В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги.
Это наша вторая встреча в таком формате для обсуждения вопросов, связанных с реализацией национальных проектов. Кое‑что за это время сделано. Прошло четыре месяца с нашей последней встречи. Важно, что к работе подключились и подключаются все активнее и активнее регионы, дополняя проекты собственными программами. Необходимая федеральная правовая база практически создана. Национальные проекты обсуждены законодателями и Государственным советом России. За этой работой, конечно же, пристально и очень заинтересованно следят граждане нашей страны. И они ждут здесь абсолютно конкретных результатов – по качеству медицинских и образовательных услуг, в строительстве доступного жилья и развитии сельских территорий.
К реализации национальных проектов реально подключаются не только органы власти, но и структуры гражданского общества. Но проекты потому и национальными называются, что их успех достигается солидарными усилиями государства и общества и сами они работают на общенациональные цели.
Сегодня мы должны предметно рассмотреть, пусть первые, но какие‑то результаты. Нам предстоит так же оценить, что удалось сделать и где проблемы, к сожалению, до сих пор сохраняются. Сразу скажу, что это в основном системные управленческие вопросы, а также известные всем общие барьеры на пути эффективного рыночного регулирования.
Так, проектные меры должны стать стимулом и катализатором системных преобразований в отраслях. Однако значимых структурных сдвигов здесь пока не происходит. В частности, в ходе конкурсов среди инновационных школ и передовых педагогов должны быть разработаны критерии оценки качества образовательных услуг. И не только в образовании, но и во всей социальной сфере. Это важно. Это нужно для тесной увязки результатов работы учреждений с объемами, порядком, качеством их финансирования. Это одна из главных составляющих отраслевой модернизации, и ее нужно с помощью проектов активно продвигать. Собственно говоря, проекты предоставляют возможность провести масштабный эксперимент.
Важнейшей задачей были названы доплаты за классное руководство и выплаты медицинскому персоналу первичного звена здравоохранения.
В целом с этим Правительство справилось. Деньги до людей дошли адресно, и думаю, что многие из них почувствовали реальную отдачу от этих национальных проектов. И не случайно, что уже в первые месяцы стала улучшаться кадровая ситуация в первичном звене здравоохранения. Больше того, как показывает мониторинг, студенты медицинских вузов последних курсов все чаще задумываются о возможной работе участковыми врачами.
Далее. Буквально вчера на совещании в Республике Коми мы обсуждали задачи в развитии лесной отрасли, говорили о необходимости уделять больше внимания глубокой переработке древесины в стране, в том числе применительно и к домостроению, и для индивидуального жилищного строительства.
Должен сказать, что проект по доступному жилью также должен подстегнуть развитие индустрии строительных и отделочных материалов. Мы столкнулись с тем, что, несмотря на наличие денег и при желании реализовать в нужные сроки нужные объемы, сталкиваемся с проблемами просто нехватки строительных материалов.
При этом напомню, что развитие жилищного проекта все еще сдерживает отсутствие правовой базы, реализующей нормы Жилищного и Градостроительного кодексов. Необходимо также предусмотреть снижение затрат для граждан в землеустроительных работах, да и вообще, подумать, как работать с землей дальше. Очень забюрокрачено все.
Кроме того, в АПК потребуется решить ряд налоговых вопросов, в том числе по распространению на сельских кооператоров единого сельскохозяйственного налога.
Теперь о региональной составляющей нацпроектов. Считаю, что сейчас губернаторскому корпусу уже нужно выходить с более глубоко подготовленными инициативами.
Так, по проекту «Доступное жилье» субъектам Российской Федерации предстоит обустроить строительные площадки объектами коммунальной инфраструктуры и выставить на аукционы.
Между тем регионы по большей части пока представляют малозначимые предложения по площадкам, рассчитанным под точечную застройку. Говорю это потому, что это имеет массовый характер. В основном все предложения такого рода, это не частный случай. А это не соответствует проектным установкам. Неоднократно отмечалось, что их главная задача – массовое строительство. Строительство площадок или подготовка, на которых дома вводятся не точечно, а целыми микрорайонами, рассчитанными на тысячи граждан.
Для того чтобы помочь масштабному освоению новых строительных площадей, регионам предоставляется 1,7 миллиарда рублей в форме субсидий на погашение процентов по кредитам. И ещё 12,5 миллиарда рублей – в форме госгарантий. Немаленькие деньги. Но в разговоре с руководителями регионов я до сих пор слышу, что невозможно будет решить задачу по предоставлению этих площадок, поскольку очень дорого их обустроить. Знаете, иногда мне кажется, что наши коллеги часто даже не вникают сами в те условия реализации того или другого национального проекта, которые разработаны. Так, отдают вниз – заместителю, помощнику, которые специализируются на этих вопросах, а сами туда не влезают. А нужно влезать лично.
Ни федеральным, ни региональным властям не удается пока отработать до деталей задуманные механизмы. В первую очередь они должны обеспечивать удешевление кредитов и тем самым прямо способствовать увеличению объемов вводимого жилья.
Я прошу Министра по этому поводу дать подробные пояснения.
Обращу внимание и ещё на один аспект региональной работы. Субъектам Федерации следует предметно помогать муниципалитетам в проектной деятельности. Регионы уже сейчас должны понимать, какие из эффективных инструментов здесь можно использовать.
В ходе нашего заседания надеюсь продуктивно обсудить различные аспекты реализации всех других национальных проектов во всем этом многообразии.
Д.Медведев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Прежде всего, действительно, практическая реализации национальных проектов идет, и идет нарастающими темпами и в соответствии с теми сетевыми графиками, которые были нами утверждены, планомерно увеличиваются масштабы работ. Получены и первые конкретные результаты. В плановом режиме осуществляются выплаты медицинским работникам первичного звена и классным руководителям. Президиум и межведомственные рабочие группы постоянно ведут мониторинг соответствующей деятельности.
После обобщения опыта первых месяцев будут подготовлены дополнительные предложения, в том числе и предложения по определению дополнительных категорий получателей выплат.
Информирую еще об одном результате проектной работы – об использовании родовых сертификатов. Жизнь уже показала, что такая форма помощи оказалась не просто востребованной – она подтвердила эффективность подхода, при котором деньги идут за пациентом. Именно в те учреждения, где оказываются качественные медицинские услуги, о женщинах и новорожденных проявляют настоящую заботу. Всего сертификатов на сегодняшний день оплачено на сумму, превышающую 1,5 миллиарда рублей. И теперь наша задача – гарантировать пациентам возможность реального выбора, в какие из нескольких медицинских учреждений им удобнее обратиться.
Сегодня можно оценить также и другую составляющую – итоги конкурсов по поставкам диагностического оборудования. Оно предназначено муниципальным амбулаториям, предназначено поликлиникам.
В целом хотелось бы отметить, что среди победителей тендеров весьма широко представлены отечественные производители. Благодаря открытым формам конкурсного механизма удалось добиться и существенной экономии бюджетных средств. Теперь на тот же объем финансовых ресурсов, который был запланирован, закуплено будет большее количество медицинского оборудования.
Заинтересованно отозвались на проектные инициативы люди на селе. Об этом уже говорил Президент Российской Федерации. И в сравнительно короткие сроки Россельхозбанком выдано около четырех тысяч кредитов, на общую сумму около 1,5 миллиарда рублей. Расширять кредитование села планируют не только Россельхозбанк, но и другие банки. И сегодня наша задача – повысить доступность их услуг за счет увеличения филиальной сети и за счет упрощения самих процедур предоставления соответствующих заимствований.
В аграрно-промышленном комплексе завершена подготовка инвестиционных проектов по созданию и модернизации технологически передовых, современных, высокорентабельных животноводческих производств. На сегодня их отобрано около 400. Отмечу также, что в АПК поддержка животноводства в будущем будет распространена и на те его традиционные направления, которые исторически приняты у народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Соответствующие поручения президиумом уже даны.
Уважаемые коллеги! Один из самых значимых вопросов связан с реализацией проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Очевидно, что здесь главная задача – существенно нарастить темпы жилищного строительства. Но именно с этим проектом связано и наибольшее количество проблемных вопросов. И, что особенно трудно, эти вопросы носят системный, хронический характер.
Прежде всего, за многие годы накоплен существенный износ коммунальных и инженерных сетей. Проблемой является устаревшая градостроительная документация, соответствующие градостроительные планы, а в ряде регионов эти планы просто на сегодняшний день отсутствуют.
Как показал анализ, для серьезного прорыва в объемах жилищного строительства недостаточно и мощности самой строительной индустрии. Барьером для роста жилищного строительства стала и пресловутая монополизация ряда региональных рынков жилья. Причем очень плохая ситуация сложилась с оборотом строительных площадок. По данным Федеральной антимонопольной службы, с 1 октября 2005 года почти 90 процентов земельных участков было выделено муниципалитетами без проведения открытых аукционов, и зачастую это делалось с прямым нарушением положений Земельного кодекса. Сегодня большинство из этих площадок простаивает и не осваивается, а их собственники ожидают игры на ценах, ожидают соответствующего повышения цен, для того чтобы положить какие‑то деньги в свой карман.
Для кардинального изменения ситуации надо сформировать предпосылки для системных преобразований во всей строительной отрасли. Какие это системные предпосылки?
Первое. Для расширения объемов ввода жилья необходимо кардинально увеличить размеры площадок под жилую застройку, соответственно обустроить их объектами коммунальной инфраструктуры. В настоящий момент завершается проработка механизма предоставления госгарантий по кредитам на ее развитие. После обсуждения вопроса в Правительстве было дано поручение уйти от сложной процедуры бюрократических согласований по каждому проекту. Документы должны быть подготовлены и представлены в кратчайший срок. Рассчитываем, что благодаря госгарантиям удастся существенно удешевить кредитные ресурсы на рынке жилья.
Более подробно об этих предложениях должен рассказать Владимир Анатольевич Яковлев.
Во‑вторых, мы продолжим укрепление рыночной инфраструктуры и будем всемерно повышать инвестиционную привлекательность жилищного строительства, в частности через достижение большей сбалансированности интересов всех участников строительства. Будет отменена и известная солидарная ответственность банков по обязательствам застройщиков и снижены штрафные санкции. Первое чтение соответствущий законопроект в Государственной Думе недавно прошел.
В‑третьих, необходимо сформировать экономические, налоговые и правовые стимулы для скорейшего освоения уже выделенных строительных площадок. Здесь нужен такой режим землепользования, при котором собственники прямо заинтересованы не придерживать участки, а вводить их в оборот и строить на них дома.
Четвертое. Там, где выявятся серьезные нарушения положений Земельного кодекса, – закон должен быть восстановлен. И Генеральной прокуратурой, а также Федеральной антимонопольной службой проводятся соответствующие мероприятия.
И, наконец, последнее, мы будем предметно развивать весь комплекс отраслей, смежных со строительством жилья. Эти предложения в настоящий момент находятся в работе, их достаточно много. Весьма интересно, в частности, предложение по развитию малоэтажного домостроения и некоторые другие.
Особое внимание должно быть уделено проблемам подготовки квалифицированных кадров для отраслей. И пока, к сожалению, должен сказать, что вопросы кадрового обеспечения встают по всем национальным проектам, но наиболее развернутые предложения сделаны в настоящий момент в здравоохранении. Применительно к жилищному строительству специальное внимание должно быть уделено подготовке высокопрофессиональных специалистов собственно строительных специальностей, а также повышение уровня проектировочной и архитектурной деятельности.
Уважаемые коллеги! Как вы понимаете, для реализации проектных инициатив требуется особая слаженность в работе всех ветвей власти на всех ее уровнях – то, о чем сейчас говорил Владимир Владимирович. И актуальной задачей остается укрепление системы управления на региональном и местных уровнях. Сейчас регионам необходимо создать полноценные и эффективные региональные управленческие системы. Они должны в ежедневном режиме обеспечивать выполнение мероприятий, и это первостепенная задача. При этом региональным властям нужно больше помогать муниципалитетам и учиться вовлекать их в проектную деятельность, координируя их работу. Муниципалитетам нужна и соответствующая методическая поддержка, она будет оказана с федерального уровня, но не в меньшей степени она должна оказываться с регионального уровня тоже.
На федеральном и региональном уровнях существуют пока отдельные пробелы в ряде нормативного регулирования, и соответствующее отставание может потянуть за собой проблемы в осуществлении самих мероприятий. Эти отставания должны быть ликвидированы. Более детально об этом сегодня должны рассказать наши профильные министры.
Думаю, не стоит напоминать, что улучшение качества жизни людей – это, по сути, основная цель национальных приоритетов. В этой связи важное значение имеет газификация регионов. Это действительно приоритетное направление, особенно на селе. От него зависит комфортная жизнь миллионов людей. Газпромом в соответствии с теми решениями, которые были приняты, будет вложено в газификацию регионов 35 миллиардов рублей. В настоящее время подписываются соответствующие соглашения с регионами о софинансировании и создании газопроводов. Цель этих соглашений – соединить межпоселенческие сети с внутрипоселенческими.
Уважаемые коллеги! Завершая выступление, хотел бы еще обратить внимание на один момент – на информационное сопровождение национальных проектов. Это важно для обеспечения большей информированности людей. Уже запущен и достаточно активно работает соответствующий Интернет-портал. Здесь неплохо было бы, чтобы подключились к этой работе регионы. Ведь факты и сведения, поступающие с регионального и местного уровней, воспринимаются людьми как наиболее близкие и касающиеся каждого. И вообще в целом социология показывает, что пока население наше недостаточно информировано о сути проектов. Это нужно будет поправить.
Рассчитываем, что подобного рода информационные каналы с мест мы также сумеем оперативно наладить.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо, Дмитрий Анатольевич.
Что касается земель, которые раздали без необходимого законодательного оформления или в обход действующего законодательства, я хочу попросить наших коллег из Государственной Думы подумать над тем, как решить вопрос об их изъятии. Мы же с вами прекрасно понимаем, о чем идет речь: те самые коррумпированные чиновники и раздали эти земли в ожидании того, чтобы снять эту ренту, на которой они сидят. А неэффективные собственники – это кто? Это их пособники.
Мы же понимаем, о чем идет речь. Нашли законодательную лазейку, как получить дополнительные деньги с того места, на котором они сидят. Вот и все. Поэтому нужно разработать механизм изъятия этих земель, особенно если они получены в нарушение действующего законодательства, вообще неэффективных собственников. Сделать это нужно, естественно, публично, так чтобы было всем понятно, прежде всего людям, что происходит.
Пожалуйста, Владимир Анатольевич [Яковлев].
В.Яковлев: Спасибо.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники заседания!
Первый этап, связанный с подготовкой на федеральном уровне реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье», завершен. 31 декабря Правительством утверждена новая редакция федеральной целевой программы «Жилище» до 2010 года. Принятие ФЦП «Жилище» позволило перейти к реализации основных направлений национального проекта как на федеральном, так и на региональном уровне.
На сегодня национальный проект вступает уже в стадию практической реализации на уровне исполнителей. Первые два направления реализации национального проекта повышения доступности жилья и выполнения гособязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, составляет социальный блок национального проекта и обеспечивает выполнение государством взятых на себя обязательств перед социально незащищенным населением страны.
В этой части на федеральном уровне проведены основные плановые мероприятия. Принято постановление Правительства по вопросам реализации подпрограммы, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Хочу напомнить, что в этой подпрограмме принимают участие 708 тысяч семей.
Принято постановление Правительства об утверждении методики распределения субвенций между субъектами Российской Федерации из федерального фонда компенсаций. Разработан и внесен в Правительство проект постановления, регулирующего порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья. По этой программе 180 тысяч молодых семей будут обеспечены до 2010 года.
Сформирован сводный список молодых семей, которым планируется выделить субсидии на строительство или приобретение жилья. В этом списке учтены и обязательства по ранее действующей программе в 2004 и 2005 годах – это 650 миллионов рублей, которые предоставляются регионам на выполнение этих обязательств. Уже сейчас регионы предусмотрели в своих бюджетах на финансирование по новой программе 4 миллиарда рублей, 2,1 миллиарда идет на финансирование из федерального бюджета.
Проведена работа по формированию единой базы данных граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для предоставления им субсидий в форме государственных жилищных сертификатов. Но здесь пока есть еще ряд вопросов к субъектам, в частности к достоверности предоставляемых списков. Дело в том, что списки в большинстве регионов не уточнялись с начала 90-х годов. Документы, первоначально представленные в Росстрой, вызвали много вопросов.
Есть очень хороший пример Ростовской области, которая за прошедший год провела инвентаризацию очереди, и список с 96 тысячами семей после проведения ревизии и сверки в соответствии с законодательством сократился до 46 тысяч. В этой связи всем руководителям субъектов дано поручение провести уточнение списков в установленной законодательно форме и представить их в Росстрой.
В целях обеспечения жильем инвалидов и ветеранов путем предоставления субвенций регионам уже направлено в субъекты 510 миллионов рублей, что составило 16 процентов от средств, предусмотренных на 2006 год.
Во втором квартале 2006 года в рамках реализации вышеуказанных направлений планируется провести отбор регионов для участия в подпрограмме обеспечения жильем молодых семей в 2006 году, сформировать окончательный реестр молодых семей, ветеранов, инвалидов и иных категорий лиц, определенных федеральным законодательством, для получения господдержки; обеспечить выделение средств из федерального бюджета регионам на реализацию подпрограмм в текущем году, организовать выпуск и распределение государственных жилищных сертификатов на 2006 год.
К направлениям национального проекта, призванным стимулировать существующие рыночные механизмы в жилищной сфере и активизировать жилищное строительство, относится увеличение объемов жилищного строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры, а также увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования. Мероприятия по этим направлениям осуществляются в рамках двух подпрограмм: модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой.
В целях увеличения уставного капитала ОАО «АИЖК» принято распоряжение Правительства, в соответствии с которым Росстроем уже направлены необходимые денежные средства в размере 3,7 миллиарда рублей. Принято распоряжение Правительства о предоставлении государственных гарантий АИЖК на общую сумму 14 миллиардов рублей. АИЖК разработан и внедрен механизм передачи авансовых платежей региональным ипотечным операторам в счет предстоящего рефинансирования ипотечных кредитов, направляемых на строительство жилья, с последующей его реализацией по ипотечным программам.
Во исполнение поручения Президента в соответствии с существующим порядком произведен отбор адресных объектов для участия в 2006 году в подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». Подпрограмма реализуется с учетом (в 2006 году я имею в виду) старых обязательств. Отобранные предложения на 2006 год включены в перечень строек и объектов, утвержденных распоряжением Правительства от 7 февраля. Разработан и направлен на согласование проект постановления Правительства, устанавливающий порядок отбора субъектов для участия в подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на 2007 год. Разработан и направлен в Правительство проект федерального закона о финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса.
Собраны заявки о готовности 66 субъектов Российской Федерации к участию в подпрограмме «Обеспечение земельных участков в коммунальных инфраструктурах в целях жилищного строительства». В настоящее время от субъектов получено 209 проектов с необходимыми гарантиями на сумму более 15 миллиардов рублей. Напомню, что в федеральном бюджете предусмотрена сумма 12,5 миллиарда рублей.
К сожалению, я должен сказать, и об этом Владимир Владимирович уже говорил, что качество представляемых проектов зачастую оставляет желать лучшего.
Среди наиболее проработанных проектов можно отметить проекты Самарской, Новосибирской, Орловской, Ярославской, Липецкой областей, Краснодарского края. Среди наименее проработанных – проекты Курской, Псковской, Республики Марий Эл. Регионам предстоит серьезно доработать представленные проекты.
Кроме того, реализация данной программы может столкнуться с уже озвученной проблемой дефицита земельных участков под застройку жилья и оснащения коммунальной инфраструктурой. Здесь идет как раз речь о том, о чем уже в своих выступлениях говорили Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич. Поэтому я полагаю, что в этой части необходимо руководителям субъектов ускорить решение по вводу в земельный оборот всех тех территорий, которые переданы до 1 октября 2005 года.
Кроме того, сдерживающим фактором в реализации данной подпрограммы может стать отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке генеральных планов городов, поселков, районных центров. Наиболее полно работы по территориальному планированию проведены в Московской области, Чувашской Республике, Тюменской области, Хабаровском крае. Хуже всего дела обстоят в Архангельской, Мурманской, Камчатской областях, Алтайском крае, Республике Тыва, Калмыкии.
В целях реализации подпрограммы обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктуры разработан и внесен в Правительство проект постановления о порядке и условиях предоставления субсидий бюджетам субъектов Федерации на оплату процентов по кредитам на создание коммунальной инфраструктуры. Финансовый механизм по этой программе предусматривает частичное погашение кредитной ставки за счет средств федерального бюджета. Она может составлять всего лишь 5–7 процентов. То есть это, в общем‑то, достаточно выгодно для любых застройщиков.
Федеральный бюджет предусматривает предоставление гарантий на сумму 68 миллиардов рублей до 10-го года, в том числе по 2006 году – 1,7 миллиарда только на покрытие процентной ставки.
По государственным гарантиям. К сожалению, я должен констатировать, что процесс шел очень сложно. И на сегодняшний день Минфином были подготовлены предложения по той схеме, которая была обозначена в федеральной целевой программе и представлена со всеми согласованиями в Минюст. Но после ее рассмотрения еще раз выяснилось, что программа предоставления госгарантий тяжелая, крайне тяжелая, поскольку под каждый проект необходимо выпускать отдельно постановление Правительства. Поэтому приняли решение привлечь под эту программу на конкурсной основе банк, который получит единую гарантию на год и затем сможет выдавать кредиты субъектам по представленным Росстроем проектам.
Думаю, что этот порядок должен быть в течение буквально нескольких дней доработан и внесен в Правительство. В то же время думаю, что в рамках этой же темы на уровне субъектов Российской Федерации необходимо как можно скорее продумать те же варианты и предложения, как они будут осуществляться на своих территориях.
Безусловно, все, что связано с госгарантиями, необходимо отработать, мне кажется, на практике, и если появятся какие‑то предложения, появятся какие‑то соображения со стороны субъектов Российской Федерации, банковской структуры, их в конце концов можно будет доработать.
Хочу напомнить, что госгарантии распределяются в пропорции: 40 процентов – федеральный бюджет, 40 процентов – средства бюджета (это обязательное условие) и 20 процентов – гарантии банка или заемщика, участвующего в этом проекте.
Для успешной реализации национального проекта нам надлежало принять ряд постановлений и распоряжений. Основные нормативно-правовые акты уже приняты или находятся в стадии завершения. Могу сказать, что мы действительно как Министерство регионального развития подверглись критике, в том числе и Вашей, Владимир Владимирович, и я хочу сказать, что критика положительно оценена. И на сегодняшний день могу сказать, что работа по подготовке упорядочена, нужный темп набран. Думаю, что буквально в короткое время мы войдем в установленные графики.
Подчеркиваю, многие проекты, порядки представляют огромнейшую сложность, и здесь приходится в угоду качеству иногда и не спешить.
Есть вопросы, которые требуют разрешения на уровне Государственной Думы. Вы все, наверное, помните, об этом уже много говорилось, это 214-й Закон, который действительно отрицательно повлиял на темпы строительства в России в прошлом году. Сегодня уже поправки рассматриваются и рассмотрены в первом чтении, между первым и вторым чтением мы внесем в рабочую группу ряд поправок, которые должны обязательно войти, и думаю, что тогда этот Закон поможет более активно реализовывать наш национальный проект «Доступное жилье».
Еще один документ, который ждет все строительное сообщество (и не только строительное), это закон о саморегулируемых организациях. И мы просили бы депутатов, чтобы этот закон был принят уже в весеннюю сессию.
Эффективная реализация национальных проектов невозможна без принятия соответствующих региональных планов. В настоящее время 49 регионов представили свои предложения. Это говорит прежде всего о том, что еще не все на местах поняли необходимость осуществления конкретных действий по реализации национальных проектов. И это несмотря на большую методическую работу, проведенную министерствами, поскольку проведено несколько всероссийских совещаний, рабочих встреч по субъектам, десятки методических совещаний в Росстрое и большое количество выездов на места.
В феврале 2006 года Президентом Российской Федерации дано поручение о необходимости заключения соглашений с субъектами о взаимодействии по реализации национальных проектов. Могу доложить, что на сегодняшний день 83 соглашения из 88 подписаны.
Есть и другие темы, которые беспокоят нас и находятся в одной технологической увязке, по достижению результатов национального проекта. Это промышленность строительных материалов, мощности строительных организаций, наличие и подготовка кадров для стройиндустрии, отсутствие генеральных планов, отставание по обеспечению инфраструктуры, непрозрачные схемы по подключению к существующим источникам тепло- и электроснабжения. Но в то же время я могу сказать, что в два ближайших года эти вопросы на темпы строительства не должны оказать существенного влияния. Но за это время нам предстоит выработать комплекс соответствующих мер, позволяющих активизировать строительные процессы.
В связи с этим Минрегионом совместно с субъектами Российской Федерации, представителями профессионального экспертного сообщества разрабатывается комплекс мер по развитию промышленности строительных материалов, в том числе и цементной, и строительной индустрии с учетом увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилых домов. Разрабатывается предложение по модернизации имеющихся в регионах заводов крупнопанельного домостроения и домостроительных комбинатов на основе анализа потребностей регионов в этой продукции на перспективу до 2010 и после 2010 года. Проводится оценка мощностей имеющихся строительных организаций, а также возможности привлечения дополнительной рабочей силы, в том числе миграционных потоков, которые пополнят ряды строительных рабочих.
Вышеуказанные мероприятия планируется подготовить во втором и третьем кварталах 2006 года.
Таким образом можно сказать, что практическая реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье» осуществляется в соответствии с ранее запланированными мероприятиями. Есть отдельные вопросы и проблемы, которые решаются Министерством совместно с регионами и другими заинтересованными участниками реализации национального проекта. Думаю, что эти вопросы будут возникать и в процессе исполнения, но мы уже готовы их решать более оперативно.
В.Путин: Владимир Анатольевич, Вы упомянули о законе о саморегулируемых организациях. Это в применении к строительству с чем связано? С выбором застройщиков?
В.Яковлев: В плане лицензирования, в плане экспертизы.
В.Путин: Вместо лицензирования. Понятно. Спасибо. Благодарю Вас.
А.Фурсенко: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Совета, приглашенные!
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» дает основание в ближайшее время ожидать системных изменений в отрасли, причем это касается как планируемых результатов, так и всей затрагиваемой проблематики.
Что уже сделано? Разработаны прозрачные механизмы реализации ряда направлений проекта, в первую очередь – конкурсной поддержки инновационных образовательных учреждений и лучших учителей.
Принципиальным было то, что порядок проведения конкурсов формировался совместно с профессиональным сообществом и широкой общественностью, с участием регионов. Удалось запустить механизм общественного участия в разработке критериев оценки инновационных вузов и школ, лучших учителей. Являясь компромиссом разных точек зрения, эти критерии реалистичны и, главное, абсолютно применимы на практике: они администрируемы.
В общенациональном масштабе впервые сформулирован общественный заказ к образованию. Споры о критериях продолжаются до сих пор. Мы рассматриваем, мы расцениваем это как позитивное явление. Это означает, что общество все глубже вовлекается в процесс, все глубже вовлекается в вопросы, связанные с образованием. Уже к следующему году мы сможем улучшить критерии качества, но сейчас мы имеем модель, когда претендующие на поддержку со стороны государства школы, вузы, учителя будут оценены по единым, прозрачным и понятным обществу, и установленным самим обществом критериям.
По итогам первого квартала нормативной, правовой и методической базой, организационным сопровождением обеспечено освоение примерно 70 процентов средств, которые предусмотрены на реализацию проекта в 2006 году. Это составляет около 22 миллиардов рублей. Сегодня осуществляются нормально выплаты за классное руководство, идут конкурсы инновационных школ и вузов, готовятся к началу реализации экспериментально-образовательные программы в армии.
В субъектах Российской Федерации разработаны программы реализации национального проекта «Образование», поддерживающие федеральные мероприятия. Сохранены региональные муниципальные надбавки классным руководителям, что позволило существенно повысить зарплату работников образования, особенно это заметно на селе, где зарплаты увеличились примерно на 20–30 процентов.
Предусмотрено значительное софинансирование проектов со стороны регионов. К примеру, в ряде регионов Уральского федерального округа региональные и муниципальные надбавки классным руководителям не только сохранены, но и увеличены. Учреждены дополнительные гранты лучшим школам и учителям. Финансирование мероприятий национального проекта «Образование» из бюджета регионов, расположенных в этом округе, примерно в 1,8 раза превышает финансирование из федерального бюджета. То есть реально реализуется синергетический эффект, когда деньги, приходящие из муниципалитетов или регионов, превышают деньги из федерального бюджета.
В основные направления приоритетного национального проекта «Образование» заложены принципы подушевого финансирования с учетом приоритетной поддержки образования на селе. Пропорционально количеству городских и сельских школьников (с удвоением для села) распределены квоты на поддержку инновационных школ и на поощрение лучших учителей. Причем мы рекомендовали регионам руководствоваться аналогичным подходом при установлении внутренних квот: таким образом, чтобы, если региону выделено повышенная квот за счет того, что там больше сельских школьников, – чтобы именно в село эти деньги и пошли.
Схожие принципы – принципы подушевого финансирования – применены при определении размеров вознаграждений каждому учителю за классное руководство и региональных квот на поддержку талантливой молодежи.
При разработке предложений по распределению между регионами приобретаемых школьных автобусов и учебного оборудования мы выполнили решение межведомственной рабочей группы по образованию: вместе с подушевым принципом и приоритетной поддержкой села учли уровень бюджетной обеспеченности регионов.
Сегодня Министерством сформулированы прозрачные и понятные правила распределения средств в рамках этих направлений, и мы готовим эти предложения к рассмотрению президиумом Совета по приоритетным национальным проектам.
Все наши шаги направлены на то, чтобы к началу следующего учебного года во всех субъектах России заработала нормативно-подушевая система финансирования школ. Это, в свою очередь, создаст базу для перехода на новую систему оплаты труда во всех общеобразовательных учреждениях страны к 2008 году, а именно это и есть принципиальное системные изменения, которые способны существенным образом улучшить организацию системы образования в России.
По информации из регионов, уже отмечаются факты повышения мотивации педагогов в выполнении функций классного руководителя (по крайней мере, сегодня фактов, когда учителя любыми силами пытаются отделаться от классного руководства, не наблюдается), активизации взаимодействия органов образования с общественностью, а также сокращения количества неполнокомплектных классов и другие позитивные факты. Эти факты обсуждались и зафиксированы в протоколах межведомственной рабочей группы по образованию.
Однако в ходе реализации национального проекта выявился ряд проблем, и сегодня вносятся необходимые коррективы. Так, изменена логика реализации направления по информатизации образования. В качестве задачи национального проекта на сегодняшний день принято обеспечение широкополосного выхода в Интернет для каждой российской школы. Но при этом из‑за перераспределения средств мы в текущем году вынуждены будем в рамках национального проекта отказаться от закупки компьютеров на федеральном уровне. При этом мы готовим соглашения с регионами, которые берут частично эту задачу на себя, частично закупка компьютеров продолжается в рамках федеральной целевой программы развития образования.
Уточнены параметры поддержки талантливой молодежи. Решено ввести премии первой и второй степеней – по 60 и по 30 тысяч рублей. При этом увеличено общее количество премий с 2,5 тысяч до 5350.
При выплатах за классное руководство не все виды образовательных учреждений сегодня получают вознаграждения с федерального уровня. Этот вопрос поднимался и на президиуме Совета по национальным проектам, и на Совете.
В настоящее время уточняется количество учащихся и классных руководителей, которые не получают поддержки с федерального уровня, порядок распространения на них по душевому принципу установления размера выплат. По предварительным оценкам, учет дополнительных категорий классных руководителей потребует от федерального бюджета порядка 900 миллионов рублей в год.
Мы планируем во втором полугодии внести изменения в нормативную базу выплат вознаграждений за классное руководство, обеспечивающее финансирование этого компонента в полном объеме, и с 1 сентября планируем начать выплаты за счет федерального бюджета всем категориям классных руководителей.
Еще одной нашей недоработкой мы считаем задержку нормативной базы для организации региональных конкурсов по поддержке лучших учителей. Я хочу сообщить, что указы Президента о поддержке учителей и талантливой молодежи позавчера подписаны. В ближайшие дни весь комплекс федеральных нормативных документов по этим направлениям будет принят, и, таким образом, полностью нормативная база будет сформирована. Хотя де-факто работа по этим конкурсам, по организации конкурсов в регионах ведется совместно с нашим Министерством. И на реальном выделении премий, на определении лучших учителей, я надеюсь, задержка не скажется.
Постепенно оптимизируется процесс отчетности регионов о реализации проекта «Образование». В связи с принятием типовой инструкции Министерство направило в регионы письмо об отмене ранее установленных форм отчета, что, с одной стороны, достаточно серьезно уменьшило объем бумажной работы и уже вызвало положительный отклик на местах.
Суммируя, хочу доложить, что в ближайшей перспективе в регионах начнется конкурс отбора лучших учителей, будут объявлены конкурсы на подключение школ к Интернету, приобретение школьных автобусов и учебного оборудования. К концу первого полугодия будут определены победители конкурсов инновационных школ и вузов, а экспериментальные учебные центры в воинских частях завершат подготовку к образовательному процессу.
И в заключение я хотел бы специально остановиться на теме, которая очень тесно связана с национальным проектом.
В настоящее время Министерство разрабатывает нормативные правовые механизмы конкурсной поддержки регионов, которые реализуют комплексные проекты модернизации образования. В первую очередь проекты связаны с внедрением новой системы оплаты труда педагогов. Эта поддержка будет направлена на развитие материально-технической базы и организационной инфраструктуры, региональных образовательных сетей, и, таким образом, будет достигнут еще один существенный шаг в реализации системных преобразований системы образования в России в целом.
Доклад закончен.
В.Путин: Андрей Александрович, а какие учителя не получили за классное руководство? Кого вы обделили?
А.Фурсенко: Не получили, поскольку в соответствующих постановлениях были указаны общеобразовательные школы, а вечерние школы, такие организации, как кадетские корпуса, коррекционные школы, организации, которые называются «образовательные центры», по чисто формальным причинам не вошли в этот список.
Сегодня в большинстве регионов эти выплаты покрываются за счет региональных бюджетов. Одновременно мы подготовили новую редакцию соответствующего закона о бюджете, в котором этот недостаток будет ликвидирован.
В.Путин: А что значит «по чисто формальным причинам»?
А.Фурсенко: В закон о бюджете вошла формулировка: «Выплата классным руководителям общеобразовательных школ».
В.Путин: Это сознательно было сделано?
А.Фурсенко: Думаю, что несознательно, но…
В.Путин: Ничего себе! Как Вы отвечаете‑то? «Думаю, что…». Вы должны знать это наверняка, Вы же Министр. Сознательно или нет?
А.Фурсенко: В документах, которые подавало Министерство, была другая формулировка.
В.Путин: Другая, то есть были все категории?
А.Фурсенко: Да.
В.Путин: И их вычеркнули просто?
А.Фурсенко: Они не вычеркнуты, просто формулировка была заменена на другую.
В.Путин: А кем? В каком ведомстве это было сделано?
А.Фурсенко: Во время обсуждения законопроекта в Думе произошла эта замена.
В.Путин: В Думе? На Думу решили свалить? Я никогда не поверю, что депутаты там что‑то вычеркнут, они больше запишут.
А.Фурсенко: Владимир Владимирович, я не сваливаю ни на кого. Я считаю…
В.Путин: Я хочу понять: где исчезли, в каком ведомстве у нас исчезла определенная категория людей – преподаватели школ?
Кстати сказать, это сколько примерно человек по числу?
А.Фурсенко: Это коснулось примерно 7 процентов от общего объема. Значит, это в общей сложности где‑то 80 тысяч учителей.
В.Путин: Ничего себе! И когда Вы предполагаете привести это все в соответствие? Еще раз скажите.
А.Фурсенко: При внесении изменений в бюджет.
В.Путин: Это с какого времени будет?
А.Фурсенко: С 1 сентября будут введены эти добавки.
При этом я хочу сказать, что в большинстве регионов, поскольку мы выделяем субсидии, эти оплаты проводятся за счет региональных бюджетов. Тем более что дополнительный объем в региональных бюджетах появился за счет отчислений подоходного налога в бюджеты этих регионов.
В.Путин: Дмитрий Анатольевич, я хочу, чтобы Вы мне потом доложили, почему исчезли эти категории учителей. Где они исчезли, почему, как принимали эти решения?
Д.Медведев: Хорошо, Владимир Владимирович. Обязательно доложу.
В.Путин: Это же речь идет о конкретных людях. Это первое.
И второе. Нужно все‑таки провести анализ: кто получал, кто не получал, сколько получил и сколько недополучил. И доплатить.
И разработайте механизм этой доплаты.
Д.Медведев: Владимир Владимирович, проверим, тогда и доложим.
В.Путин: Садитесь. Спасибо.
М.Зурабов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!
Основные направления и мероприятия приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения были рассмотрены и утверждены на заседании президиума Совета 21 декабря 2005 года.
В соответствии с принятыми решениями Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды, входящие в структуру Министерства, были ориентированы в первом квартале текущего года на реализацию следующих задач. Прежде всего, это подготовка законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность здравоохранения в условиях реализации приоритетного национального проекта. В рамках выполнения этой работы было принято четыре федеральных закона, 14 постановлений Правительства, 24 приказа Министерства здравоохранения и социального развития.
Можно констатировать, что на настоящий момент полностью сформирована нормативно-правовая база, которая позволяет реализовывать намеченные мероприятия национального проекта.
Второй задачей, которая также была определена Президентом в качестве одной из основных, было обеспечение взаимодействия федерального уровня и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В рамках этой работы к 1 марта были заключены соглашения с 89 субъектами Российской Федерации, а также с городом Байконур. На сегодняшний день разработаны и полностью согласованы с 51 субъектом Российской Федерации сетевые графики реализации национальных проектов на территории конкретного субъекта, которые включают в себя не только перечень мероприятий, но и последовательность, и сроки их реализации.
Вторым направлением, которому было уделено основное внимание Министерства, была задача обеспечения выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в муниципальном звене здравоохранения, в рамках которого предусматривалось обеспечить выплату стимулирующих надбавок отдельным категориям медицинских работников, работающих в первичном звене.
В рамках выполнения этих мероприятий проекта была произведена полная инвентаризация кадрового потенциала лечебно-профилактических учреждений муниципального уровня; был сформирован федеральный реестр медицинских работников – не только врачей, но и среднего медицинского персонала, которые осуществляют оказание дополнительной медицинской помощи и которые получают соответствующие выплаты; были оформлены трудовые соглашения в форме заключения срочных дополнительных соглашений к действующим трудовым договорам со всеми категориями медицинских работников, а также заключены договоры между территориальными фондами обязательного медицинского страхования и лечебно-профилактическими учреждениями первичного звена на выполнение соответствующей работы.
В первом квартале текущего года 3,8 миллиарда рублей было направлено на финансирование этих расходов, выплаты произведены в полном объеме. На 1 марта текущего года численность врачей первичного звена, которые получают эти выплаты, составляет 65,8 тысячи человек и среднего медицинского персонала – 74,6 тысячи человек.
18 февраля Президент Российской Федерации подписал закон, в соответствии с которым в тех регионах Российской Федерации, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, соответствующие стимулирующие денежные надбавки должны выплачиваться в соответствии с установленными районными коэффициентами. Во исполнение положения данного закона было принято постановление Правительства, внесены изменения в соответствующие нормативные акты Министерства и до конца марта соответствующие денежные средства были перечислены на расчетные счета лечебных учреждений. И выплата денежных сумм начала осуществляться.
Хочу напомнить, что эти денежные суммы выплачиваются посредством перерасчета подлежащих к выплате сумм. С 1 января текущего года выплаты будут завершены в течение ближайших недель апреля.
Третьим приоритетным направлением являлась организация оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, обслуживающихся в государственных муниципальных лечебных учреждениях. Несколько слов об этой проблеме.
Прежде всего отмечу, что в этой сфере здравоохранения работает более 80 тысяч медицинских работников, функционирует 1700 женских консультаций, 5 тысяч специализированных медицинских кабинетов, более 2,7 тысячи отделений родовспоможения, 221 родильный дом и 126 перинатальных центров. В отношении всех этих лечебных учреждений (все они оказались вовлеченными в реализацию этой программы) были заключены соответствующие договоры, организована работа по формированию реестра тех женщин, кому оказана медицинская помощь в этот период, и достигнуты в целом удовлетворительные результаты, а именно: больше 460 тысяч женщин получили медицинскую помощь, которая была соответствующим образом оплачена. В лечебные учреждения направлено более 1,5 миллиарда рублей денежных средств. И надо также подчеркнуть, что заработная плата в этом звене в среднем выросла на 5,2 тысячи рублей.
Особо подчеркнул бы тот факт, что если в 2005 году (в январе), по данным ЗАГСа, в Российской Федерации родилось 108 тысяч человек, то за январь были выставлены на оплату медицинской помощи лечебными учреждениями, оказывающими эту помощь, счета из расчета родившихся 104 тысяч, что свидетельствует об очень неплохом охвате, имея в виду, что на сегодняшний день эта медицинская помощь в соответствии с законодательством оплачивается только в государственных и муниципальных лечебных учреждениях (часть женщин рожает в ведомственных лечебных учреждениях, частных). Поэтому мы склонны предположить, что уровень рождаемости (во всяком случае – в январе-феврале) оказался выше, чем уровень рождаемости за соответствующий период прошлого года.
Следующее направление – это обеспечение и укрепление материально-технической базы диагностического звена лечебно-профилактических учреждений муниципального уровня. В рамках этой части проекта было предусмотрено закупить более 20 тысяч единиц медицинского диагностического оборудования. Это, прежде всего, ультразвуковая аппаратура, рентгеновское оборудование, электрокардиографическое оборудование, лабораторное, эндоскопическое оборудование.
Благодаря той работе, которая была проведена на подготовительном этапе, и проведенным конкурсным торгам, удалось увеличить объем закупок этого оборудования. Фактически закупки будут произведены в большем объеме – приблизительно на 2,2 тысячи единиц.
При этом надо отметить, что основное увеличение закупок коснулось рентгеновского оборудования (планировалось закупить 2,2 тысячи, будет закуплено 3,2 тысячи). Рентгеновское оборудование в основном закупается отечественного производства: больше 75 процентов закупаемого оборудования – это оборудование отечественного производства, а в общем объеме закупок эта позиция составляет 53 процента.
Также неплохие результаты были достигнуты по закупке автотранспорта. Вместо планируемых 6060 будет закуплено 6734 и одновременно с этим запланировано закупить еще дополнительно 100 реанимобилей с кувезами для транспортировки новорожденных. На это специально Президент Российской Федерации обращал внимание, и это поручение было выполнено.
Я бы также отметил то, что на все медицинское оборудование (также в соответствии с теми указаниями, которые были даны Президентом) предусмотрена двухлетняя гарантия. И значительная часть медицинского оборудования поставляется в том числе с необходимыми расходными материалами.
В соответствии с подписанными государственными контрактами предполагается, что оборудование считается введенным в действие не только после его запуска, но и после обучения кадров (медицинских специалистов), и после фактического ввода его в строй, что даст нам возможность сразу же подключить это оборудование к той медицинской работе, которая осуществляется в лечебных учреждениях.
Заметил бы, что и в первом квартале была закончена работа по формированию программы переподготовки, обучения и повышения квалификации медицинских работников. На этот год запланировано переподготовить и переобучить 6,3 тысячи медицинских работников.
Конкурсные процедуры завершены. Отобрано 44 образовательных учреждения, которые занимаются подготовкой специалистов для здравоохранения, и семь образовательных учреждений по дополнительному профессиональному образованию. Результаты конкурсных торгов также были неплохими.
Таким образом, мы надеемся, что в этом году (в том случае, если субъекты откликнутся на это предложение) могут быть увеличены объемы переподготовки. На сегодняшний день финансовые возможности позволяют нам переподготовить не 6,3 тысячи, а 11,2 тысячи. Но эта работа дополнительно с субъектами будет проводиться, поскольку понятно, что при направлении на переподготовку происходит отвлечение медицинского работника из лечебного учреждения, его кем‑то надо заменить, и это является сдерживающим фактором, для того чтобы мы в этом году, может быть, более масштабно провели переподготовку.
Что касается второго квартала и ближайшего полугодия – я бы выделил здесь несколько задач. Прежде всего, это завершение работы по подготовке к началу со второго полугодия выплаты стимулирующих надбавок для медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов и для медицинских работников службы «скорой помощи».
Должен проинформировать вас, что мы уточнили численность этих медицинских работников. В фельдшерско-акушерских пунктах на сегодняшний день занято более 57 тысяч медицинских работников, из которых 83 тысячи – это фельдшеры, и в службе «скорой помощи» занято более 108 тысяч медицинских работников, из которых более 18 тысяч – это медицинские работники с высшим образованием.
Предполагается, что после 1 июля эти категории получат дополнительные денежные выплаты в размере 5 тысяч рублей для специалиста с высшим образованием (речь идет о тех, кто работает в службе «скорой помощи»), 3,5 тысячи – для фельдшеров и 2,5 тысячи – для среднего медицинского персонала.
Я также выделил в качестве приоритетов начало диспансеризации работающих граждан. Подготовительная работа сейчас, Владимир Владимирович, завершается, и со второго квартала эта работа войдет в нормальный штатный режим. Также одним из приоритетов является установка медицинского оборудования, которое закупалось в первом квартале. На сегодняшний день уже первые партии начали поступать в регионы. Правда, это пока только лишь первые партии, потому что основная поставка начинается после 15 апреля. Но уже на сегодняшний день 6 миллионов доз вакцины против гепатита В с российских предприятий отгружено в 54 субъекта Российской Федерации. Работа по вакцинации – а в этом году намечено провакцинировать 10 миллионов детей в возрасте до 17 лет – это три аппликации, 30 миллионов доз закупается, эта работа уже будет начата в апреле. Одновременно с этим мы готовимся к началу вакцинации от краснухи и затем к работе по национальному календарю прививок, но в соответствии с принятым графиком. Я также выделил бы в качестве приоритетной задачи на ближайший квартал и выполнение того поручения, которое Вы, Владимир Владимирович, дали несколько дней назад, которое уже касается вопросов развития здравоохранения и подготовки к некоторым мероприятиям по системной модернизации. Точно так же, как Министерство науки и образования, мы на сегодняшний день готовим критерий отбора тех субъектов, которые могли бы участвовать в этой программе. И я надеюсь, что без срывов сроков Вашего поручения эта работа будет выполнена.
Доклад закончен.
В.Путин: А как организован контроль за ценами, за всеми этими закупками оборудования и так далее?
М.Зурабов: На сегодняшний день, Владимир Владимирович, надо отметить три момента.
Прежде всего, конкурсные комиссии, которые были сформированы для проведения конкурсных торгов, включали в себя представителей всех министерств и ведомств, включая Министерство финансов, Министерство экономического развития, правоохранительные органы, представителей субъектов Федерации. Достаточно подробно изучался вопрос о конкурсной документации, о технических требованиях к тому оборудованию, которое закупалось в рамках этого национального проекта. И в конечном итоге на основе той информации, которой мы сегодня располагаем, удалось добиться снижения цен от 30 до 60 процентов против такого сложившегося уровня по состоянию на 1 января текущего года. По некоторым позициям дополнительно к тем более низким ценам, которые были предложены победителями, даны еще и существенные финансовые скидки. Это в сумме дало порядка 5 миллиардов.
В.Путин: Понятно, это экономическая сторона дела. И хорошо.
В принципе контроль‑то какой‑то есть?
Сергей Вадимович [Степашин], Вы как‑то занимаетесь этим, да?
С.Степашин: Да. У нас идет ежемесячно мониторинг вместе с Контрольным управлением Президента, Владимир Владимирович.
Я Вам докладывал, помните, месяц назад запиской. Сейчас мы договорились с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Сегодня я ему тоже передал первичный материал, и такая работа ведется. Министр в курсе. Поэтому мы здесь работаем, как сейчас принято говорить, транспарентно, информация есть. Порядок в этой сфере, по крайней мере в этом году, можно говорить, что наводится.
В.Путин: Спасибо.
Гордеев Алексей Васильевич – сельское хозяйство.
А.Гордеев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!
На сегодняшний день вся нормативно-методологическая работа по приоритетному национальному проекту «Развитие АПК» полностью завершена. Сформирована в кратчайшие сроки необходимая структура управления проектом. Напомню, что проект состоит из трех основных направлений: первое – это ускоренное развитие животноводства, второе – стимулирование развития малых форм хозяйствования и третье – обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе как элемент кадровой политики.
Проект содержит конкретные целевые показатели, они есть в материалах. За предстоящие два года предстоит увеличить производство мяса, молока, поставить высокопродуктивный племенной скот по лизингу и создать большое количество кооперативов, обеспечив тем самым горизонтальную интеграцию в сельском хозяйстве, прежде всего представителям малого бизнеса, и ввести жилье для молодых специалистов, приезжающих жить и работать на селе.
Важно подчеркнуть, что проект направлен на решение важнейших социально-экономических задач, рассматривая сельское хозяйство как один из основных, коренных укладов жизни граждан в российском обществе. Сегодня можно доложить, что проект заработал и мы перешли к этапу реальных дел.
Какие конкретные позитивные результаты имеем по состоянию на 1 апреля? Приведу несколько цифр. Отмечу, что по итогам прошлого года, к сожалению, в стране сократилось производство мяса на 1,7 процента, молока – почти на 3 процента. В первом квартале текущего года произошел перелом отрицательной динамики, и производство мяса в хозяйствах всех категорий, по предварительной оценке, превысило 1 миллион 600 тысяч тонн, или возросло на 2,7 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Производство молока во всех категориях хозяйств составило около 6 миллионов тонн, и также здесь наметился рост на 0,3 процента, опять же сравнивая с соответствующим периодом 2005 года.
За первые три месяца, по оперативной информации с мест (70 регионов уже нам представили эту информацию), создано 340 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 200 – кредитных. По линии Россельхозбанка заключено соответственно – Дмитрий Анатольевич называл цифры на 1 апреля, я их уточнил на 7 апреля – 54 кредитных договора сроком до восьми лет по крупным инвестиционным проектам почти на сумму 1,5 миллиарда рублей и выдано более 6 тысяч кредитов на сумму 2,5 миллиарда рублей для целей развития малых форм предпринимательства, в том числе для кредитной кооперации. Мы вышли в рамках Россельхозбанка на темп еженедельной выдачи около 2 тысяч кредитов.
Темпы роста кредитования личных подсобных хозяйств и фермерских хозяйств в 1,5 раза выше…
В.Путин: Алексей Васильевич, еженедельно?
А.Гордеев: Да, еженедельно – около 2 тысяч кредитов, имея в виду личные подворья граждан.
Темпы роста кредитования личных подсобных хозяйств и фермерских хозяйств в 1,5 раза выше утвержденных плановых показателей, а количество созданных с участием банка кредитных кооперативов превышает план в два раза. Если эти показатели сравнивать с прошлогодними по факту, то увеличение по выдаче кредитов в среднем – в 15 раз, если брать личные подворья – в 100 раз.
Если говорить о работе компании «Росагролизинг», не дожидаясь финансовых ресурсов в бюджеты текущего года – они должны по плану поступить в апреле, – за счет уже возвратных лизинговых средств приобретено 8730 голов племенных животных, из них 5 тысяч голов уже поставлены в сельхозпредприятия. При этом 4 тысячи голов закуплены у российских производителей и направлены в Республику Мордовию и Нижегородскую область и 1 тысяч голов из Голландии поставляется в Республику Татарстан.
К настоящему времени в стадии подписания договор лизинга на поставку 18,5 тысячи голов скота из европейских государств: Голландии, Германии и Австрии. Во втором квартале планируется подписать договоры на поставку племенного скота в объемах, обеспечивающих выполнение целевого показателя этого года – 50 тысяч голов.
Благодаря проекту в текущем году существенно возросло внимание федеральных и региональных органов власти к сельскому хозяйству. Повысилась исполнительская дисциплина и ответственность управленческих кадров всех уровней. За все годы реформ в столь сжатые сроки не проводилась такая масштабная организационно-аналитическая и нормотворческая работа. В частности, только по проекту «Развитие АПК» было подготовлено и принято в феврале-марте девять постановлений Правительства и десятки ведомственных нормативных актов. Оперативно решен целый ряд других важных вопросов, касающихся бюджетной, кредитно-финансовой, налоговой политики, таможенно-тарифного регулирования, которые во многом облегчат деятельность сельхозпроизводителей всех категорий.
Впервые уже с февраля текущего года доведены лимиты на финансирование расходов по нацпроекту. При этом напомню, что бюджет поддержки сельского хозяйства в 2006 году увеличен более чем на 70 процентов в сравнении с прошлогодним бюджетом. Серьезно расширяется и перенастраивается работа Россельхозбанка и «Росагролизинга», о чем я уже говорил. Все их активы и инфраструктура в регионах нацелены на выполнение, в первую очередь, национального проекта, а главное – в реализацию проекта активно включаются те, ради кого он в первую очередь разрабатывался: это сельские жители и представители аграрного бизнеса.
Яркий тому пример – высокий спрос на кредитные ресурсы личных подворий граждан, высокий уровень деловой активности, чего раньше никогда не было. Следовательно, можно сделать выводы о правильных решениях, и кредиты становятся все более и более доступными.
Особое значение в практической реализации проекта играют региональные правительства, администрации субъектов Российской Федерации. С каждым регионом Минсельхоз заключил соглашение о реализации проекта. В бюджетах субъектов Российской Федерации предусмотрено в качестве софинансирования направить на нацпроект 4600 миллионов рублей.
Вместе с тем нужно сказать, что регионы заметно отличаются друг от друга по степени активности и внимания к реализации проекта. Это отразилось в первом квартале и на результатах хозяйственной деятельности отрасли, и на качестве поданных заявок по инвестпроектам, и на количестве созданных кооперативов, и на развитии кредитования.
Назову несколько регионов-лидеров по итогам первого квартала. Если взять показатели по производству мяса и молока, то впереди идут Белгородская область. Производство мяса здесь увеличилось на 45 процентов, молока – на 7 процентов. Рязанская область: производство мяса увеличилось на 20 процентов, молока – на 3 процента. В лидерах также находятся такие регионы, как Пензенская, Липецкая, Московская, Владимирская области, республики Удмуртия, Мордовия, Татарстан.
В то же время в ряде регионов ситуация, мягко скажем, настораживает. И речь идет о принципиальных регионах, имея в виду их аграрную составляющую. Например, Тульская область. Здесь производство мяса в первом квартале снизилось на 4 процента, молока – на 8 процентов. К этой группе отстающих регионов можно отнести Новосибирскую, Волгоградскую, Иркутскую области, Алтайский край. Особо низкий уровень организационной работы наблюдается в Тверской и Псковской областях.
Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов – картина по регионам тоже очень пестрая. Например, активно развивают кооперацию в республиках Мордовия, Саха (Якутия), в Оренбургской области и в ряде других областей. В то же время не приступили к созданию еще ни одного сельхозкооператива в Смоленской и в Архангельской областях.
О планах на второй квартал текущего года. Поставлена задача в ближайшие три месяца сохранить положительную динамику развития животноводства. В этих целях кроме принятых решений планируем расширить поставки племенного скота за счет Канады. Для регионов Дальнего Востока и Сибири это было традиционным. Предусмотрено в апреле на заседании межведомственной рабочей группы с участием ведущих ученых рассмотреть проблему и утвердить отдельный план стабилизации поголовья крупного рогатого скота, прежде всего за счет улучшения воспроизводства стада, то есть повышения выхода телят на 100 голов маточного стада.
В части стимулирования развития малых форм хозяйствования. В соответствии с Вашим поручением, Владимир Владимирович, будет выполнена задача ускоренными темпами создать дополнительные офисы Россельхозбанка уже на районном уровне. Кроме того, Первый заместитель Председателя Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев провел совещание с крупнейшими российскими банками, и мы надеемся, что это значительно активизирует банковскую сферу в развитии микрокредитования. В первую очередь, это касается Сбербанка России.
В отношении развития земельно-ипотечного кредитования как действенной системы залога. Процесс, надо отметить, уже получил развитие. Но очень важно, чтобы Правительство и соответствующие ведомства во втором квартале приняли согласованные изменения в земельное законодательство и в подзаконные ведомственные нормативные акты, регулирующие процедуру постановки земельных участков на кадастровый учет и регистрацию прав сделок.
Еще один важный вопрос – хотел бы обратить внимание – это проведение летом текущего года сплошной всероссийской сельскохозяйственной переписи, которая в России не проводилась с 1920 года. Стратегический масштаб задач, сформулированных в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», требует иметь точную картину состояния российского сельского хозяйства, причем не только в целом, но и в деталях, в том числе и в территориальном размере, вплоть до конкретного населенного пункта.
Перепись позволит получить информационную базу о реальном экономическом, технологическом и социальном потенциале сельского хозяйства страны, что станет основой для обоснованных и объективных политических и управленческих решений по вопросам развития российского села и АПК в целом.
Завершая доклад, хотел бы, Владимир Владимирович, обратить внимание на существующие проблемы и угрозы реализации приоритетного национального проекта.
Первое. Ход реализации проекта показал, что в направлении ускоренного развития животноводства не учтена специфика северных регионов России. По этой проблеме есть поручение Президента России, и в соответствии с ним Минсельхоз совместно с Советом при полномочном представителе Президента в Дальневосточном федеральном округе проводит 14 апреля в городе Якутске расширенное заседание коллегии. Планируем выработать конкретные предложения по доступности к проекту таких подотраслей, как северное оленеводство и табунное коневодство.
Второе. Требуют решения некоторые налоговые вопросы. Так, сегодня существуют неравные условия взимания НДС при закупке сельскохозяйственной продукции: если сырье закупается у физического лица, предприятие-переработчик платит НДС с разницей между ценой реализации и ценой приобретения, а при закупке сырья у плательщика единого сельскохозяйственного налога – со всей продажной цены. То есть сельскохозяйственные кооперативы будут находиться в худших условиях, чем физические лица, граждане. Такая система налогообложения не только не стимулирует, а наоборот, препятствует развитию кооперации в стране.
Третье. Анализ ситуации по реализации нацпроекта на местах показывает, что не везде включились в работу руководители районных и тем более поселковых муниципальных образований. При этом очевидно, основная нагрузка в работе личных подворий граждан, а также вопросы, связанные с оформлением земли, согласованием строительства и реконструкции объектов животноводства, должна лечь на их плечи, то есть на плечи глав муниципальных образований.
Предлагается руководителям субъектов Российской Федерации провести совещание с главами местного самоуправления и рекомендовать каждому муниципалитету принять соответствующие планы показателей в рамках нацпроекта на ближайшие два года.
И последнее, четвертое. В условиях рыночной экономики динамика развития сельского хозяйства, объемы частных инвестиций в эту отрасль напрямую зависят от состояния продовольственного рынка. Нас беспокоит нынешнее положение дел на рынке мяса птицы. В связи с тем, что в мире произошло сокращение потребления мяса птицы по известным причинам, Соединенные Штаты Америки резко, в два раза, снизили цены, и начиная с апреля текущего года на российский рынок поступили крупные партии уже такого мяса.
Обращаю внимание, что американское мясо птицы занимает почти 40 процентов российского рынка. И этот факт, если не принять действенных мер, грозит реальному разорению отечественных птицефабрик. А птицеводство – это самая растущая, современная, высокотехнологичная отрасль российского животноводства.
Прошу Вас, Владимир Владимирович, включить в решение Совета поручение по изложенным выше проблемам.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо Вам. У меня такой вопрос. Мы уже несколько раз возвращаемся к вопросу о необходимости расширения филиальной сети банков, которые занимаются выдачей кредитов, и это востребовано. Но знаем в то же время: даже при самой доброй воле руководителей регионов, муниципалитетов это достаточно сложный процесс – выделение подходящих помещений и так далее, это требует денег дополнительных. Но есть такие у нас структуры, которые до 1917 года назывались обществами взаимного кредитования или взаимного кредита, сейчас есть кредитные кооперативы. Как Вы считаете, в состоянии ли Россельхозбанк, другие банки наладить с ними прямую работу, с тем чтобы быстрее расширить сеть структур, которые бы работали с населением по выдаче кредитов?
А.Гордеев: Владимир Владимирович, поставлена задача не просто наладить работу Россельхозбанка с действующими кредитными кооперативами в сельском хозяйстве. Банк, как ассоциированный член, должен создать более тысячи кооперативов в течение этих двух лет. И, естественно, это одна из важнейших инфраструктур в банковской сфере, которая непосредственно будет работать с человеком на земле, в сельском поселении. То есть это одно из приоритетных направлений нашей работы.
В.Путин: Хорошо, спасибо.