В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы рассматриваем вопросы, связанные с развитием отечественного образования.
Мы хорошо знаем, уровень образования – это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса. Отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности государства, на национальных перспективах.
В последние годы мы последовательно и предметно стали заниматься развитием отечественного образования. На его подъем были направлены немалые для России ресурсы. Так, за пять последних лет расходы федерального бюджета возросли почти в пять раз, консолидированного – в три раза. Речь не о процентах, а увеличение в разы. Причем существенный рост ассигнований отмечен именно в региональных и муниципальных бюджетах.
Несмотря на это, коренной модернизации отрасли пока не произошло. Чтобы подтолкнуть преобразования и добиться содержательных изменений, мы в том числе начали реализацию национального проекта «Образование». В регионы пошли дополнительные средства на поддержку учителей и талантливой молодежи, на техническое перевооружение и внедрение информационных технологий.
Хотел бы выразить сегодня признательность российским регионам, вам, уважаемые коллеги, за активное подключение к реализации проекта и, разумеется, за ваши собственные, региональные, дополнительные инициативы и средства.
Повторю еще раз приоритетные задачи в этой сфере.
Прежде всего, образование должно быть доступным для наших граждан, а его качество – соответствовать лучшим отечественным и международным образцам, это абсолютная база.
Нужны и принципиально новые оценки качества образования, причем с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда.
Во‑вторых, в образовании должны, наконец, появиться новые управленческие технологии и финансовые механизмы.
Регионы и само образовательное сообщество вполне в состоянии сегодня, могут внедрять более активно и смелее нормативно-подушевое финансирование. Деньги должны идти прежде всего на обучение конкретного человека: ученика, студента, ведь в образовании важен конечный результат, а не безликая отчетность за работу учреждения.
Правительству следует выделить необходимые средства для оказания содействия органам власти субъектов Федерации в разработке и внедрении в школах такой системы финансирования. Она призвана повысить эффективность расходования бюджетных средств, укрепить качество образования, охрану здоровья детей и воспитательную работу.
Прошу вас, уважаемые коллеги, – знаю, что в некоторых регионах такая работа уже проводится, проводится успешно, многие готовы к ней приступить, хотят этого, – прошу Правительство поддержать деньгами, финансами, предусмотреть их уже в этом году.
В‑третьих, система образования действительно должна быть ответственна за результаты воспитательной работы, за воспитание личности. Разумеется, здесь крайне важна позиция родителей и гражданского общества. Но педагоги, которые так много времени проводят на самой близкой дистанции с учащимися, должны быть прямо заинтересованы в успехе воспитательной работы.
И вы знаете, национальным проектом «Образование» ставилась задача побудить педагогов к воспитательной работе. Учитель, получающий достойное содержание, сможет уделять этой работе больше времени и сил, а не просто гнаться за часами учебной нагрузки.
Повторю, мы должны подтолкнуть образовательную сферу к переходу на принципы работы, адекватные времени. От того, чему и как мы учим сегодня, в значительной степени зависит то, как будем жить завтра.
Современное образование нуждается и в современных педагогических кадрах. Квалифицированные педагоги – это реальная сила качественного обновления наших вузов и школ.
В образование должны прийти подготовленные люди, подготовленная молодежь. Она должна принести за собой новые и передовые методики, подходы, вузовскую науку. В этой связи считаю оправданной специальную поддержку инновационных программ развития ряда университетов и вузов.
В стране должны быть образовательные центры, которые служат эталоном совершенствования отечественной высшей школы и развития науки. Надеюсь, что выделяемые в рамках проекта немалые средства, направляемые на инновационную деятельность в вузах, сыграют свою роль. Думаю и рассчитываю на то, что Министерство образования и науки самым лучшим образом подготовится для того, чтобы выбрать те вузы, которые действительно проводят инновационную деятельность и заслуживают поддержки государства.
Несколько слов о начальном и среднем профессиональном образовании. Подготовка в лицеях или техникумах сегодня фактически стала промежуточным звеном перед поступлением в вуз. Порой теряется сам смысл образования в этом звене, а ведь его главное предназначение – воспроизводство квалифицированных кадров среднего звена, кадров, столь востребованных нашей промышленностью, АПК и сферой услуг.
Сегодня нужно проанализировать содержание и саму направленность программ среднего профобразования, сориентировать их на запросы отечественного предпринимательства и конкретных сегментов рынка труда, при этом учесть потребность разных территорий в специалистах. Здесь Федерации надо поработать вместе с регионами, это еще одна сфера совместного приложения усилий.
Нужно также продолжить передачу учреждений начального и среднего профобразования на уровень регионов. Там, где это произошло, уже была отмечена реальная практическая отдача.
Уважаемые коллеги!
Наша страна все активнее участвует в международных образовательных процессах. Однако интеграция образовательных рынков невозможна без обеспечения доступа людей к глобальным системам и источникам информации, без совместимости образовательных стандартов.
Россия как страна-председатель «восьмерки» в этом году предложила рассмотреть на саммите системные вопросы образования. В конечном итоге, качественное образование работает на интересы мирового хозяйства, а его интеграция способствует сближению национальных культур, сказывается на взаимопонимании народов и государств, на укреплении международной стабильности.
Наконец, в интересах самого российского образования – наращивать экспорт наших образовательных услуг, ведь подготовка кадров для других стран открывает дорогу к новым рынкам для нас самих, а обмен опытом стимулирует совместный поиск новых технологий и инвестиций. Вот почему нужно открывать зарубежные филиалы российских образовательных учреждений, расширять доступ в российские вузы для иностранных студентов и преподавателей, а для поступающих в наши вузы из стран СНГ – максимально снять сохраняющиеся ограничения. Прошу Правительство особо обратить на это внимание. Это самые близкие к нам партнеры, к тому же носители схожих традиций в образовании.
В заключение еще раз подчеркну: Россия, обладая серьезными конкурентными преимуществами в образовании, обязана сегодня их с выгодой использовать. Здесь мы должны четко работать на всех уровнях власти, в тесном партнерстве с обществом.
Благодарю вас за внимание.