В.Путин: Я знаю, что Пленум Верховного Суда принял ряд интересных решений, также Вы внесли или вносите проект закона об информации о деятельности судов. И то, и другое интересно – пожалуйста.
В.Лебедев: Мы подготовили несколько проектов постановлений Пленума Верховного Суда, обобщив практику рассмотрения нескольких категорий дел. Ваше внимание я хотел бы остановить на рассмотрении 16 ноября проекта постановления о назначении уголовного наказания.
Мы проанализировали эту работу и подготовили постановление, в котором рекомендуем судам, во‑первых, чтобы мера наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних избиралась в крайних, исключительных случаях – только в тех случаях, когда исключена возможность назначения иного наказания, а также в отношении женщин чтобы предельно внимательно обсуждались все обстоятельства совершенного преступления и данные о личности лиц, совершивших преступление.
Кроме того, в этом постановлении мы обращаем внимание всех судей на то, что и законодатель, и Верховный Суд Российской Федерации поощряют лиц, которые явились с повинной и добровольно сообщили следствию или иным оперативным органам сведения о совершенном ими преступлении.
В.Путин: Каково будет это поощрение?
В.Лебедев: Поощрение предусмотрено не выше трех четвертей предельной санкции закона по тому преступлению, по которому они обвиняются. Это предел – выше не может быть, но мы рекомендуем судьям с учетом обстоятельств активно поощрять это и назначать наказание, может быть, даже ниже, чем предусмотрел законодатель. Такая возможность у судов сегодня имеется.
Кроме того, мы говорим судам о том, что необходимо поощрять в плане назначения наказания – назначать существенно более мягкое наказание лицам, сотрудничающим со следствием, которые дают сведения о соучастниках совершенного преступления, а также предоставляют информацию об имуществе, которое добыто в результате совершения уголовного преступления.
Сегодня это необходимо сделать, и практика Верховного Суда уже свою правовую позицию реализует по этому вопросу. Например, мы по одному из дел поддержали суд первой инстанции и сказали о том, что возможно даже назначение за совершение тяжкого преступления меры наказания в виде условной – в связи с тем, что эти люди активно сотрудничали со следствием, помогали в раскрытии не только преступления, по которому они проходили по настоящему делу, но и по другим делам. Думаю, что это очень хороший стимул в будущем и для раскрытия преступлений, и для перевоспитания граждан. Ведь и явка с повинной, и сотрудничество со следствием – это уже залог того, что гражданин осознал то, что он сделал, а также залог его нормального исправления.
В.Путин: Теперь поговорим о том, что касается информации о деятельности судов.
В.Лебедев: Мы внесли законопроект об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о деятельности судов общей юрисдикции. Сейчас, думаю, он особенно актуален.
Дело в том, что вот то, что Вы поддержали на VI съезде судей России – я говорю о создании государственной автоматизированной информационно-электронной программы «Правосудие», – по сути, сегодня уже реализовано. Проведена огромная работа, создана государственная комиссия и рабочая экспертная комиссия, которая по существу принимает сейчас эту работу.
Как говорят специалисты, академики и все, кто причастен к электронике, аналогичной системы в Российской Федерации пока не было. Она имеет двадцать подсистем. Она даст возможность информировать общество по различным вопросам деятельности правосудия: о судебной практике, движении любого конкретного дела, законодательстве, которое регулирует те или иные отношения, а также сведения о судье, который будет рассматривать конкретное дело.
И чтобы эта блестящая прекрасная система не осталась чисто технической, мы решили ее подкрепить федеральным законом. Чтобы право на информационную открытость основывалось не на решении чиновника: что он захочет представить гражданину, а что – нет, а чтобы это было закреплено законом, чтобы это было реальным правом, а не декларированным.
Мы такой законопроект внесли, но нас немножко огорчила позиция Правительства Российской Федерации, давшего отрицательное заключение на этот законопроект. Причем он не требует больших затрат — его можно на первых порах решить в объеме тех средств, которые мы имеем.
Кроме того, эти замечания не являются концептуальными. Они, если можно так сказать, носят редакционный характер. Хотелось бы, чтобы он был принят. Ведь открытость и прозрачность правосудия – это одно из главных препятствий всем негативным явлениям, которые происходят и могут произойти. Не надо ничего скрывать.
В.Путин: С Минюстом Вы как‑то обсуждали этот вопрос?
В.Лебедев: Когда мы принимали на Пленуме Верховного Суда решение и обсуждали этот вопрос – а Министр юстиции всегда участвует в работе Пленума, как и Генеральный прокурор, – этот законопроект был поддержан и тем, и другим ведомством.
В.Путин: Думаю, мы вместе проработаем этот вопрос и найдем решение.