В.Путин: Добрый день!
Алексей Леонидович [Кудрин], закончилась работа в Государственной Думе по бюджету следующего года?
А.Кудрин: Владимир Владимирович, в пятницу Государственная Дума в четвертом чтении приняла федеральный бюджет на 2007 год. В настоящий момент работа перешла в Совет Федерации, но у нас и в преддверии внесения бюджета в Государственную Думу состоялись встречи с членами Совета Федерации, и в ходе обсуждения. Так что я считаю, что Совет Федерации сегодня полностью готов: понимает все основные вопросы бюджета и, скорее всего, поддержит. Поэтому в первых числах декабря мы уже будем иметь утвержденный бюджет на 2007 год. Все основные приоритеты этого бюджета Государственной Думой поддержаны, дополнены в рамках самих параметров. На сегодняшний день я уверен, что это отвечает тем задачам, которые поставлены в области и финансирования национальных проектов, и по национальной обороне.
Самую большую строчку в федеральном бюджете на следующий год получила поддержка субъектов Российской Федерации: по объему финансирования – на первом месте. Если говорить, что стоит на первом месте по приросту, то есть к базе предыдущего 2006 года, – поддержка национальной экономики: почти 50 процентов рост инвестиционных расходов, – включающих и федеральные целевые программы, и строительство дорог, и строительство и поддержку объектов социальной сферы субъектов Российской Федерации.
Приоритеты, по сути, – поддержка экономики, поддержка субъектов. Кроме того, как я сказал, и национальные проекты, и национальная оборона.
В.Путин: Поддержка субъектов – это как раз выравнивание их возможностей.
А.Кудрин: Выравнивание с точки зрения бюджетной терминологии – это бюджетная обеспеченность на душу населения у разных субъектов Российской Федерации, а по сути, это осуществление равного доступа на всей территории Российской Федерации населения к услугам, прежде всего образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, социальных выплат и пособий нуждающимся. То есть субъекты в значительной степени сегодня в равном положении по реализации этих основных социальных гарантий.
В.Путин: Еще мы не решили в полной мере эту задачу. Я так понимаю, что бюджет следующего года как раз направлен на решение этой проблемы.
А.Кудрин: Да. Поскольку в следующем году самый большой прирост отдельных статей, в том числе социальных. Я назову, например, такие как образование: прирастает около 60 процентов в той части, которая финансируется из федерального бюджета, но включая и поддержку национальных проектов, новых пилотных проектов в области новых технологий образования, оснащения сфер образования. Здравоохранение – это прирост около 30 процентов за один год. Он больше, прирост на 2006 год: сейчас от этой базы уже 30 процентов в следующем году. Это также усиление этих функций в этих социальных сферах, включая субъекты Российской Федерации, включая те национальные проекты и их элементы, которые в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, конечно, у нас год за годом финансирование в этой сфере будет полным. И сейчас, конечно, на первом месте стоит задача результативности этих расходов в этих сферах.
В.Путин: Хорошо. Вы про здравоохранение сказали. Михаил Юрьевич [Зурабов], как идет работа по оснащению оборудованием первичного звена?
М.Зурабов: Владимир Владимирович, значительная часть работы в рамках национального проекта по оснащению первичного звена медицинским оборудованием уже завершена. В частности, 15 ноября были завершены поставки в субъекты Российской Федерации санитарного автотранспорта по таким позициям, как электрокардиографическое оборудование, ультразвуковое оборудование. Также поставки были завершены в течение первой половины ноября. До 30 ноября должны быть завершены в субъекты поставки тяжелого медицинского оборудования: речь идет в первую очередь об оборудовании для рентгеновских исследований, рентгеновском оборудовании, маммографов и ряда другого оборудования для лучевой диагностики. До 15 декабря все это оборудование должно обязательно быть смонтировано.
Сейчас контроль за работой в регионах осуществляется в отношении заключения договоров на последующее сервисное и гарантийное обслуживание оборудования. Наша задача – завершить все платежи до конца года в рамках тех контрактов, которые были заключены на текущий год.
Сейчас еженедельно оплата производится в объеме от 700 до 1 миллиарда, и работа идет без сбоя. В общей сложности по итогам года на эти цели направляется 14,6 миллиарда рублей.
В.Путин: Я вас прошу самым внимательным образом отнестись ко всему, что связано с исполнением закона и контролю за расходованием бюджетных средств.
Мы с вами знаем о тех проблемах, которые есть в Фонде обязательного медицинского страхования. Мне доложили, что Министерство оказывает всяческую помощь органам следствия. И я вас прошу вот таким образом и дальше выстраивать свою работу. Но и, разумеется, контролировать расходование средств по всем другим направлениям деятельности Министерства.
Алексей Леонидович [Кудрин] сказал про то, что рост инвестиционных расходов самый большой – 50 процентов, и на этой неделе Правительство должно рассматривать крупные инвестиционные проекты в рамках Инвестиционного фонда.
Пожалуйста.
Г.Греф: Да, Владимир Владимирович, на этой неделе Правительство должно утвердить первые проекты, которые были рассмотрены и одобрены на правительственной комиссии по расходам, связанным с финансированием из Инвестиционного фонда. И таких проектов на сегодняшний день уже одобрено десять (один из них отправлен еще на доработку, но всего таких проектов десять) в общей сложности на сумму 751 миллиард рублей. Из Инвестиционного фонда в составе этой суммы будет проинвестировано 198 миллиардов рублей, это 26 процентов от общей суммы, которую мы привлекаем в экономику. Мы планировали, что частных инвестиций должно быть не менее 25 процентов, но получилось, по факту уже, что практически эта цифра поменялась: 26 процентов государство дает, и 74 процента будет проинвестировано частных средств. Будет создано в результате реализации этих проектов примерно 150 тысяч новых рабочих мест. И приведенные поступления в федеральный бюджет за десять лет составят 454 миллиарда рублей.
Таким образом, мы 198 миллиардов проинвестируем, обратно получим 454 миллиарда.
Из всего Инвестиционного фонда израсходовано уже свыше 50 процентов: 198 миллиардов мы инвестируем в эти проекты до 2010 года, осталось 184 миллиарда рублей. Таким образом, в принципе еще есть более 40 процентов средств, на которые сейчас субъекты Федерации, бизнесмены подают заявки, чтобы получить финансирование. Но первые проекты полностью подготовлены и будут рассмотрены на Правительстве; в случае их одобрения и выпуска соответствующих распоряжений начнется уже конкретная работа федеральных агентств по заключению концессионных соглашений, инвестиционных соглашений, объявлению тендеров на привлечение соинвесторов. И эти проекты действительно весьма и весьма масштабны.
Это такие проекты, как развитие Нижнекамска; строительство трех новых заводов – двух нефтехимических и одного нефтеперерабатывающего завода – это Сибирь, Нижнее Приангарье; строительство новой гидроэлектростанции, целлюлозно-бумажного комбината, цементного завода и целого ряда других объектов; строительство западного скоростного диаметра дороги протяженностью 46 километров; уасток дороги Москва – Санкт-Петербург протяженностью 43 километра; Орловский тоннель в Петербурге, 3,3 километра, – первый проект платного тоннеля под Невой.
Очень масштабный проект в Чите – 168 миллиардов рублей, из которых для Инвестиционного фонда мы даем 48 миллиардов. Будет построена новая ветка железной дороги – 375 километров, и частный инвестор по пути прокладки этой железной дороги построит пять горно-обогатительных комбинатов. И железная дорога сразу же получает загрузку примерно 20 миллионов тонн грузов, которые будут перевозиться по ней в год.
Рассмотрели первый проект, который одобрен, но отправлен на доработку. Это очень масштабный проект по водоотведению и подаче воды в Ростове. Проект всего 19,5 миллиардов рублей, из Инвестиционного фонда часть будет финансироваться на 5 миллиардов рублей. И это очень интересный проект, потому что в результате его реализации практически прекратятся выбросы сточных вод в реки и в море, и в конечном итоге мы получим возможность сооружения шести миллионов квадратных метров жилья не только в самом Ростове, но во всем прилегающем регионе – пяти городах.
И два проекта, которые направлены на создание качественной проектно-сметной документации. Это дорога М-4 Москва – Ростов. Будет подготовлена проектная документация на создание платных скоростных дорог на три участка протяженностью 147 километров. И вторая дорога – это сейчас очень важный перегруженный участок дороги: Краснодар – Абинск – Кабардинка. Это развитие портов в Черноморском бассейне, Новороссийск, и также строительство новой скоростной магистрали.
Мы на первом этапе в течение двух лет должны закончить подготовку документации, там очень масштабный проект. В связи с тем, что там горная местность, мы выделяем миллиард 160 миллионов на создание проектной документации, исследование грунтов. И затем, уже на втором этапе, – строительство самой дороги.
Вот эти десять проектов в четверг должно будет Правительство рассмотреть и одобрить.
В.Путин: Как идет работа над Венчурным фондом?
Г.Греф: Сейчас Венчурный фонд информационных технологий создан, он начинает свое функционирование. Российская венчурная компания также создана, акционерные общества функционируют.
Сейчас мы объявили конкурс (в соответствии с положением о нем) на отбор независимых директоров, которые должны будут войти в состав совета директоров венчурной компании. До конца декабря должны были быть подведены итоги конкурса, сформирован совет директоров Российской венчурной компании, который будет заниматься отбором инвестиционных фондов, которые будут капитализированы оттуда. И сразу же будет капитализирован фонд, и со следующего года он начнет функционировать.
В.Путин: Деньги эти предусматриваете?
Г.Греф: Да, в этом году предусмотрена его капитализация в размере 5 миллиардов рублей и в бюджете будущего года – в размере 10 миллиардов рублей, всего 15 миллиардов до конца следующего года.
В.Путин: Хватит этого?
Г.Греф: Если не хватит, Владимир Владимирович, мы будем очень рады: это будет означать, что спрос есть со стороны частного сектора, потому что, соответственно эта сумма должна будет быть удвоена, 51 процент частные инвесторы должны будут дать. Это означает, что еще где‑то порядка 15 или 16 миллиардов мы привлечем средств частных инвесторов.
Во всяком случае, когда мы рассматривали этот вопрос, Михаил Ефимович [Фрадков] сказал, что мы не остановимся за дальнейшей капитализацией этого фонда, если деньги будут израсходованы. На наш взгляд, первый год особенно будет направлен на то, чтобы создать все механизмы. И если уж получится так, что они будут израсходованы, действительно можно будет в конце концов увеличить фонд.
Но пока, по нашим оценкам, до конца года следующего вероятнее всего, что этой цифры хватит.
В.Путин: Ладно. У Вас есть данные за девять месяцев о развитии экономики? Пожалуйста.
Г.Греф: Да, Владимир Владимирович. Мы подвели итоги развития экономики в октябре и за десять месяцев. Рост ВВП в октябре составил 8,2 процентных пункта и за январь–октябрь (за десять месяцев) – 6,8. Это несколько выше, чем у нас было по прогнозу. Мы ожидали рост до конца года по прогнозу 6,6. Мы сейчас ведем пересчет ВВП. Скорее всего, что мы на 0,2–0,3 процентных пункта повысим прогноз. По году рост ВВП составит 6,8–6,9 процента.
Промышленное производство в октябре выросло на 5,4 процентных пункта и за десять месяцев – на 4,3.
Очень хорошо росла розничная торговля – 14,6 процента.
В.Путин: За счет импорта?
Г.Греф: В структуре розничной торговли – да, у нас там порядка 50 процентов составляют импортные товары, в первую очередь, конечно, в потребительском секторе. Но розничная торговля у нас опережающим темпом растет все эти годы. Это, конечно, очень большой темп. Инвестиции – 19,1 процента. Мы также пересматриваем прогноз.
В.Путин: Где‑то месяц назад Вы мне говорили – 11 процентов.
Г.Греф: За октябрь было 12,6, сейчас – 19 процентов. Накопленный итог за 10 месяцев составляет 12,6 процента, но по году мы сделали переоценку. Мы планировали, что будет примерно 11–11,5; по нашей оценке, сегодня – 13,2. Пока такого роста инвестиций не было в предыдущем году.
В.Путин: Можно ли говорить о том, что все‑таки в результате действий Правительства, направленных на создание условий для обновления основных средств производства, эти ожидания оправдываются? И тех действий, которые были приняты по снижению налогов ввозных таможенных пошлин и так далее на технологическое оборудование?
Г.Греф: В общем это, конечно, все вместе взятое, и в первую очередь, наверное, это такая здоровая и прогнозируемая макроэкономика, и те меры налогового и таможенного характера, которые были приняты в начале года. Мы практически отменили на 900 позиций импортные пошлины, улучшена амортизационная политика, и впервые был предпринят такой шаг, когда мы компаниям дали возможность при капитальных вложениях по налогу на добавленную стоимость не ожидать возмещения в течение всего инвестиционного цикла, а возмещать по мере введения очередями соответствующих объектов. Это все вместе, наверное, дало такой инвестиционный всплеск в этом году.
В.Путин: Мы знаем, что можно подумать и над другими шагами, которые бы способствовали инвестиционной деятельности в стране, обновлению основных фондов.
А.Кудрин: Владимир Владимирович, Герман Оскарович [Греф] назвал последнюю цель, последнюю меру. С этого года возмещение по капитальным вложениям при уплате НДС оставляет у предприятий 280 миллиардов рублей, которые у них не должны были бы оставляться в обычном режиме. Именно эта мера возмещения по капитальным вложениям…
В.Путин: Не в обычном режиме, а в прежнем режиме.
А.Кудрин: В прежнем режиме.
В.Путин: Почему обязательно прежний – это обычный?
А.Кудрин: На 280 миллиардов рублей мы увеличили оборотные средства предприятий, ускорив им возмещение не по результатам сдачи объекта, а в течение инвестирования средств. Это самая мощная мера поддержки инвестиций в этом году из всех перечисленных.
В.Путин: Дмитрий Анатольевич [Медведев], а что в сфере, которая для строительства, для решения жилищной проблемы является сегодня одной из ключевых, а именно в сфере промышленности строительных материалов? Я знаю, что Вы рассматривали этот вопрос недавно.
Д.Медведев: Да, Владимир Владимирович, на прошедшем президиуме Совета по национальным проектам рассматривался вопрос по промышленности стройматериалов. Вот это как раз иллюстрация той ситуации, когда макроэкономический рост очень неплохой в этом году – 14 процентов прирост по этой промышленности производства стройматериалов в стране. Но этого все равно мало. И по ряду позиций, таких как цемент и некоторые виды стеновых материалов, мы предполагаем, что может образоваться дефицит.
И поэтому как раз был проведен президиум, где мы рассматривали меры по модернизации действующих предприятий промышленности стройматериалов и созданию новых предприятий такой промышленности. Что предлагается сделать?
Во‑первых, необходимо просто организовывать производство технологического оборудования для предприятий индустриального домостроения, в том числе и с использованием механизма Инвестиционного фонда, о котором сказал Герман Оскарович [Греф], применительно к цементному производству.
Во‑вторых, это предложения, касающиеся таможенных пошлин по импортируемому технологическому оборудованию в том случае, если аналогов этого оборудования нет. Это в развитие Послания, где Вы об этом говорили.
В‑третьих, это вопросы кредитования и организации страхования лизинга по реализации проектов по производству в промышленности стройматериалов в регионах и в том числе возможные меры финансовой поддержки в этом плане.
И, наконец, последний блок – это меры технического регулирования постольку, поскольку эта тема актуальна и для промышленности стройматериалов и вообще для стройиндустрии в целом. Здесь у нас ситуация непростая, потому что закон о техническом регулировании, к сожалению, работает неудовлетворительно, и по результатам президиума было дано поручение подготовить такую кардинальную смену самого законопроекта с тем, чтобы технические регламенты, которых так недостает и в промышленности стройматериалов, и в стройиндустрии в целом, могли выпускаться быстро, а не так, как выпускаются сегодня.
В.Путин: Сергей Борисович [Иванов], а как себя чувствуют те сферы, которые мы называем в области высоких технологий? Я ставил задачу, мы неоднократно обсуждали это – ускоренно решать проблему создания нашей навигационной космической системы ГЛОНАСС.
С.Иванов: Владимир Владимирович, я в среду буду в рабочей поездке в Санкт-Петербурге и в ходе этой поездки планирую посетить Российский институт радионавигации и времени. Дело в том, что этот институт является одним из основных производителей наземной аппаратуры, которая планируется у нас к использованию при запуске всей системы ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система).
Разумеется, я в этом институте буду встречаться не только с руководством данного учреждения, но и с представителями промышленности Российской Федерации, которые производят эту наземную аппаратуру, в том числе и частными предприятиями. И мы предполагаем на этом совещании как раз прежде всего обсудить вопрос коммерческого использования ГЛОНАСС. То есть ту задачу, которую Вы ставили две недели назад передо мной, мы ее будем уже предметно рассматривать, для того чтобы создать некую систему управления именно коммерческой составляющей, поскольку с военной и государственной нам все ясно и ясно с космосом, ясно в целом то, что нужно делать для нужд государства, а с коммерческой составляющей, которая несомненно явится крупным или, может быть, даже крупнейшим сегментом использования всей системы, – здесь нужны еще соответствующие решения.
Я буду этим на базе института заниматься, проводить такое совещание.
Кроме этого, 1 декабря я планирую провести очередное заседание Межправительственной комиссии по экспортному контролю, куда входят представители всех основных министерств. В числе прочих мы рассмотрим там вопрос о работе нашего «Техснабэкспорта», это достаточно крупное предприятие по продвижению продукции высоких технологий на внешние рынки. Это один из вопросов, как раз связанный с инновациями и высокими технологиями.
Кроме этого, на заседании Комиссии по экспортному контролю мы также рассмотрим вопрос об оснащении ряда наших новых вводимых в строй контрольно-пропускных пунктов, таможенных пунктов современной технической аппаратурой. Речь идет прежде всего о тех новых пунктах, которые мы сейчас создаем на Юге, на Кавказе, чтобы оснастить их изначально по последнему слову техники и обеспечить здесь наши государственные интересы.
И еще один вопрос, который мы будем на этой Комиссии рассматривать, – это координация действий различных федеральных органов в рамках нашего активного и возрастающего участия в инициативе по борьбе с распространением оружия массового уничтожения, в так называемом ИБОР. Вы с Президентом Бушем неоднократно эту тему обсуждали, и здесь мы хотим свести усилия всех ведомств, прежде всего МИДА и других, Минэкономразвития, по целенаправленному выстраиванию этой государственной политики во всех сферах нераспространения.
В.Путин: Хорошо, спасибо.