза больше, чем было определено целевым показателем. Основными банками-участниками приоритетного национального проекта являются Россельхозбанк и Сбербанк, на долю которых приходится 85 процентов кредитных ресурсов. С превышением целевых ориентиров вел работу и Росагролизинг. Закуплено и поставлено сельхозтоваропроизводителям 50 200 голов племенного скота и оборудования для создания и модернизации более 70 тысяч скотомест.
Для повышения эффективности направления ускоренного развития животноводства начиная с текущего года включены пять дополнительных мероприятий: это поддержка племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства – по этому вопросу было поручение Президента России, – развитие промышленного рыбоводства, а также расширение доступности кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств, приобретения племенного скота, техники и оборудования – имеются в виду краткосрочные и пятилетние кредиты.
Теперь о втором направлении – стимулировании развития малых форм хозяйствования. Этому сектору экономики было уделено особое внимание, так как он вносит существенный вклад в продовольственное обеспечение страны, о чем говорил Президент в своем выступлении. Здесь производится около 60 процентов объема всей сельхозпродукции. Он также имеет ключевое значение для обеспечения социальной стабильности в сельских территориях. По данным переписи, в стране насчитывается порядка 18 миллионов личных подсобных хозяйств и 285 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств.
Одним из основных мероприятий по данному направлению нацпроекта является доступность льготных кредитных ресурсов для малых форм хозяйствования, что позволяет повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан. Поставленные целевые показатели заметно перевыполнены: объем привлеченных кредитов составил 41 миллиард рублей, что вдвое выше целевого показателя; выдано было более 182 тысяч кредитов. В начале прошлого года ориентир был у нас почти вдвое ниже – около 100 тысяч кредитов.
В настоящее время только Россельхозбанк еженедельно выдает порядка 3500 кредитов. А если сопоставить первый год реализации нацпроекта с 2005 годом, то окажется, что фермерам было предоставлено в пять раз больше кредитов, личным подсобным хозяйствам – в 40 раз, а сельхозкооперативам – в 90 раз. Из общего объема выданных кредитов малым формам хозяйствования на долю Россельхозбанка приходится 66 процентов и Сбербанка России – 27 процентов. В 2007 году предполагаем выйти на более масштабные показатели – предоставить не менее 200 тысяч кредитов. Ставится задача практически в каждом сельском районе иметь офисы Россельхозбанка и развивать на селе комплекс банковских услуг.
Проектом предусматривается создание и развитие сети заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных кооперативов. По количеству созданных кооперативов мы уже приближаемся к показателям, запланированным на два года.
Для справки: на 1 января 2006 года в стране насчитывалось порядка 900 кооперативов. В прошлом году создано 2134 сельскохозяйственных потребительских кооператива. Важно в текущем году обеспечить, чтобы они были не только на бумаге, а реально работали и оказывали влияние на сельскохозяйственную деятельность. Такая задача поставлена органам управления АПК регионов и районного уровня.
Лучше всех с этой задачей справились в прошлом году региональные власти Чувашии, Мордовии, Калмыкии, Тюменской и Ростовской областей. Для обеспечения заинтересованности малых форм хозяйствования в объединении в кооперативы они были (кооперативы) приравнены по налогообложению к сельхозтоваропроизводителям, получили право переходить на единый сельхозналог.
Однако остается нерешенным вопрос о том, чтобы НДС для кооперативов учитывался так же, как и для индивидуальных предпринимателей. Надеюсь, Минфин это предложение наконец‑то поддержит.
Начиная с 2007 года предусмотрена поддержка кредитования кооперативов пятилетними инвестиционными кредитами для создания под их управлением сельскохозяйственных рынков. Считаю, что в первую очередь это должно коснуться районных центров. Важно также наладить подготовку кадров для кооперации, развивать систему информационно-консультационных услуг для представителей малого агробизнеса.
Говоря о политике по отношению к малым формам хозяйствования, нельзя не коснуться и вопроса о земле. Эта тема была главной на недавно прошедшем Съезде фермеров России. Назрела необходимость, на наш взгляд, разработки и реализации федеральной целевой программы по упорядочению землеустройства в сельской местности. В частности, речь идет об оформлении с участием средств федерального и региональных бюджетов прав на земельные участки, выделенные в счет земельных долей, а также под личные подсобные и семейные крестьянско-фермерские хозяйства. Это не только укрепит правовой статус семейных хозяйств, но и у них появится реальное залоговое обеспечение, возможность пользоваться кредитом, а значит, создаст условия для развития малого бизнеса, роста занятости и доходов сельского населения.
Просил бы Вас, уважаемый Владимир Владимирович, дать соответствующие поручения по изложенным предложениям.
По направлению обеспечения доступным жильем молодых специалистов на селе. Целевые показатели по итогам года выполнены полностью, выделенные из федерального бюджета 2 миллиарда рублей освоены, построено 713,8 тысяч квадратных метров жилья. В проекте участвуют 16 225 молодых специалистов, что несколько выше плана. Из общего количества получивших жилье каждый пятый – это работник социальной сферы.
Основная проблема здесь в продолжающемся росте цен. За 2006 год средняя стоимость одного квадратного метра жилья в сельской местности возросла на 29 процентов. К сожалению, указанная динамика сохраняется и в текущем году. В связи с этим для выполнения контрольных целевых показателей в 2007 году необходимо дополнительное финансирование в сумме не менее 500 миллионов рублей. По этому вопросу есть поручение президиума Совета Министерству финансов, и мы надеемся, что решение будет положительным.
Уважаемые члены Совета!
Первый год реализации нацпроекта заложил хорошие основы для развития деловой активности на селе и выполнения целевых показателей по итогам двух лет. В январе и феврале сохраняется положительная динамика развития по всем трем направлениям проекта.
Вместе с тем в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли, и особенно это становится очевидным при анализе социально-экономического прогноза развития страны до 2010 года.
Во‑первых, сохраняется опережающий рост цен на промышленную продукцию, прежде всего на энергоресурсы, по сравнению с ценами на сельхозпродукцию, что приводит к нестабильности и ухудшению финансового состояния сельхозтоваропроизводителей.
Во‑вторых, как следствие – незначительные доходы привели к высокому уровню физического и морального износа основных фондов, технической и технологической отсталости отрасли. В результате сельское хозяйство страны менее эффективно, чем в развитых странах. Уровень оплаты труда остается самым низким по сравнению с другими отраслями. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составляет 4300 рублей, или 40 процентов от средней по всем отраслям экономики. В свою очередь, это отразилось на качестве жизни, демографической ситуации в сельской местности, продолжается отток квалифицированной, экономически активной части населения в города.
В‑третьих, отсутствие эффективной торговой политики как внутренней, так и внешней приводит к неоправданным темпам роста объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным таможенной статистики, в 2006 году импорт составил 21 миллиард долларов США, или вырос по сравнению с предыдущим годом на 24 процента. К сожалению, такая же динамика роста импорта прогнозируется на ближайшие четыре года, то есть она почти в 10 раз выше предполагаемого роста сельского отечественного хозяйства. При этом обидно, что, все знают, речь идет о субсидируемой импортной продукции. Ярким примером является поставка на наш рынок мяса свинины.
За прошедший год – только в течение года – удвоили свой экспорт в Россию Германия, Дания и Канада, продолжаются нелегальные поставки мяса, измеряемые десятками тысяч тонн со стороны Китая и даже с территории родной Белоруссии. Все это яркие, масштабные примеры недобросовестной конкуренции. Такой торговле, уважаемый Владимир Владимирович, предлагаю поставить жесткий заслон – в противном случае соревноваться и поднимать сельское отечественное хозяйство будет невозможно.
Большие ожидания и оптимизм связывают работники сельскохозяйственной сферы с реализацией Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». На законодательном уровне впервые в истории России установлены цели, правовые основы и направления федеральной аграрной политики как составной части социально-экономической политики государства. В соответствии с законом будет приниматься государственная программа развития сельского хозяйства на пятилетний период. Предлагаемая структура программы имеется в розданных членам Совета материалах.
В программе предусмотрено закрепить на пять лет конкретные параметры финансовой поддержки отрасли, механизмы и индикаторы реализации мероприятий, в том числе меры таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, налоговой политики государства.
Определены следующие цели госпрограммы. Первое – устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.
Второе – повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства с целью импортозамещения.
Третье – сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
В соответствии с законом в настоящее время Председатель Правительства, Председатель Государственной Думы и Председатель Совета Федерации создали совместную комиссию, которая должна согласовать основные параметры программы и представить их на утверждение в Правительство. При этом исходим из того – и это решение поддержано Дмитрием Анатольевичем Медведевым, – что приоритетный национальный проект «Развитие АПК» перерастает в государственную программу развития сельского хозяйства, и вся аграрная политика становится с 2008 года приоритетной частью социально-экономической политики государства. Федеральным законом предусмотрены жесткие сроки разработки и принятия госпрограммы – до 15 июля текущего года.
С учетом изложенного прошу, уважаемый Владимир Владимирович, дать поручение Министру финансов Кудрину, Министру экономического развития и торговли Грефу совместно с Минсельхозом России ответственно подойти к разработке комплекса мер на ближайшие пять лет, чтобы обеспечить сохранение динамики развития сельскохозяйственного производства, достигнутой при реализации приоритетного национального проекта, и учесть соответствующую господдержку в трехлетнем федеральном бюджете.
Уверен, что госпрограмма позволит существенно изменить отношение со стороны всех уровней исполнительной власти к сельскому хозяйству и решить в ближайшее время перечисленные в докладе проблемы.
Спасибо за внимание.