Вопрос: Господин Президент! Отношения между нашими странами имеют длительную историю. В прошлом двусторонний диалог развивался в основном на уровне правительств. Сейчас пришло время, когда нужно уделить больше внимание диалогу на уровне простых людей. Как Вы планируете теперь объединить людей?
В.Путин: В 2000 году мы подписали Декларацию о стратегическом партнерстве. И должен отметить, что изложенные в этом документе принципы осуществляются в последние годы. Мне представляется, что не только правительства наши были близки друг к другу в предыдущие десятилетия, но это, без всякого сомнения, было движением народов друг к другу. И, прежде всего, это происходило и происходит сегодня потому, что у нас очень много точек соприкосновения, очень много общих интересов в очень большом количестве проблем, важных и для Индии, и для России. Мы являемся естественными союзниками. Я уверен, что предстоящий визит даст нам возможность сделать еще несколько шагов вперед по укреплению нашего стратегического партнерства. Речь идет о согласовании наших позиций по ключевым международным проблемам, по сотрудничеству в сфере военно-технического взаимодействия, по расширению экономического взаимодействия. Причем у нас есть серьезные планы на длительную перспективу в важнейших для нас областях, в том числе включая высокие технологии. Имеется в виду космос, авиация, судостроение, энергетика включая ядерную энергетику. Так что, как вы видите, спектр взаимодействия очень широк. Он включает, конечно, и гуманитарные связи. Мы с руководством Индии будем говорить по всем этим проблемам. Уверен, по каждому из этих направлений будет достигнут прогресс.
Вопрос: Господин Президент, что касается взаимодействия частных структур в экономике – да, на уровне Правительства, как Вы совершенно верно отметили, прогресс значителен как в исследовании космоса, так и в оборонной промышленности, и в других областях, но что Вы планируете сделать в отношении развития взаимодействия на уровне частных структур, где, как мне кажется, пока отношения находятся на довольно низком уровне?
В.Путин: Я с Вами полностью согласен, что это проблема в наших отношениях, Вы попали в точку. Объем товарооборота неплохой, но все‑таки абсолютно недостаточный для России и Индии – всего 3 миллиарда долларов. У нас с Китаем в прошлом году было 20 миллиардов, и мы ставим задачу в ближайшие 5–8 лет выйти на объем в 60 миллиардов. С некоторыми европейскими странами, уровень или объем экономик которых вообще не идет ни в какое сопоставление с Индией, у нас в 5–6, а то и более раз выше, чем уровень товарооборота с таким мощным партнером, как Индия.
Знаете, в чем главная проблема и у нас, и у вас, как мне кажется? Это то, что досталось нам в наследие от плановой экономики, – слишком большая бюрократия. Но мне представляется, что новые инструменты сотрудничества, прямые контакты бизнес-сообществ при поддержке государства могут дать и наверняка дадут положительный эффект.
Мы договорились о проведении форума деловых партнеров, прежде всего, из частного сектора экономики. Практика нашего взаимодействия и использования таких инструментов в контактах с другими нашими партнерами показывает, что это весьма эффективный способ развития прямых контактов между бизнес-сообществами. Практическая возможность лежит также в сфере использования рупийного долга Индии перед Российской Федерацией для расширения инвестиционного потенциала российской стороны в индийскую экономику.
Причем и здесь, мне кажется, мы должны делать упор прежде всего на высокие технологии, потому что в этой сфере минимальными являются издержки на транспорт и другую логистику. Услуги и товары в сфере высоких технологий не имеют такого серьезного логистического обременения. В этом смысле у нас тоже есть определенные договоренности. Надеюсь, что наши министерства финансов выйдут на те решения, которые позволят использовать долговые инструменты для расширения сотрудничества. Где‑то к 2010 году мы могли бы выйти на товарооборот в 10 миллиардов – во всяком случае, в три-четыре раза увеличить его, а к 2015 году – удвоить. Это вполне реальные задачи. Думаю, что мы добьемся положительного результата, если будем напряженно работать с двух сторон, разбюрокрачивая бизнес-контакты между нашими странами и между партнерами.
Вопрос: Одна из бюрократических проблем, которую Вы упомянули, лежит в сфере визового режима между нашими странами. Планируете ли Вы что‑нибудь предпринять в ближайшие месяцы, с тем чтобы упростить визовый режим? В частности, может быть, стоит отойти от жестких нормативов, связанных с предоставлением визы, ввести облегчающий режим для путешествий наших граждан посредством введения долгосрочных и многоразовых виз?
В.Путин: Да, мы идем именно по этому пути. Проблему визового обслуживания мы обсуждали еще в прошлый мой визит в Индию. Министры иностранных дел находятся в контакте друг с другом и, как и соответствующие ведомства, работают над упрощением визовых процедур. Конечно, генеральный путь здесь – это облегчение визовых процедур для отдельных категорий, в том числе для бизнес-сообществ. Но, разумеется, международная практика такова, что вопросы подобного рода должны решаться взаимно, по сути дела зеркально, как в одной стране, так и в другой.
Вопрос: Господин Президент, как скоро, Вы думаете, это произойдет? Получаете ли Вы адекватный ответ от индийского руководства? Вы говорите о том, что вопрос должен решаться на взаимной основе, поэтому я хотел бы узнать, что Вам говорят на этот счет индийские партнеры?
В.Путин: Да, у нас есть взаимопонимание с индийскими партнерами. В этом направлении уже были сделаны определенные шаги. Но уверен, что этого недостаточно. МИДы продолжают работать, и, в чем я нисколько не сомневаюсь, мы пойдем и дальше по пути упрощения визовых процедур.
Вопрос: Господин Президент, Вы сейчас говорили о том, что через три-четыре года товарооборот между Индией и Россией будет доведен до уровня 10 миллиардов долларов США, а к 2015 году планируете его удвоение.
В каких непосредственно областях Вы планируете увеличение этого товарооборота?
В.Путин: Я уже говорил о некоторых областях, которые мы относим к сферам высоких технологий. Повторю еще раз: это космос, авиация, энергетика, это сфера коммуникаций. Это некоторые области промышленного производства, такие как судостроение. И это, конечно, взаимные инвестиции, которые позволят расширить палитру взаимных возможностей. Конечно, не будем забывать и про традиционные сферы сотрудничества.
Индийский чай всегда пользовался особой и высокой репутацией в России, и за прошедшее время эта репутация никак не пострадала. Поэтому мы будем наращивать усилия по новым направлениям, не забывая про традиционные сферы взаимодействия. При этом, на мой взгляд, весьма перспективными являются совместные работы в сфере высоких технологий. И здесь возможен не только обмен конечными товарами и услугами, но и совместный выход на рынки третьих стран.
И, наконец, мы знаем про значительный интерес индийских партнеров к сотрудничеству в сфере энергетики. Это касается и углеводородов, и атомной энергетики. Кстати говоря, Индия в прошлом году вышла на первое место по росту темпов потребления углеводородного сырья. Мы всё это учитываем, мы находимся в постоянном контакте с нашими индийскими друзьями. И всё это огромный потенциал для развития взаимодействия.
Вопрос: В настоящее время многие люди говорят о том, что в скором будущем, по мере развития индийской экономики, Индия станет, может быть, даже самым зависимым в мире от углеводородов государством. В то же время развивается и ядерная энергетика.
Как Вы относитесь к чаяниям индийской стороны в отношении развития ее ядерной энергетики?
В.Путин: Положительно. Мы исходим из того, что любая страна, любая нация имеют право на недискриминационный доступ к современным технологиям. К тому же, по мнению специалистов, решить энергетические проблемы многих стран, не говорю сейчас конкретно о Вашей стране, без ядерной энергетики будет невозможно.
Проблема не в этом – проблема в другом: проблема – в вопросах нераспространения оружия массового уничтожения. Это относится не только к Индии, но и ко многим другим так называемым пороговым странам. Поэтому когда мы обсуждаем, скажем, иранскую ядерную проблему, мы должны думать о том, что это не уникальная, а универсальная ситуация. Поэтому у России есть свои предложения на этот счет.
Мы считаем, что необходимо создать сеть международных центров по обогащению ядерного топлива под контролем международных организаций, прежде всего, конечно же, МАГАТЭ. В рамках этих центров должен быть, по нашему мнению, обеспечен равноправный, недискриминационный, демократический доступ к технологиям и материалам при одновременном соблюдении принципов и требований нераспространения.
Что касается нашего взаимодействия с Индией в сфере использования атомной энергетики в мирных целях, то и у нас, в России, и у вас, в Индии, хорошо знают, что Россия и Индия являются давними партнерами в этой области. Наша страна очень многое сделала для развития индийской атомной энергетики.
Мы знаем о планах индийского руководства по расширению этого сектора. Мы готовы поддержать наших индийских друзей – конечно же, при исполнении со стороны России взятых на себя обязательств в рамках Договора по нераспространению. Для этого мы ведем переговоры как с нашими индийскими партнерами, так и с Группой ядерных поставщиков. В любом случае я считаю, что это направление взаимодействия является очень перспективным.
Вопрос: Господин Президент, Вы коснулись ядерного сотрудничества между Россией и Индией. Что Вы думаете относительно ядерной сделки между Индией и США: является ли она препятствием или вполне правомерна с точки зрения развития этого взаимодействия между нашими двумя странами?
В.Путин: Мы не оглядываемся на то, как развивает Индия свои отношения, в том числе и в ядерной сфере, с другими странами. Наше взаимодействие с Индией строится на двусторонней основе. Разумеется, мы сами соблюдаем принципы нераспространения, свои обязательства по международным договорам, думаем и исходим из того, что и другие партнеры будут делать то же самое. Мы сами самостоятельно принимаем решения, что нам делать, что не делать по договоренности с индийскими друзьями, но, повторяю, – при соблюдении международных обязательств.
Вопрос: Хотелось бы подчеркнуть тот факт, что Россия является проверенным временем другом Индии в ядерной сфере. Она была и поставщиком, и помогала в строительстве ядерного реактора, в других проектах.
Планируете ли Вы расширить эту программу сотрудничества? Планируется ли подписание какого‑нибудь договора в этой сфере во время Вашего визита или какие‑нибудь новые проекты, которые будут начертаны и расширены в этой сфере в отношении, в частности, ядерных реакторов?
В.Путин: Я уже сказал, что мы знаем о планах индийского правительства о расширении сектора ядерной энергетики. Более того, на экспертном уровне мы считаем, что эти планы являются обоснованными, иначе Индия не сможет обеспечить свои экономические интересы и планируемый рост экономики. Поэтому мы думаем, прорабатываем различные решения в этой сфере. Как я уже сказал, мы делаем это не только в контакте с нашими индийскими друзьями, но для этого мы работаем и с другими партнерами, в том числе в Группе ядерных поставщиков. Вы совершенно точно и правильно заметили, что Россия является проверенным, надежным партнером и действительно другом Индии. Мы уже многое сделали для того, чтобы создать сектор мирной ядерной энергетики в Индии, мы и дальше готовы к сотрудничеству,
Знаете, я ведь еду как раз в день 60-летия независимости и установления наших дипломатических отношений. Но я еду туда не только на праздник, а чтобы работать. Конечно, мы будем обсуждать все эти проблемы, это одна из главных тем наших переговоров. Уверен, что эти переговоры и консультации будут полезными. В любом случае они будут способствовать дальнейшему расширению нашего сотрудничества. Не исключаю, что мы выйдем и на определенные договоренности. Но какими они будут, мы узнаем по результатам визита.
Вопрос: Вопрос из другой сферы. У нас многие интересуются, чем сейчас в свое свободное время занимается бывший президент Ельцин?
В.Путин: Я недавно был у Бориса Николаевича Ельцина, поздравлял его с Новым годом. Он был немного простужен, но в целом у него все нормально. Он много читает, ездит, путешествует. Если эти поездки связаны с возможностью внести какой‑то вклад в строительство отношений России с другими странами, то мы с ним консультируемся по этому вопросу. По согласованию с ним и с нашим Министерством иностранных дел мы используем его опыт и его авторитет там, где это представляется целесообразным. Конечно, он не занимается текущей политической и государственной работой, но он в курсе происходящих в России событий и поддерживает прямые, добрые отношения со многими своими коллегами из других стран.
Вопрос: Вернемся к тому, что мы обсуждали. Хотелось бы спросить, есть ли у Вас какие‑то наметки в отношении того, что все‑таки вы ожидаете достичь и какие возможные соглашения заключить в ходе предстоящего визита? Попытаюсь конкретизировать: в частности, в отношении ядерного реактора, уже построенного Россией. Предусматривается ли какое‑то дальнейшее содействие в строительстве новых реакторов или в поставках топлива, или в возможности создания объектов для переработки ядерного топлива?
В.Путин: Мы будем говорить об этом. Вы хотите, чтобы я Вам сейчас все рассказал? А как же наша позиция в ходе переговоров? Это же все живой процесс.
В любом случае наши индийские партнеры об этом хорошо знают, и здесь не может быть никаких сомнений. Россия была, есть и будет надежным партнером Индии. Мы намерены помогать Индии напрямую, осуществляя строительство различных объектов ядерной мирной энергетики. Более того, наши компании заинтересованы в том, чтобы получить крупные заказы на строительство блоков. Мы неоднократно поставляли в Индию ядерное топливо.
Мы будем также помогать Индии урегулировать и решать проблемы на международном уровне. И мы, конечно, будем продолжать сотрудничество, но при соблюдении Россией своих международных обязательств. Мы и раньше, соблюдая свои обязательства, тем не менее находили возможность сотрудничества с Индией в этой сфере, и дальше будем сотрудничать.
Вопрос: Вы поднимете вопрос об индийской ситуации в Группе ядерных поставщиков?
В.Путин: Только этим и занимаемся, особенно что касается индийских вопросов. И это не ирония, не шутка. Так и есть на самом деле. Этот вопрос постоянно находится в зоне внимания наших специалистов, которые работают в Группе ядерных поставщиков.
Вопрос: Господин Президент, Вы только что сказали, что намереваетесь оказать содействие Индии в решении ее международных проблем. Как Вы собираетесь это сделать?
В.Путин: Мы уже делаем. Я уже сказал, что мы в Группе ядерных поставщиков работаем постоянно, нашли возможность осуществить предыдущие поставки ядерного топлива, строим ядерные объекты в Индии. Мы приветствуем то обстоятельство, что Индия взяла на себя обязательства и выполняет необходимые условия нераспространения, которые изложены в Договоре о нераспространении ядерного оружия.
Должен Вам сказать, что наши специалисты находятся друг с другом в постоянном контакте, консультируются и ищут приемлемые для Индии и для международного сообщества шаги, которые способствовали бы или создавали бы условия для развития индийской ядерной энергетики. Это осмысленные и, в общем, достаточно эффективные шаги.
Вопрос: Ведется ли в настоящее время речь о сотрудничестве между нашими странами в борьбе с терроризмом? В частности, рассматривается ли вопрос наших взаимоотношений с Пакистаном?
В.Путин: Антитеррористическое направление нашего взаимодействия является весьма актуальным. Было, есть и, к сожалению, еще достаточно долгое время будет таковым.
Что касается взаимоотношений Индии и Пакистана, это более сложная проблема, хотя мы всегда выступали и до сих пор выступаем против любой инфильтрации боевиков на индийскую территорию, откуда бы она ни приходила, в том числе из Пакистана. Но антитеррористическое направление взаимодействия более широко. Оно осуществляется между специальными службами, между министерствами обороны, между министерствами иностранных дел на международной арене. Уверен, оно будет продолжаться, как я уже сказал.
Что касается индо-пакистанских отношений, то наша позиция здесь хорошо известна. Мы исходим из безусловной необходимости соблюдения территориальной целостности государств, приветствуем все, что было сделано в последнее время индийским и пакистанским руководством в направлении нормализации отношений, будем и дальше вносить посильный вклад в дело урегулирования. В этой связи, на мой взгляд, очень важным является поиск совместных экономических проектов. Сотрудничество между бизнес-структурами всегда создает дополнительную базу доверия и сотрудничества.
Вопрос: Поскольку Вы затронули экономическую сферу, хотел бы задать такой вопрос. В настоящее время российская экономика развивается быстрыми темпами, у России имеется профицит, и она использует его для того, чтобы делать инвестиции в Европе, в частности в странах Евросоюза. Есть ли у России планы инвестиций непосредственно в экономику Индии?
В.Путин: В последние годы Россия действительно демонстрирует неплохие результаты экономического развития. Ежегодный рост составляет в среднем около 7 процентов. В прошлом году было 6,9 процента. И Вы правильно сказали, у нас и бюджет с профицитом, и внешняя торговля сверстались в прошлом году с профицитом. Растут золотовалютные резервы. Они меняются, но в целом Россия уже вышла, по‑моему, на третье место в мире по объему золотовалютных резервов. Растет и Стабилизационный фонд Правительства.
Но мы не проводим какой‑то агрессивной политики государственных инвестиций за границей. Российские инвестиции носят в основном частный характер. У наших частных компаний за последние годы также значительно выросли возможности инвестиционной деятельности. Многие из наших компаний проявляют интерес к инвестиционной деятельности в Индии. Мы готовы оказать им поддержку, если потребуется. Но прежде всего им нужна поддержка индийского правительства. Одна из таких сфер – это телекоммуникации, например, но далеко не единственная. Повторяю, многие российские компании проявляют интерес. И это тоже будет одним из вопросов, который мы собираемся обсудить с нашими индийскими партнерами в ходе переговоров.
Вопрос: Господин Президент, в рамках стратегического партнерства между нашими странами развивается сотрудничество в области оборонной промышленности. Хотелось бы узнать, будет ли обсуждаться этот вопрос в ходе предстоящего визита? Будет ли поставлен в повестку вопрос о проекте, касающемся строительства с помощью российских компаний транспортного самолета для использования в Индии, о продаже Индии самолетов-истребителей пятого поколения? Планируется ли, в частности, продажа Россией «МиГ-35»? Сейчас много говорят об успешном проекте «БраМос» в области сотрудничества в оборонной сфере. Каково в целом будущее такого сотрудничества?
В.Путин: Вы все уже рассказали, Вы все знаете лучше меня.
Вопрос: Но и все‑таки, каков будет цельный пакет, который Вы планируете предложить Индии или планируете получить от Индии?
В.Путин: Он практически согласован. Когда я говорил о стратегическом характере наших отношений, имел в виду в том числе и сотрудничество в военно-технической сфере. Это очень чувствительная сфера, требующая высокого уровня доверия друг к другу. И такой уровень между Индией и Россией достигнут. Сотрудничество в военно-технической сфере между Индией и Россией существенно отличается от нашего сотрудничества с другими странами. Эта особенность заключается в том, что мы перешли не просто к купле-продаже военного оборудования и техники, а мы перешли к другой, более доверительной, более существенной стадии сотрудничества – к совместным разработкам. И это в первую очередь, конечно, относится к системе «БраМос», противокорабельной ракете.
Ваш коллега спрашивал о транспортном самолете, об истребителе пятого поколения, о поставках другой нашей авиационной техники. Все это будет предметом наших переговоров. Речь пойдет и о поставках имеющейся техники, речь пойдет и о совместном производстве транспортного самолета. Что касается истребителя пятого поколения, то здесь также речь может идти о совместных разработках. Мне бы хотелось, чтобы наши переговоры по этим направлениям закончились позитивным результатом. Наши индийские партнеры проявляют интерес ко всем этим проектам, и я не вижу оснований, почему мы должны были бы отказываться от них.
В последнее время мы предприняли ряд шагов, которые позволяют нам развивать кооперацию. Это касается создания на территории Индии предприятий по сервисному обслуживанию и ремонту российской военной техники. То есть речь идет, по сути, о всех звеньях сотрудничества: разработка, производство, обслуживание, ремонт.
Вопрос: А что касается продажи конечных продуктов этого совместного производства в третьи страны?
В.Путин: Разумеется, речь идет о том, чтобы это был такой продукт, который не только использовался нашими – как индийскими, так и российскими вооруженными силами, но и был бы востребован на мировых рынках вооружения.
Вопрос: В последнее время Россия добилась заметных успехов, в частности, в геологоразведочных работах, обнаружении новых запасов нефти. Россия обладает избытком этого ресурса, в то время как в Индии высказывается некоторое неудовлетворение тем, как решаются проблемы снабжения нашей страны нефтью.
Есть ли у Вас в этом отношении какие‑то планы, задумки? В частности, о приобщении индийских компаний к проекту «Сахалин-3», ведь самые большие капиталовложения, сделанные Индией за рубежом, как раз имели место на Сахалине? Предполагаете ли вы дальнейшее участие Индии в инвестициях на Сахалине?
В.Путин: Прежде всего позволю себе Вас поправить: не думаю, что мы сделали большие успехи с точки зрения проведения геологоразведочных работ. Это как раз является, пожалуй, слабой стороной деятельности российских добывающих компаний и последствием недостаточного внимания государства к геологоразведочным работам.
Буквально два-три дня назад я занимался этим вопросом. Мы говорили на эту тему с Председателем Правительства, с руководителями крупнейших компаний, с руководством Правительства и приняли соответствующее решение.
Второе, если был правильный перевод: Вы сказали, что у нас слишком много полезных ископаемых. Слишком много полезных ископаемых, так же как и денег, не бывает. Но фактом является то, что Россия является одной из самых богатейших стран мира, и возможности нашей страны еще недооценены. Мы готовы к сотрудничеству с нашими партнерами. В отличие от стран ОПЕК у нас энергетический сектор не является государственным. Значительная часть этого сектора находится под частным контролем. На территории России работают практически все крупнейшие компании мира. К ним относятся и индийские партнеры, которые работают в проекте «Сахалин-1». Несколько лет назад российская компания с государственным участием «Роснефть» уступила индийским партнерам 20 процентов. В конце прошлого года, в декабре, если я не ошибаюсь, были совершены первые отгрузки нефти.
Индийские партнеры проявляют интерес к расширению сотрудничества в этой сфере, в том числе не только по добыче нефти, но и по добыче газа. Речь идет о возможности проведения операций с участием японских партнеров, а также партнеров из других стран. Палитра возможностей очень широка. Эти вопросы должны решаться на корпоративном уровне. Государство будет оказывать поддержку.
Вопрос: А как Вы рассматриваете роль России в современном миропорядке? Некоторые люди говорят о том, что Россия вновь обретает черты сверхдержавы, будет стремиться к тому, чтобы расширить свое влияние в мире. Вы видите эту ситуацию так же? Какой Вы видите перспективу внешнеполитической деятельности России?
В.Путин: Супердержава – это вообще терминология периода «холодной войны». Когда сегодня говорят о том, что Россия стремится к этому статусу, я вижу в этом только одно – это стремление подорвать доверие к России, напугать Россией, создать какой‑то образ врага. Потому что тем, кто хочет продолжить прежнюю политику, политику «холодной войны», обязательно нужен какой‑то враг. Без внешнего врага трудно добиться дисциплины в своем собственном доме. Без внешнего врага трудно добиться военной дисциплины среди своих союзников и заставить их идти на жертвы, которые уже на самом деле никому не нужны.
Россия выступает за многополярный мир, за демократический миропорядок, за укрепление системы международного права, за продвижение в жизнь такой системы права, за которой любая маленькая страна, даже очень маленькая, могла бы чувствовать себя в безопасности, как за каменной стеной. Чтобы любая страна, в том числе и очень маленькая страна, не боялась, что супердержава в любой момент может нарушить любые правила в своих собственных, часто эгоистических интересах.
Россия готова стать частью этого многополярного мира, гарантирующей соблюдение правил на международной арене, но не какой‑то супердержавой с особыми правами, а равной среди равных. Вот для того нам и нужна экономическая и военная мощь, чтобы быть гарантом соблюдения международного права и равных прав всех участников международного общения.
Вопрос: Господин Президент, как нам известно, Вы любите индийскую кухню. Вы планируете попробовать что‑нибудь из индийской кухни в ходе Вашего предстоящего визита в Индию? Какие у Вас любимые блюда?
В.Путин: Знаете, у нас и в Москве, и в Петербурге есть индийские рестораны, в которых я бывал раньше. Я сейчас не буду воспроизводить названия индийских блюд, я боюсь просто ошибиться. Но что я знаю точно, это вкусно, это мне нравится. Это правда.
Уверен, что действительно удастся попробовать что‑нибудь изысканное, что умеют делать ваши повара. Потом расскажу вам о своих впечатлениях.
Вопрос: Еще раз хотелось бы Вас вернуть к теме мирового порядка.
В Индии с большим интересом относятся к группе стран БРИК, которая включает Бразилию, Россию, Индию, Китай, а также к группе РИК, включающей Россию, Индию и Китай. Каково Ваше видение будущего этих сообществ?
В.Путин: Прежде всего хочу сказать, что эту аббревиатуру придумали не мы в России, не вы в Индии, не в Китае, не в Бразилии – эту аббревиатуру придумали международные инвестиционные агентства, которые посчитали и пришли к выводу, что к 2040–2050 годам экономики наших стран по отдельным позициям (и по достаточно большому их количеству) займут серьезное, существенное положение в мире, будут влиять на развитие мировой экономики. И они правы. А если так будет, то тогда, конечно, мы должны осознавать уровень своей ответственности.
Мир очень многообразен, и он не ограничивается только странами «большой восьмерки». Кстати говоря, мы при подготовке мероприятий в рамках «большой восьмерки» в прошлом году с самого начала привлекали наших партнеров из Индии, Китая, Бразилии. Геометрия международных отношений гораздо сложнее, чем Евросоюз, «большая восьмерка» или НАТО. Все, что я перечислил, – это страны, с которыми у нас огромный объем сотрудничества, взаимодействия и в «восьмерке», и в Европе, и на американском континенте. Но в число наших приоритетов входит развитие отношений с Индией, Китаем, Латинской Америкой. Такой формат сотрудничества является весьма продуктивным. Министры иностранных дел наших стран уже в течение нескольких лет проводят консультации. На февраль, насколько я помню, намечена встреча в трехстороннем формате.
Что касается трехстороннего формата Россия–Индия–Китай, то кроме проблем мирового значения это еще и вопросы регионального сотрудничества. Мы все практически соседи, нам крайне важно искать общие подходы к решению общих проблем. Как всегда в этих случаях бывает, это могут быть и какие‑то споры, и противоречия. Но эти инструменты нам нужны для того, чтобы уходить от противоречий и споров и искать общие пути развития. Поэтому я очень высоко оцениваю потенциал сотрудничества и в трехстороннем, и в четырехстороннем форматах, и считаю это сотрудничество перспективным.
Вопрос: Господин Президент, Вы только что коснулись изменяющегося мирового порядка. Это относится и к ЕС, и к НАТО, и, в частности, к Организации Объединенных Наций. И в этой связи я хотел бы задать вопрос. Поскольку миропорядок меняется, проходят реформы в ООН, как Вам видится роль России в реформировании ООН? И как Вы относитесь к заявке со стороны Индии участвовать в СБ ООН?
В.Путин: Россия – одна из стран-основательниц ООН, постоянный член Совета Безопасности. Я считаю, что ничего подобного в мировой практике сегодня нет. Это единственный универсальный инструмент решения международных проблем. И, конечно, мы должны очень бережно к нему относиться. Но, как я уже говорил раньше, структура и принцип ее деятельности должны соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Поэтому мы приветствовали бы более полноценное участие Индии в деятельности Организации, в том числе и в качестве постоянного члена Совета Безопасности. Более того, это соответствует и нашим интересам, учитывая особые отношения между Индией и Россией. Я уверен, что в этом случае мы приобрели бы в Совете Безопасности надежного партнера и союзника, учитывая наши особые отношения с Индией.
Вопрос в том, как проводить реформу. Во‑первых, сама реформа должна проводиться без нарушения действующих принципов функционирования самой Организации. Конечный результат должен привести к улучшению функционирования и к повышению эффективности деятельности ООН, а не наоборот, к снижению этой эффективности. Решение должно быть найдено на основе широкого согласия.
Будем продолжать работать.
Вопрос: Вы можете как‑то определить возможность достижения этого широкого согласия по времени? Как скоро оно будет иметь место?
В.Путин: Нужно работать столько, сколько потребуется для достижения этой цели. Это не тот случай, когда нужна суета. Нужно набраться терпения. Когда это может произойти, никто не может сказать. Но если работать над этим напряженно, то в конечном итоге мы добьемся результатов.
Вопрос: В следующем году заканчивается срок Вашего президентства. Любой руководитель обычно, когда подходит к концу срок его должности, думает о том, как бы подготовить себе замену. Задумываетесь ли Вы сейчас над этим вопросом? Занимаетесь ли Вы им?
В.Путин: Я все время об этом думаю, с самого первого дня, когда меня избрали на первый срок. Я уже говорил – мне нравится моя работа. По результатам опросов общественного мнения я знаю настроение в стране по этой проблеме. Но я не могу требовать от других исполнения закона, если сам буду нарушать законы и, прежде всего, основной, главный закон страны – Конституцию. Конституция же позволяет избираться не более двух раз подряд.
Некоторые параметры человека, который будет следующим президентом, можно назвать уже сейчас. В соответствии с Конституцией это будет гражданин России, проживающий на территории страны постоянно не менее десяти лет и не моложе 35 лет.
Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы будущий глава государства продолжил ту политику, которая проводилась в последние годы. Судя по опросам общественного мнения, этого хочет и подавляющее большинство граждан России. Полагаю, это не случайно, поскольку именно в последние годы мы ушли от ситуации перманентных кризисов в России и перешли к ситуации политической и экономической стабильности, к устойчивому экономическому росту и росту доходов населения.
Главной задачей будущего главы государства и всей системы власти в России будет обеспечение поступательного роста доходов населения, уровня и качества жизни граждан России. Уверен, что наши граждане смогут отличить порядочного и дееспособного человека от болтунов, краснобаев и бездельников. И так же, как в любой демократической стране, окончательный выбор – за гражданами России.
Вопрос: Есть ли шанс, что граждане России выступят за внесение поправки в Конституцию страны для того, чтобы можно было вновь переизбрать Вас на этот пост?
В.Путин: При всем уважении к индийским журналистам, этот вопрос нам нужно будет обсуждать с гражданами России.
Вопрос: Многие у нас задаются вопросом: чем занимается Президент Путин в свободное время? Я знаю, что у Вас мало свободного времени. И все‑таки, когда оно есть, чем Вы любите заниматься?
Ходят слухи, что Вы в свободное время пишете мемуары. Так ли это?
В.Путин: Нет. Даже ту литературу, которая есть по моей биографии, я практически не читал. Я думаю, что мне пока рановато писать мемуары. Я еще не все сделал для развития российско-индийских отношений. И надеюсь, что в ходе визита, который должен состояться в дни празднования 60-летия образования современного индийского государства, – а для меня это большая честь быть гостем Вашей страны именно в эти дни, – нам многое удастся сделать для того, чтобы продвинуть наше сотрудничество и поднять его на более высокий уровень. Я помню, как тепло нас принимали в прежние мои визиты в Индию. Я хочу воспользоваться этим случаем, чтобы передать самые наилучшие пожелания народу Индии, выразить надежду на то, что отношения между нашими народами будут развиваться еще более высокими темпами, чем в прежние годы.
Всего доброго!