В.Путин: Слушаю Вас, Антон Александрович. С чего начнем?
А.Иванов: Я хотел сообщить Вам, что мы внесли в Госдуму законопроект, посвященный декларированию доходов имущества судей. Сделали его очень объемным, даже, может быть, более широким по объему декларирования, чем для госслужащих: это связано с особым статусом судей, – записав там соответственно особый режим проверки сведений. Мне кажется, что законопроект вызовет оживленные дискуссии, споры. Думаю, что это будет интересный законопроект, важный для совершенствования, прозрачности судебной системы, о чем неоднократно говорилось в посланиях Президента.
В.Путин: Я рассчитываю на то, что в диалоге с депутатами судейское сообщество примет взвешенное сбалансированное решение, которое пойдет на пользу судебной системе России и будет способствовать борьбе с коррупцией, укреплению судебной системы в целом и росту ее авторитета в стране среди граждан России.
А.Иванов: Еще одна важная проблема, которую мне бы хотелось поднять сейчас – проблема компаний-однодневок и борьбы с ними. По Вашей инициативе два года назад была создана рабочая группа, которая приняла законопроект об исключении из реестра недействующих юридических лиц в упрощенном административном порядке – без обращения в суд. Законопроект принят, но, к сожалению, в бюджете запланирована крупная сумма на банкротство отсутствующих должников.
В.Путин: Почему к сожалению?
А.Иванов: А потому, что они осваиваются, и вместо того чтобы исключать из реестра недействующие юридические лица, их банкротят через наши суды и выплачивают деньги конкурсным управляющим. Только на 2006 год более миллиарда запланировано выплатить средств, а на 2007 год – еще больше. Самое главное, что это не решает проблемы. Дело в том, что сейчас у нас в судах всего лишь шесть тысяч заявлений о банкротстве отсутствующих должников, а каждый день регистрируется полторы тысячи новых юридических лиц, как говорит Федеральная налоговая служба. Реестр не расчищается, а только еще засоряется компаниями-однодневками.
Здесь я бы хотел предложить обсудить комплекс мер, чтобы этот закон заработал. Проблема в том, что наши налоговые органы не могут списать задолженность фирм-однодневок и поэтому вынуждены их банкротить, но нерентабельно банкротить компании, с которых ничего нельзя получить. Вот в этом проблема.
В.Путин: Для бюджета?
А.Иванов: И для бюджета и для реестра. И, конечно, надо сделать так, чтобы вновь созданные юридические лица были очень строго урегулированы, чтобы их учредители не создавали однодневок, но старые, созданные раньше, может быть, все‑таки надо вычеркнуть из реестра в административном порядке, чтобы они не мешали.
В.Путин: Хорошо, сейчас это обсудим более подробно. Следующий вопрос.
А.Иванов: Еще один вопрос – это состояние нашего налогового законодательства. У нас очень подробный объемный Налоговый кодекс, за несколько лет мы его создали почти в полном виде, но проблема в том, что он очень быстро меняется. И очень часто изменения не согласуются друг с другом. Например, в 2004 году было 28 законов, которые внесли изменения в действующий Налоговый кодекс, в 2005 году – 25, в этом году за полугодие – 12 законов внесли изменения в Налоговый кодекс, причем иногда изменения вносятся в одну и ту же статью и одну и ту же норму несколько раз в год. Это влияет очень серьезно на правоприменение и на практику наших судов, которые вынуждены толковать постоянно меняющийся кодекс. Некоторые судьи говорят, что мы никогда не покупаем текст кодекса, потому что текст, который купишь, через полгода уже не нужен, уже устарел.
Мне кажется, что нужно подумать о механизмах, которые бы обеспечивали стабильность и высокое качество Налогового кодекса. Мое предложение состоит в том, чтобы создать при Президенте Совет по кодификации налогового законодательства – по аналогии с Советом по кодификации гражданского законодательства, который, на мой взгляд, эффективно работает. Он состоит из ученых, представителей ведомств, которые проводят предварительные экспертизы всех изменений в Гражданский кодекс. Хотелось бы, чтобы такой же Совет существовал и по налоговому законодательству. Он бы выступал в роли «сита», которое бы обеспечивало принятие только выверенных и с точки зрения науки обоснованных изменений в Налоговый кодекс.
В.Путин: Я с Вами согласен, во всяком случае в том, что Правительству не удается пока решить задачу стабильности налогового законодательства, и – Вы, наверное, обратили внимание – об этом сам несколько раз говорил. А вот по поводу того, какие механизмы нужно использовать для обеспечения этой стабильности, давайте поговорим сейчас подробнее.