В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы обсудим приоритетные вопросы развития атомной отрасли. В сегодняшней встрече участвуют и военные, и гражданские специалисты, так как проблемы, которые вам приходится решать, во многом связаны. И именно необходимостью комплексного подхода продиктована разработка Правительством государственной программы «О мерах по развитию атомной отрасли».
Атомный потенциал страны крайне важен для интересов национальной безопасности. Прочность «ядерного щита», состояние оружейного ядерного комплекса – это важнейшая составляющая статуса России как мировой державы. Подчеркну: совершенствование ядерного арсенала должно идти в соответствии с самыми строгими требованиями по эксплуатационной надежности и безопасности и, разумеется, с соблюдением всех нераспространенческих режимов. В этих вопросах позиция России остается твердой, последовательной.
Очевидно, что всех также волнуют вопросы безопасности ядерного комплекса. Нужно повышать уровень его защиты. Причем не только от техногенных рисков и нештатных ситуаций, но и от провокаций террористов.
В известных вам долгосрочных программах к этим требованиям нужно относиться особенно внимательно.
Нельзя забывать и о том, что атомная энергетика – это серьезный ресурс для роста национальной экономики. Сейчас, когда она находится на подъеме, вопрос энергообеспеченности стал одним из самых значимых.
Вы знаете, сегодня растущие энергетические «аппетиты» удовлетворяются в основном за счет газа. Его потребление в стране постоянно возрастает. Однако в долгосрочной перспективе только углеводородные, а значит невозобновляемые, источники эту проблему, конечно, не решат.
При этом наши исторически сильные позиции в ядерной энергетике пока используются абсолютно недостаточно. Напомню, в СССР ежегодно вводилось до трех гигаватт энергомощностей. А сейчас, за период в пять лет, в России вводится только один.
Как результат доля ядерной энергетики в энергобалансе нашей страны составляет всего 16 процентов. И если ничего не предпринимать, вообще ничего не делать, а двигаться только сегодняшними темпами, то к 2030 году она упадет до одного-двух процентов.
Многие коллеги знают, как в мире обстоит дело с ядерной энергетикой. В такой стране, как Германия, где вроде бы принято решение о том, чтобы вообще ее сворачивать, сегодня она составляет 32 процента, а у нас таких решений не принимается, и все катится под горку. И сегодня по факту у нас всего 16 процентов.
В этой связи еще в начале года на фоне общего роста энергопотребления была поставлена задача сохранить существующую долю атомной энергетики в производстве электроэнергии, а в дальнейшем подготовить программу ее увеличения до 25 процентов.
Знаю, что разработана Федеральная целевая программа по развитию ядерной энергетики темпом в два гигаватта в год. Но это лишь поддерживающий уровень.
Убежден, что отечественная ядерная энергетика способна сейчас развиваться с более высокой динамикой. Это, в свою очередь, будет стимулировать подъем целого ряда высокотехнологичных отраслей экономики, а также будет способствовать развитию многих смежных научных дисциплин и направлений.
Остановлюсь на самых принципиальных моментах.
Первое. Не секрет, что используемые сейчас новые поколения реакторов – это в значительной степени наши, отечественные разработки, достижения. Кроме того, в мире активно ведутся работы над реакторами так называемой малой мощности. И в этой сфере Россия в значительной степени лидирует. Достаточно вспомнить про сроки эксплуатации атомного ледокольного флота и атомных подводных лодок.
Напомню также, что в Послании Федеральному Собранию этого года была поставлена задача – разрабатывать столь перспективные направления энергетики, как водородное и термоядерное. И хотел бы, конечно, услышать сегодня предложения на этот счет.
Второе. Мы убеждены, что возможности для развития «мирного атома» должны иметь все страны. Его применение способно серьезно снизить порог энергобедности многих развивающихся государств и, следовательно, создать условия для социально-экономического прогресса и повышения качества жизни миллионов людей на планете. Это приведет к выравниванию различных уровней экономического развития, а как следствие к улучшению ситуации и на международной арене.
Вы знаете: Россия инициировала создание международных ядерных центров, призванных предоставить доступ к атомной энергетике новым странам-потребителям. Разумеется, при обеспечении ими технической безопасности и надежном контроле со стороны МАГАТЭ.
Третье. Мы обязаны активнее продвигать отечественные ядерные технологии на внешний рынок. Отмечу, что Россия готова открыто конкурировать с другими государствами в этой области. И наши компании, к сожалению, часто еще наталкиваются на неоправданные дискриминационные барьеры.
Повторю, позиция России здесь абсолютна логична: нам не нужно никаких преференций, особых условий на мировых рынках соответствующей продукции, прежде всего потому, что наша продукция вполне конкурентоспособна. Но мы категорически не согласны с тем, чтобы работа наших компаний сдерживалась отсутствием равных конкурентных условий для всех участников рынка. Тем более что от нас ждут равной конкуренции на наших рынках, пусть и нам предоставляют такие же условия.
И последнее. Работая на внешнем рынке атомной энергетики, мы должны учитывать его сегодняшнюю специфику. И я уже говорил в Послании о том, что нужно укреплять наши позиции в мировом атомном машиностроении, причем через использование новейших технологий.
Кроме того, реструктуризация отрасли также должна быть направлена на эти цели. Мы должны быть готовы предоставить самый широкий спектр услуг и продуктов. И потому внутри страны нужно активно заниматься всеми элементами топливно-ядерного цикла, энергетическим машиностроением и строительством АЭС, организацией научных разработок и подготовкой квалифицированных кадров для отрасли.
И, наконец, нам требуется адекватный времени и новым задачам механизм управления.
Правительству дано поручение подготовить программу по поддержке ядерного оружейного комплекса и ядерной энергетики. Эта работа в целом завершается. И сейчас крайне важно обеспечить их эффективную реализацию.
Попрошу Сергея Борисовича Иванова, а затем Кириенко Сергея Владиленовича сказать несколько слов, а после этого мы продолжим уже в закрытом режиме.
(Обращаясь к заместителю Председателя Правительства – Министру обороны С.Иванову.) Пожалуйста, Сергей Борисович.
С.Иванов: Спасибо, Владимир Владимирович. Как Вы уже сказали, здесь находятся представители двух ведомств, Ростатома и Министерства обороны, и двух комплексов – ядерного оборонного и ядерного энергетического.
Говоря военным языком, мы уже пятый день проводим сбор руководящего состава двух ведомств. И по нашей части, по части Минобороны, провели отдельные встречи с представителями Росатома.
В частности, 5 июня в Министерстве обороны рассмотрели проблемы развития экспериментальной вычислительной базы ядерного оружейного комплекса, основные направления деятельности нашего центрального полигона, а также вопросы образования, социальной поддержки тех сотрудников Росатома, которые заняты в ядерном оружейном комплексе.
Мы также пригласили специалистов Росатома на некоторые объекты Министерства обороны, где показали наши технические возможности по защите наших ядерных объектов – то, о чем Вы только что говорили, – этому вопросу мы уделяем самое пристальное внимание во всех аспектах этой серьезной проблемы.
6 июня в одном из центральных научно-исследовательских институтов Министерства обороны вместе с Росатомом мы провели научно-технический совет, где рассмотрели вопросы по развитию ядерно-оружейных технологий в свете государственной программы вооружений, которая в ближайшее время будет Вам представлена на утверждение, поскольку этим вопросам в госпрограмме уделяется самое серьезное внимание. Этот комплекс – основа нашей обороноспособности, и в дальнейшем она таковой и останется.
7–8 июня была проведена работа с представителями Росатома по линии Генерального штаба, 12-го главного управления. Мы посетили Академию Генерального штаба, где показали наши последние достижения в сфере стратегического управления.
И последнее. Мы также обсуждали вопросы программы развития атомной отрасли, которые Вы упомянули в своем вступительном слове. Причем обсуждали эти вопросы под углом зрения сохранения всего комплекса неразрывно, потому что весь блок Росатома в части оружейного назначения и деятельность Минобороны – это неразрывное целое. И разрывать это просто невозможно. И, конечно, в программе развития атомной отрасли Российской Федерации на 2006–2010 годы все вопросы безопасности и развития оружейного комплекса, технологических цепочек остаются неизменными и, конечно, не могут быть подвергнуты каким‑то разрывам. Это было наше принципиальное пожелание, и Росатом это полностью учел.
Вот все, что бы я хотел сказать.
В.Путин: Пожалуйста, Сергей Владиленович.
С.Кириенко: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
В соответствии с Вашими поручениями за этот период был проделан комплекс работ.
В первую очередь совместно с представителями Минобороны проведена комплексная инвентаризация, с тем чтобы мы понимали, что имеем, из чего должны исходить, на какой базе строить свою программу.
Как Вы сказали, подготовлен целый комплекс программ – и программа развития отрасли, и часть государственной программы вооружений в части ядерно-оружейного комплекса, и федеральная целевая программа развития ядерно-оружейного комплекса, – поскольку исходили из того, что все‑таки абсолютным приоритетом в атомной отрасли России является приоритет конкурентного, надежного развития оружейной части комплекса.
На сегодняшний день мы можем говорить о том, что по тем программам, которые подготовлены, это гарантировано и обеспечено.
Что касается атомной энергетики. Исходя из задачи, о которой Вы сказали во вступительном слове, подготовлена программа как минимум не снизить долю атомной энергетики в стране, то есть 16–17 процентов. В соответствии с этой программой со следующего года начинается строительство двух блоков в год. Если, как Вы только что сказали, сейчас у нас закладывается один блок в пять лет, то со следующего года начинают закладываться два блока в год. При этом мы действительно понимаем, что это минимально необходимый уровень, – мы только удержим долю развития атомной энергетики. С тем чтобы ее развивать, начиная с 2009–2010 года мы должны выходить на три, а потом и на четыре энергоблока в год. Сейчас под это программой предусмотрено развитие атомного машиностроения. Надо заново восстанавливать весь строительно-монтажный комплекс, потому что последние пятнадцать лет он просто не имел загрузки, и, соответственно, его состояние оказалось таковым.
Отдельно подготовлен план первоочередных мер по ядерно-радиационной безопасности, комплекс мер по физической защите, гарантии защиты от террористической угрозы. Ну и по задачам активной позиции на мировом рынке это действительно эффективная организационная система, чтобы сегодня действительно конкурировать. На мировом рынке идет консолидация крупных компаний, и мы должны иметь адекватную систему управления для того, чтобы не только конкурировать с ними на равных, но и побеждать в этой конкуренции. Нам здесь действительно не нужны какие‑то привилегии, мы конкурентоспособны, но должны организационно проделать свой комплекс работ, чтобы быть готовыми. И здесь важнейшая вещь – это и подготовка таких новых технологических решений, как быстрые реакторы, термоядерная энергетика, высокотемпературные реакторы.
Совместно с Минприроды в три раза повышены расходы на геологоразведку и добычу природного урана. Мы должны быть обеспечены сырьем на эту долгосрочную программу.
И понимаем, что тот набор программ, которые мы сейчас подготовили и внесли, он скорее обеспечивает сохранение сегодняшнего статуса. Мы понимаем, что для масштабного развития в соответствии с задачами, поставленными Вами, мы только делаем первые шаги. Руководители предприятий в своих докладах смогут подробно ответить о том, как по каждому из направлений сегодня идет эта работа.
<…>