В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне очень приятно отметить, что отношения между Россией и Узбекистаном развиваются весьма успешно, в том числе и в военной области. Это уже второе совместное антитеррористическое тактическое учение. Первое было проведено, как известно, в прошлом году на территории Узбекистана, сейчас проходит здесь, у нас, на юге Российской Федерации. Рассчитываю на то, что учения хорошо подготовлены и пойдут на пользу при решении задач на одном из самых ключевых направлений – борьбе с терроризмом.
Я знаю, что это у нас не единственное учение. Сейчас Вооруженные Силы Российской Федерации проводят целую серию учений в самых различных сферах и областях и на различных направлениях. Я попрошу Вас, Сергей Борисович, об этом также несколько слов сказать. Руслан Эркинович, как Вы оцениваете это сотрудничество, чего Вы ожидаете от этих учений, Ваши впечатления от начальной стадии совместной работы в рамках этих учений?
Р.Мирзаев: Уважаемый Владимир Владимирович, хотел бы проинформировать Вас: прежде всего сегодня буквально получил информацию от передовой нашей группы – они отметили, что российская сторона подготовила материально-учебную базу на очень высоком уровне, сам замысел учений, все организационные вопросы решены на самом высоком уровне. И наши ребята – офицеры, сержанты, военнослужащие по контракту – уже очень многому буквально за эти сутки научились и посмотрели, как штабы Российской Федерации отрабатывают штабные документы, очень много полезного для себя обнаружили. Ну и самое главное, они нашли общий язык, друг друга понимают, что свидетельствует о необходимом уровне оперативной совместимости.
В.Путин: Я знаю, что Президент Узбекистана придает очень большое значение сотрудничеству в военной сфере. И Россия, и Узбекистан неоднократно сталкивались и до сих пор, к сожалению, сталкиваются с проявлениями терроризма, так же как и очень многие страны мира сегодня. Я уверен, что и Ислам Абдуганиевич будет поддерживать все, что Вы делаете с российскими коллегами в этом направлении. С нашей стороны, можете не сомневаться, мы относимся к этому направлению сотрудничества в высшей степени серьезно и намерены осуществлять все ранее согласованные совместные планы.
С.Иванов: Владимир Владимирович, по учениям в целом Вы задали вопрос. Действительно, в последнее время, в последний месяц, я считаю, у нас достаточно интенсивно идет боевая подготовка в Вооруженных Силах. Неделю назад я Вам докладывал о первых результатах учений наших морских стратегических ядерных сил. На прошлой неделе были проведены серьезные учения в рамках двух полков постоянной готовности в Московском военном округе с реальным форсированием водной преграды. Сегодня завершились самые крупные в этом году учения сухопутных войск, ВДВ и авиации в Оренбурге. В них приняло участие свыше 20 тысяч военнослужащих. Это были учения армейского масштаба. Техники было задействовано 5200 единиц. Таких учений мы не проводили последние 15 лет, и они позволили, конечно, сотням и тысячам командиров осуществить свою практическую подготовку, что называется, не на картах, а в реальной обстановке с боевой стрельбой. Только на этих учениях мы израсходовали 1100 тонн боеприпасов.
С сегодняшнего дня начались наши российско-узбекские учения сил специального назначения. В прошлом году я сам был в Узбекистане на полигоне «Фориш». Нам очень много полезного удалось почерпнуть в подготовке узбекских вооруженных сил по действиям в горах. Сейчас на нашей базе бригады спецназначения в Краснодарском крае мы проводим такие учения. Они не масштабные по численности военнослужащих и привлекаемой армейской авиации. Они носят сугубо тактический, точечный характер только для специальных подразделений.
Мероприятия боевой подготовки у нас продвигаются, я считаю, достаточно успешно. Сегодня одновременно Ивановская дивизия ВДВ осуществила выброску батальона. То есть прыгали уже наши ребята-контрактники. Завтра два батальона Псковской дивизии тоже будут совершать прыжки. То есть период боевой подготовки у нас сейчас достаточно интенсивный.
Если говорить о нашем двустороннем сотрудничестве с Узбекистаном, я хотел бы несколько слов добавить. Оно у нас развивается не только в плане боевой подготовки, но и в военно-техническом сотрудничестве. Как только Узбекистан завершит юридические формальности по присоединению к ОДКБ, на Узбекистан автоматически распространится наше законодательство по поставкам вооружений и военной техники по внутренним российским ценам. Начиная с прошлого года военнослужащие и курсанты вооруженных сил Узбекистана учатся в наших высших учебных военных заведениях бесплатно, по нашим программам. То, о чем президенты ОДКБ много говорили, Вы обращали на это внимание, уже второй год это все осуществляется.
В.Путин: С несением внутренней службы?
С.Иванов: Да, и с совместными нарядами, в том числе и по кухне. Кроме того, я бы еще хотел отметить, что у нас между нашими вооруженными силами сложилось очень хорошее и реальное информационное взаимодействие по тем проблемным регионам и точкам, которые в одинаковой степени беспокоят и Узбекистан, и Российскую Федерацию. Причем подчеркиваю: это информационное взаимодействие носит не общий дипломатический характер, если можно так выразиться, а сугубо конкретный.
В.Путин: Не стоит говорить дополнительно, что Министр обороны Узбекистана сам раньше занимался информационной работой.
Р.Мирзаев: У нас в этом смысле есть схожие черты биографии.