В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне бы хотелось сегодня обсудить ряд вопросов, связанных с модернизацией образования. Мы с вами год назад встречались, обсуждали много проблем. Поэтому прежде всего хотел бы вспомнить о том, о чем мы говорили, и сказать несколько слов о том, как реализуются те договоренности, которые были достигнуты в прошлый раз.
Мы в прошлом году обсуждали проблему выкупа земли под приватизированными предприятиями – но не только, но в том числе как одну из ключевых проблем. И сейчас можно говорить о некоторых результатах, об определенном движении вперед. Прежде всего полностью разделяю вашу точку зрения, что выкуп должен быть необременительным.
Знаю также о компромиссе, достигнутом в ходе взаимных консультаций, о том, что стоимость выкупа земли должна равняться 2,5 процента ее кадастровой стоимости. Я поддерживаю такой подход. И считаю, что этот порядок должен действовать во всех регионах. Знаю также о том, что для Москвы и Петербурга, известных своей городской и столичной спецификой, развитой инфраструктурой, сделано исключение.
Теперь к основной теме нашей встречи. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить вас за искреннюю заинтересованность в реализации приоритетных национальных проектов. Мы с вами прекрасно понимаем, что это не панацея для решения всех проблем, перед которыми стоит страна. Это – я много раз об этом говорил – только сигнал в нужном для всех нас направлении, для того чтобы сделать нашу страну более благополучной, развитие бизнеса в соответствии с этим – более устойчивым. Образование здесь, в череде наиболее приоритетных вопросов, конечно, занимает особое место.
Вы по собственному опыту знаете, что потребности предприятий в современных и квалифицированных специалистах не удовлетворяются. Я даже не хочу сказать: не полностью удовлетворяются – просто не удовлетворяются. Причем это одинаково чувствительный вопрос и для государственных предприятий, и для частного сектора.
И речь идет не только о выпускниках вузов. С каждым годом растет потребность в рабочих высокой квалификации, в мастерах производств, в специалистах среднего звена. Их в стране не хватает, и надо в сжатые сроки готовить их для самых разных сфер.
Поэтому нужно совместными усилиями помочь развитию учебных заведений начального и среднего профобразования. Тем более что сейчас уже немало предприятий, которые, выбрав соответствующие вузы или техникумы, заранее направляют на учебу молодых людей и оплачивают ее в расчете на их возвращение. Пока это, к сожалению, несистемные отношения, которые, прямо скажем, не меняют общей картины.
На прошлой неделе мы касались этой темы на заседании Государственного совета, в частности, говорили о необходимости создания объективного и востребованного нашим рынком заказа на специалистов. И вот Александр Николаевич [Шохин] там выступал, тоже говорил об этой проблеме.
Сегодня требуется участие бизнеса и в разработке профессиональных стандартов. Их могут полноценно сформулировать только сами участники рынка и затем предложить их соответствующим ведомствам, учебным заведениям для подготовки специалистов, отвечающих потребностям рынка. И вообще, конечно, представители бизнеса, и даже вы, конечно, те, кто здесь сегодня присутствует, ваши специалисты могли бы принять прямое участие в образовательном процессе, в том числе и в проведении определенных занятий, в принятии экзаменов. Вы знаете, что я регулярно встречаюсь с коллегами, которые здесь присутствуют, и с другими, я много раз слышал, что, как и было раньше, к сожалению, приходят люди, особенно в высокотехнологичные сферы производства, и практически все приходится начинать сначала. И, конечно, руководители предприятий, менеджеры и собственники заинтересованы в том, чтобы уже на ранней, средней, завершающей стадиях подготовки появлялись такие специалисты, которые без раскачки будут работать и приносить результат.
Кроме того, нужно поддержать институт попечительских советов наших высших учебных заведений. Он является важным фактором не только общественной, но и финансовой помощи вузам.
Теперь несколько слов об образовательных кредитах. Они являются важным инструментом повышения доступности высшего образования. Сейчас в Министерстве образования и науки завершается работа над нормативными актами по государственной поддержке такого кредитования. Пока оно будет проходить как эксперимент в нескольких вузах, и бизнес может принять в нем непосредственное участие. Кредиты будут выдаваться банками-агентами, список которых формируется на конкурсной основе.
Еще один вопрос, требующий нашего общего внимания, – это определение критериев, на основании которых должно оцениваться качество подготовки специалистов и формироваться сама номенклатура востребованных специальностей. Эти критерии государство и бизнес должны тоже вырабатывать совместно.
Необходимо ввести систему рейтинговых оценок деятельности вузов. Причем речь идет о развитии независимых рейтинговых агентств, чья информация должна быть доступной для общества, с тем чтобы не просто по факту происхождения вуз считался великим, а чтобы он сегодня отвечал требованиям времени и выдавал на-гора нужный результат. И он, этот результат, мог бы быть объективно оценен.
Мы понимаем, что нелегко спрогнозировать развитие рынка труда на длительную перспективу. Но у вас есть немало возможностей для проведения аналитической и экспертной работы, и в этом одинаково заинтересованы как государство, так и отечественный бизнес.
И, наконец, при вашем участии, при участии малого бизнеса можно быстрее и эффективнее обеспечить образовательные учреждения необходимой приборной и современной лабораторной базой.
Знаю также, что вы активно участвуете в создании в России бизнес-школ. У государства тоже предусмотрены средства на их создание, в том числе и в рамках национального проекта. Однако если вам здесь понадобится содействие в реализации тех программ, тех проектов, которые вы сами осуществляете и проводите, мы абсолютно открыты для совместной работы. Прошу вас обращаться в Администрацию Президента, в Правительство. Мы постараемся помочь. И, разумеется, как и на нашей предыдущей встрече, мы можем сегодня в ходе нашей дискуссии обсудить любые вопросы, которые вы считаете целесообразным, и поскольку мы не так уж и часто в таком формате встречаемся.