В.Путин: Добрый вечер, Вячеслав Михайлович!
Поговорим о результатах прошлого года. Знаю, Вас тоже беспокоит рост рецидивной преступности. Хотелось бы выслушать Ваше мнение о причинах этого и о наших совместных шагах в этом направлении, а именно в направлении исправления ситуации.
В.Лебедев: Владимир Владимирович, истекший год по‑прежнему характеризуется увеличением динамики поступления дел в суды. Это связано со всеми категориями: гражданские, административные, уголовные. Достаточно сказать, что в истекшем году зарегистрировано 7 миллионов 620 тысяч только гражданских дел, 4 миллиона 260 тысяч дел об административных правонарушениях, в отношении 1 миллиона 250 тысяч лиц рассмотрены уголовные дела.
Если остановиться на рассмотрении уголовных дел, то здесь действительно, Вы абсолютно верно заметили, наблюдается рост рецидивной преступности. В истекшем году по судебным делам он составил 14 процентов, а если говорить в целом: рецидив в уголовных преступлениях составляет 24 процента. Практически каждый четвертый – это в прошлом судимый. Здесь очень настораживающая статистика: 26 процентов из числа рецидива – это лица в прошлом освобожденные условно или условно-досрочно из мест лишения свободы, а 32 процента совершили новые преступления в период отбывания условного наказания. Наверное, с нашей точки зрения, сейчас необходимо принять комплекс мер, во‑первых, по надзору за лицами, которые условно осуждены или условно-досрочно освобождены; за лицами, которые оказались в сфере юстиции в связи с совершением преступлений. Речь идет не только о надзоре за их деятельностью (безусловно, это не нарушает их конституционных прав), но речь идет о социальной адаптации этих людей. Потому что 67 процентов из тех лиц, которые были условно и условно-досрочно освобождены, не имели постоянного источника заработка и постоянного места работы. Это одна из таких очень серьезных причин, которая способствует совершению уголовно-наказуемых деяний, и здесь, наверное, надо вместе поддержать предложения о создании на федеральном уровне закона о социальной адаптации лиц, которые оказались в такой ситуации. Либо это связано с их досрочным освобождением, либо в период условного осуждения, но, безусловно, не только контроль, но и помощь им необходимы.
Что касается деятельности Верховного Суда по разъяснению судебной практики, то в истекшем году она также проходила достаточно активно. В ближайшее время мы рассмотрим на пленуме Верховного Суда вопросы, связанные с рассмотрением дел в порядке надзора о практике назначения наказаний, потому что концепция назначения наказаний совершенно новая, и суды очень нуждаются в таком разъяснении.
Я бы хотел сказать еще несколько слов о практике рассмотрения дел с участием суда присяжных заседателей. Состоялся пленум Верховного Суда, в конце прошлого года мы приняли очень важное и интересное постановление. Здесь я бы обратил внимание на то, что к формированию списков присяжных заседателей в субъектах Федерации надо относиться все‑таки более внимательно. То есть и к составлению списков тех, кто имеет право быть присяжным заседателем. Потому что некоторые приговоры отменялись именно в связи с тем, что неправильно было сформировано жюри из тех лиц, кому было нельзя находиться в составе присяжных заседателей. Может быть, решить таким образом этот вопрос: на уровне субъектов Федерации создать комиссии по работе с присяжными заседателями. Это предложение высказывал, Вы знаете, Лукин Владимир Петрович [Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации]. Я думаю, что оно очень конструктивно. Это позволило бы правильно формировать списки присяжных заседателей, обновлять их.
И еще одно очень важное обстоятельство, на котором нам нужно сконцентрировать все внимание: чтобы присяжные заседатели были ограждены от влияния при рассмотрении конкретного дела, чтобы они занимались только рассмотрением дела и были ограничены сферой только судопроизводства по рассмотрению этого дела. Есть механизмы, есть практика. Они должны быть обеспечены специальными помещениями не только для работы, но и для отдыха. И их надо максимально отгородить от влияния лиц, которые прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела. Вот это тоже очень важная задача, как решить ее, мы знаем, в большей мере, чтобы было как можно меньше потерь, изъянов. Мы над этим сейчас также работаем.
Что касается законотворческой деятельности Верховного Суда, мы сейчас заканчиваем работу над проектом федерального закона о праве граждан и юридических лиц на информацию о судебной деятельности в Российской Федерации. Очень важно, чтобы законодательно, легитимно закрепить право общества, право граждан на гласность, публичность и прозрачность деятельности суда.