В.Путин: Добрый день, Алексей Васильевич! Пожалуйста.
А.Гордеев: Владимир Владимирович, я должен подчеркнуть, что есть прогноз известных аналитических центров в отношении мирового производства зерна в этом году. Ожидается существенное снижение производства пшеницы из‑за погодных условий. Кстати, это касается в том числе и наших соседних стран: погибли озимые и на Украине, и в Казахстане. И, конечно, в этих условиях проведение весеннего сева в России – это вопрос, я считаю, чрезвычайно важный. Надо провести его организованно и в технологические сроки и восполнить те потери озимых культур, которые есть из‑за экстремальных зимних холодов.
Я хотел бы поблагодарить, что было два таких конкретных жестких поручения, – и Правительство в прошлый четверг рассмотрело на своем заседании весь комплекс вопросов.
В частности, Вы уже знаете, решен вопрос стабилизации цен на дизтопливо в этот сезонный пик. И, второе, мы с Министром финансов согласовали и определились о порядке, источниках восполнения тех прямых ущербов, которые составили в сельском хозяйстве порядка семи миллиардов рублей. Рассчитываем решать эти вопросы в том числе и за счет федерального и региональных бюджетов, распределяя нагрузку пропорционально.
Сейчас идет работа, чтобы собрать акты, чтобы были соответствующие подтверждающие документы.
В.Путин: Сев идет?
А.Гордеев: Да, посевные у нас начались практически во всех регионах Юга. Идет подкормка с опережением: примерно на три дня мы опережаем темпы прошлого года. В общем‑то настрой нормальный, я думаю, что мы с этой задачей справимся. И вот те три миллиона гектар, которые мы потеряли, мы восполним за счет ярового сева.
В.Путин: Что еще?
А.Гордеев: Я бы хотел также обратить внимание: у нас в прошлом году, к сожалению, произошло сокращение производства мяса и молока. Реализация национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в текущем году уже дает результаты. В частности, за два месяца рост производства мяса составил более двух процентов, также есть рост производства молока – чуть менее одного процента. То есть все‑таки даже можно сказать, что мы еще не развернули систему поддержки, – с учетом того, что и нормативно-правовая база принималась, и только мы финансирование начали, но вот такая мобилизация власти – имея в виду внимание к отрасли – уже дает положительные результаты. И важно, что очень высок уровень деловой активности населения. Люди отреагировали, имею в виду личные подворья граждан, хотят брать кредиты при поддержке государства. Мы выезжаем в регионы, в частности в Мордовию, вместе с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Существенно разобрали этот вопрос, есть также согласие Минфина – посмотреть, как именно эту часть нацпроекта пошире развернуть и осуществить поддержку, чтобы, конечно, не останавливать кредитование, связанное с малым бизнесом.
В.Путин: То есть этот проект развивается?
А.Гордеев: Да. Что самое главное – отреагировали люди. Они позитивно это ощутили, и, как я уже сказал, такая хозяйственная деловая активность развивается.
В.Путин: После нашей встречи с Советом законодателей что происходит?
А.Гордеев: Основной вопрос стоял, если говорить о нашей сфере деятельности, связанный с тем, чтобы мы понизили ставку Россельхозбанка, и такое решение в тот же день состоялось.
В.Путин: На сколько?
А.Гордеев: С 16 процентов мы понизили до 14, а по особо социально значимым объектам – до 12 процентов. Также упростили процедуру предоставления залогов.
В.Путин: Там все социально значимое.
А.Гордеев: Владимир Владимирович, понятно. Но, я думаю, Вы согласитесь, здесь административно действовать тоже, наверное, не совсем правильно. Существует все‑таки рынок банковских услуг, и Россельхозбанк сегодня задает как раз более льготные условия. Пусть подтягивается и Сбербанк России, он у нас тоже крупнейший, и ряд других банков. И, кстати говоря, завтра Дмитрий Анатольевич в Правительстве проводит совещание, соберет банки, где такие установки будут даны.
В.Путин: Хорошо. А что касается сети филиалов?
А.Гордеев: Развиваем сеть. Поставили такую задачу. Банку всего пять лет. Помните, Вы лично принимали это решение в Оренбурге. Можно так сказать, подписали прямо в командировке это распоряжение создать банк. Мы, в общем‑то, создали во всех регионах филиалы. Этого сегодня недостаточно – мы шагнули в районы…
В.Путин: Если с пяти утра люди занимают там очередь, то это говорит о том, что надо расширять эту сеть.
А.Гордеев: Конечно. Поставлена задача, в этом году открыть 200–250 дополнительных офисов именно в районном уровне.
В.Путин: Губернаторы помогают?
А.Гордеев: Да, губернаторы почувствовали банк. Был первый-второй год, когда лимиты финансирования были небольшими, но сейчас все почувствовали банк и его признали именно как родной, как национальную кредитную финансовую систему для сельского хозяйства.
В.Путин: Есть у них проект расширения сети?
А.Гордеев: Да, есть. Я являюсь председателем наблюдательного совета, контролируем.
В.Путин: Есть у них конкретный проект расширения?
А.Гордеев: Конечно, конечно, есть у нас конкретный проект расширения.
В.Путин: Что происходит в сфере охраны морских биоресурсов?
А.Гордеев: В отношении охраны морских биоресурсов, Вы знаете, здесь у нас полномочия делятся. То, что касается моря, – это функция пограничной службы. Мы занимаемся внутренними водоемами. Сейчас мы усилили международную составляющую, имею в виду, переговоры с участием МИДа и ФСБ России. Так как, надо сказать честно, мы здесь за последние годы сильно сдали в переговорном процессе с нашими коллегами – я имею в виду Норвегию, Японию, Корею, целый ряд других стран. И, конечно, надо восстановить общую систему контроля информации, чтобы мы могли иметь прозрачную картину как у себя, так и в их водах. Здесь есть проблемы. Сейчас мы активно ведем переговоры, принято решение ввести должность заместителя Министра по рыбному сектору, специально чтобы он вел это направление, в том числе и международное.