В.Путин: Когда будет представлен бюджет? Завтра?
А.Кудрин: Правительство в прошлый четверг обсудило бюджет достаточно подробно. Сегодня уже подправленный с учетом замечаний бюджет Министерство финансов вносит в Правительство, а в субботу бюджет будет направлен в Государственную Думу.
За эту неделю мы смогли еще раз уже публично взвесить все возможности бюджета на следующий год, еще раз уточнить приоритеты. Должен сказать, что бюджет поддержан Правительством и большинством депутатов Думы. От рабочей группы, которая была создана совместно с Думой, выступал Вячеслав Володин [Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам]. Он даже сделал оптимистический прогноз о том, что в первом чтении такой бюджет будет поддержан.
Мы смогли учесть те пожелания депутатов, которые были связаны с развитием регионов, – это, как правило, дороги, инвестиции, образование и образовательные проекты в территориях, ряд энергетических проектов и др.
Кроме того, члены Правительства выдвинули ряд предложений. Например, Министр культуры предложил уточнить расходы на охрану объектов культуры и культурного наследия. Нам удалось уточнить эту цифру, и она сейчас учтена.
Мы договорились о понятных правилах работы, связанных с рисками энергоносителей с учетом возможного роста цен. В общем, мы сейчас специально никаких мер не предпринимаем, потому что не хотим провоцировать такой рост цен. В любом случае те отрасли, которые будут подвержены такому возможному росту цен, в течение года всегда получат дополнительную поддержку. Конечно, сейчас Правительство предпринимает усилия, чтобы рост цен не был существенным, значительным, особенно для сельского хозяйства, для уборочной кампании.
Это основные вопросы. Конечный бюджет после уточнения составляет 5 триллионов 463 миллиардов. Он существенно растет – на 24,5%. Если взять непроцентные расходы, то они составят 5 триллионов 306 миллиардов, увеличатся на 26,5%. В номинальном выражении бюджет впервые прирастает на 1 триллион 110 миллиардов рублей. Это достаточно большая величина. Процентные расходы снижаются в связи с тем, что нам теперь не придется обслуживать, соответственно, ряд кредитов, которые мы досрочно погасили.
В.Путин: Экономия по процентам в течение 7–10 лет сколько составит?
А.Кудрин: Общая сумма экономии по процентам до конца погашения этих кредитов составит 12 миллиардов долларов. В ближайшие годы большая сумма будет погашена, поэтому из них где‑то от восемь и больше миллиардов долларов придется на ближайшие пять лет.
В.Путин: Как мы и договаривались, эти сэкономленные деньги должны быть направлены на развитие инфраструктуры. Это учтено?
А.Кудрин: Да, сейчас мы уже перевели эти средства из раздела процентные расходы на инвестиции и увеличили больше чем на 14 миллиардов рублей уже на 2007 год Инвестиционный фонд. Таким образом, объем Инвестиционного фонда в следующем году составит 110 миллиардов рублей.
Эти деньги принесут еще другие частные инвестиции, в тех районах, регионах, где инфраструктура будет построена за счет государства. На базе этой инфраструктуры будут построены новые предприятия. Как правило, это опять же транспортные узлы с участием частного капитала.
В.Путин: Как у нас будут расти расходы на социальные нужды: здравоохранение, образование?
А.Кудрин: Расходы на эти нужды будут в числе приоритетных. И здесь среди основных рост расходов на образование и здравоохранение. Я приведу пример: на образование расходы вырастут за один год на 69 миллиардов рублей, на здравоохранение – на 49 миллиардов рублей. В процентном отношении расходы на образование вырастут на 33,4%, то есть на треть.
В.Путин: Больше, чем рост прошлого года?
А.Кудрин: Даже больше, чем рост прошлого года. И на здравоохранение вырастут расходы на следующий год на 25%.
В.Путин: На оборону?
А.Кудрин: На оборону расходы вырастут на 24,6%. Должен сказать, с учетом того, что раздел обороны – один из самых больших, максимальный прирост будет в абсолютном выражении также наибольшим.
В.Путин: Есть какие‑то вопросы, которые с ведомствами не удалось согласовать? Есть ли такие претензии, которые, по сути, остались неурегулированными до внесения в парламент проекта бюджета?
А.Кудрин: Порядок прохождения бюджета предусматривает объективное рассмотрение, в том числе в составе комиссии, всех предложений всех министерств. Ни одно предложение ни одного министерства не оставлено без внимания. По каждому предложению составлен протокол разногласий, который рассматривался бюджетной комиссией. И по нему бюджетная комиссия принимала окончательное решение. И вот этот 1 триллион 110 милилардов рублей прироста непроцентных расходов учел в основном все основные пожелания министерств и ведомств. Есть и те, которые отклонены как менее обоснованные, второстепенные. На сегодняшний день, в том числе на заседании Правительства, было продемонстрировано, что в основном все пожелания учтены. Министр культуры больше всех назвал пунктов, расходы на которые были увеличены. Они в том числе касались и повышения заработной платы в социальной сфере, особенно в сфере культуры, которое будет проходить плановым порядком, и в этой сфере также будет осуществлено повышение заработной платы в реальном выражении в полтора раза, как и в других бюджетных отраслях. Из других поручений и просьб, о которых он говорил, можно выделить инвестиционные проекты, которые также учтены. На охрану наследия мы расходы, конечно, также учли.
В.Путин: Нужно, чтобы Правительство выступало единой командой в парламенте, чтобы не было отдельного отраслевого лоббирования, чтобы депутатов не смущали и не путали.
А.Кудрин: Я думаю так и будет, потому что накануне Правительство выработало свое мнение и по всем предложениям депутатов. И мы выработали это мнение консолидированно. Так что сегодня позиция с основными рабочими группами Госдумы согласована. Это консолидированная позиция министров.
В.Путин: Вы с Министерством экономического развития и торговли как согласовали основные параметры следующего экономического года?
А.Кудрин: Основные макроэкономические параметры следующего года приняты за основу. На этом же заседании Правительство утвердило, что в этом году экономический рост составит 6,6%, а рост в следующем году – 6%. При этом инфляция не должна превысить 8%. Министерство финансов сделало свои замечания, связанные с тем, что тот прирост денежной массы, который мы планировали, тот, который учтен в прогнозе в виде вилки прироста, составляет от 23% прироста денежной массы и выше. Нужно учитывать нижние границы этого прироста, только тогда мы выйдем на эти показатели. Высокие цены на нефть могут добавить нам, что называется, рисков и работы. Я думаю, в рамках инструментов политики Центробанка и Правительства эта задача вполне выполнима. Таким образом, у Министерства финансов более жесткие взгляды на макроэкономику, но я думаю, что с учетом тех вилок или тех предположений, которые высказаны в прогнозе, эти основные показатели прогноза выполнимы. Мы их согласовали, и сегодня это консолидированная позиция Минфина и МЭРТ.
В.Путин: Статистика и реальное положение в экономике показывают, что укрепление рубля может быть критическим в этом году для нашей национальной экономики. Что Вы по этому поводу думаете? Что Вы и Центробанк планируете делать в этом направлении? У предприятий еще есть запас прочности. Мои контакты с руководителями крупных компаний говорят об этом. Они еще готовы к достаточно эффективному развитию в ближайшей перспективе, но если так будет продолжаться, то Вы создадите для них проблемы.
А.Кудрин: Есть однозначная оценка этой ситуации. Она у нас единая с Минэкономразвития. Дело в том, что укрепление рубля, безусловно, снижает конкурентные способности нашей промышленности, в частности, растет уязвимость перед импортом. Импорт прирастет в следующем году на 27%.
В.Путин: Вчера я встречался с руководителем Федеральной таможенной службы. Он с гордостью мне отрапортовал, что сборы по импорту серьезным образом увеличиваются. Они молодцы, что изымают все, что нужно. Но это говорит о том, что импорт резко растет. И одно из последствий – укрепление рубля.
А.Кудрин: Да. В этой связи мы, конечно, должны противодействовать мерами экономической политики дальнейшему росту укрепления рубля. В России, как в стране – экспортере нефти, такая опасность укрепления больше, чем в других странах. И приток нефтедолларов, который приходит в Россию, и вызывает укрепление рубля. Только механизм Стабилизационного фонда на 80% может взять на себя, по сути, нагрузку предотвращения такого дополнительного укрепления. И еще дополнительные меры – это прежде всего меры, связанные с действиями Центрального банка еще на 20%. Я говорю оценочно. Поэтому основные меры по предотвращению укрепления – это меры Правительства. Но как только Правительство увеличивает свои расходы за счет нефтегазовых доходов, это угрожает дополнительным укреплением. В рамках того прогноза, который мы сейчас подготовили, мы сможем удержать в запланированных параметрах укрепление. Оно составит примерно 4,7% среднего эффективного курса. Это самый низкий запланированный темп укрепления за все последние годы.
Но, как всегда, цена на нефть, побивая все рекорды, может увеличить риски, поэтому наша задача сейчас на ближайшие год, два, три – более строго, чем раньше, планировать расходы за счет нефтегазовых доходов. В этой связи Министерство финансов по поручению Правительства и Михаила Ефимовича Фрадкова подготовило предложения по более строгому ограничению расходов, связанных с доходами от нефти, что и будет главной мерой по предотвращению дальнейшего укрепления. В ближайшие годы такой прирост рубля будет значительно меньше. Но нужно сделать так, чтобы он был стопроцентно контролируемым в рамках экономической политики, прежде всего расходной политики нашего бюджета. Я могу представить Вам основные предложения по нефтегазовому балансу бюджета, что и будет одним из основных мер по сдерживанию.