В.Путин: С начала 90-х годов мы говорили о том, что Петербург, Ленинградская область, весь северо-запад России должны использовать свое конкурентное преимущество, свои естественные преимущества, связанные в том числе и с географическим положением.
С начала 90-х годов мы говорили практически о всех проектах, которые сегодня обсуждаем с точки зрения их практической реализации. Мы тогда об этом только мечтали. Сегодня мы можем сказать, что мы развернули масштабную работу, по‑настоящему большую работу, по развитию транспортной структуры всего северо-запада России.
Действительно, три года назад мы запустили порт Приморский, сейчас – первая фактически очередь запускается – это угольный терминал здесь, в Усть-Луге.
Усть-лужский порт для нас крайне важен. Это один из самых крупных инфраструктурных проектов России последних десятилетий. В этом году, где‑то около пяти – четыре с половиной – миллиона тонн оборота ожидается. Важно реализовать все, что задумано, а мы обязательно это должны сделать: это и генеральные грузы, это обязательно контейнерный терминал нужно построить. Работы фактически начались.
Нужно обязательно сделать паромную переправу, которая соединит Петербург с Калининградом и с портами Германии. Нужно построить ряд других терминалов – зерновой и перегонки нефти и нефтепродуктов.
Вот если мы все это сделаем, то действительно сможем выйти к следующему году на десять миллионов, а к 2010 году – где‑то на 32–35 миллионов тонн перевалки грузов. Это уже серьезная инфраструктурная задача, серьезный инфраструктурный проект европейского масштаба.
Мы развиваем нашу инфраструктуру. Но отмечу, что и сегодня примерно одна треть грузов уходят в порты наших конкурентов, наших соседей, в страны Балтии и в Финляндию. Мы не будем силой загонять перевозчиков сюда, на нашу территорию. Но для того, чтобы перевозчики сюда пришли, нужно изначально стремиться к такому результату, который будет достигнут в работе по угольному терминалу.
Это касается высокого технологического, технического оснащения всей инфраструктуры, которая создается на Балтике. Это касается развития транспортных инфраструктурных сопутствующих проектов, связанных со строительством шоссейных и железных дорог. Это, конечно, связано с повышением уровня и улучшением администрирования. Без этого невозможно будет привлечь сюда перевозчиков грузов. И именно по этому пути мы будем идти. Не по пути административных принуждений перевозчиков, а по пути создания лучших условий для работы, более конкурентоспособных условий. Мы в состоянии это сделать, и мы обязательно это сделаем.
И еще один вопрос, на который я бы хотел обратить внимание. Сегодня здесь в ходе обсуждения эта тема уже звучала. Но все‑таки хочу сказать о ней отдельно. Это экология. От восьми до десяти процентов, как мне сказали, денежных средств, выделяемых на проект, уходит на решение проблемы экологии. Так и нужно продолжать в будущем. Думаю, что проект в Усть-Луге – один из хороших, ярких примеров эффективного сотрудничества государства и представителей частного капитала. Я обращаю внимание представителей фирм на то, что государство во многом пошло навстречу пожеланиям нашего бизнеса. Во многом. Поэтому считаю вправе обратиться как к федеральным структурам, региональным структурам, так и к представителям российского бизнеса.
Нужно строго следить за намеченными объемами финансирования, вовремя их предоставлять и также кооперативно работать, как и работали до сих пор. Хочу также дополнительно обратиться к коллегам из федеральных органов власти и к региональным. Конечно же, мы должны работать по закону, по правилам в соответствии с имеющимися нормативами, нормами. Но мы с вами хорошо знаем, что есть такая форма забастовки и саботажа, которая так и называется – работать по правилам. И я вас прошу иметь в виду это обстоятельство, проявлять гибкость при решении важнейших и крупных проектов, в которых так нуждается наша страна. Проявлять гибкость, конечно, в рамках действующего законодательства. Но не цепляться за мелочи, не выжимать из бизнеса лишние полтора-два миллиона, которые в конечном итоге ни региону, ни стране ничего не дадут, а наоборот – помочь бизнесу здесь развиваться, вовремя предоставлять необходимые возможности для развития, в том числе и территории. Имею в виду, что при реализации проектов мы все выиграем. И регион, и страна. Я хочу поблагодарить тех, кто довел результаты проекта до сегодняшнего уровня. И хочу пожелать вам успехов.