В.Якунин: В соответствии с тем указанием, которое было сформулировано в решении Правительства по инвестиционной программе, по финансовому плану компании, а также теми замечаниями, которые были высказаны главой государства, нами была проведена соответствующая работа. Если говорить кратко, мы полностью выполнили план 2005 года 29 декабря. Причем это не формальное подведение итогов, поскольку у нас все учитывается. Это действительно 29 декабря было проведено. Мы осуществили грузоперевозки в размере 2 триллионов 38 миллиардов тонно-километров. Мы осуществили самую большую погрузку, дневную погрузку в объеме 3 миллиона 890 тысяч тонн в день. Мы перевезли 1 миллиард 318 миллионов пассажиров. Полностью выполнили все задания, связанные с обеспечением выполнения закона о монетизации льгот. Никаких замечаний по этому поводу не поступило.
В.Путин: Я вижу, здесь снижена транспортная составляющая в цене продукции промышленности России.
В.Якунин: Да, Владимир Владимирович, в 2002 году индексация тарифов давала приблизительно один процент инфляции в стране. В 2005 году это влияние составило 0,65 процента. То есть это реальное снижение транспортной составляющей в цене товара, по сути дела. Как вы знаете, на протяжении всех этих лет индексация тарифов у нас меньше, чем спланированная и реальная инфляция в стране. В частности, если в этом году у нас по расчетам инфляция составила 10,9 процента, то общий уровень роста тарифов составил 7,8 процента.
В.Путин: За счет снижения издержек?
В.Якунин: За счет снижения издержек, за счет повышения эффективности работы транспортного комплекса. Мы внедряем новые технологии. Вы помните, что в Щербинке мы показали два новых, принципиально новых, локомотива. Мне радостно вам сообщить, что в январе мы представим общественности первый российский пассажирский локомотив. Он будет введен в промышленную эксплуатацию, по всей видимости, с января.
Нами проводилась комплексная работа по развитию сотрудничества с промышленностью. И эти локомотивы – это только часть той работы, которая проводится. Перед нами стоит задача решительного снижения износа основных средств. Потому что если 15 лет тому назад этот износ составлял 52 процента, то, к сожалению, в прошлом году он уже составлял 68 процентов. В соответствии со стратегической программой, которую мы для себя приняли, мы планируем к 2010 году износ опять‑таки опустить до уровня, не превышающего 56 процентов. Это та задача, которая в принципе нам по плечу. Я надеюсь, что мы с ней справимся. Большая проблема перед нами, конечно, стоит – это реформирование пассажирского комплекса. Мы сделали соответствующие выводы из Вашего замечания, из поручений, которые нам были даны по линии Правительства. Мной подписаны все распоряжения по формированию федеральной пассажирской дирекции. Она уже начинает работать. Это нам необходимо для того, чтобы четко определить, какие расходы и доходы мы получаем в пассажирском комплексе.
В.Путин: Вы знаете мою позицию – и она совпадает с Вашей, насколько мне известно, – мы ни в коем случае не должны допустить никаких проблем в связи с теми реорганизациями, которые вы собираетесь проводить. И прежде чем перейти к разделению, нужно все просчитать, так чтобы пассажирские перевозки у нас не пострадали ни в коем случае.
В.Якунин: Владимир Владимирович, мы именно в этом направлении ведем свою работу. И мы были также последовательными сторонниками того, что нельзя перекладывать на пассажиров весь объем тех расходов, который связан с обеспечением транспортной независимости граждан России. Я хочу Вам доложить, что, по сегодняшним оценкам, перекрестное субсидирование у нас составляет 60 миллиардов рублей. Имею в виду и дальние перевозки, и пригородные перевозки.
В.Путин: Вот эти деньги должны быть изысканы из бюджета, а не из кармана граждан.
В.Якунин: Я всецело поддерживаю такую позицию. Более того, я хочу вам сказать, что из такого объема основных средств и из‑за вот этого перекрестного субсидирования рентабельность компании является наименьшей среди всех компаний-монополистов – 1,5 процента.
В.Путин: Как осуществляется международное сотрудничество?
В.Якунин: В области международного сотрудничества мы тоже предприняли очень серьезные шаги для обеспечения гармонизации наших взаимоотношений с западными железными дорогами, поскольку, Вы знаете, в рамках ЕС проводится работа по объединению всей транспортной системы. Посчитали, что нам необходимо договариваться о гармонизации транспортного права, о гармонизации стандартов. И такая позиция нашла поддержку у наших западных коллег. Помимо этого мы провели достаточно серьезную работу, получили поддержку со стороны железнодорожных администраций стран СНГ. Первое заседание Совета по железнодорожному транспорту, в котором я по должности являюсь председателем, прошло в Ашхабаде на очень неплохом уровне, по оценкам наших коллег. Достигнуты договоренности, закрепленные впоследствии на государственном уровне, о возможности открытия сквозного движения через Абхазию. Эта работа у нас получила продолжение. 19 января мы встречаемся с руководителями Грузинских железных дорог, Армянских железных дорог, пока предварительно, для того чтобы еще раз этот вопрос рассмотреть. И, безусловно, мы сразу же проинформируем наших абхазских коллег о тех предложениях, которые будут сформулированы, для того чтобы уже на четырехсторонней основе заняться формированием бизнес-структуры, которая может взять на себя эту работу.
В.Путин: Нужно, чтобы и Грузия, и Армения, и, конечно, российские участники проекта как можно быстрее почувствовали отдачу от восстановления этой железной дороги.
В.Якунин: Вы знаете, что там есть участок, который практически полностью разобран. Более того, там есть минные поля. По всей видимости, здесь все‑таки придется обращаться к специалистам. Я Вам обещаю, что со стороны железнодорожников никаких задержек в реализации этого проекта, конечно, не будет.
В.Путин: МЧС вам поможет.
В.Якунин: Спасибо большое.
В.Путин: Вы знаете, я вчера встречался с канцлером Федеративной Республики Германии. И у нее возникли некоторые вопросы по реализации прежних договоренностей по сотрудничеству с немецкими партнерами. Как у вас здесь развивается?
В.Якунин: Мы недавно договорились с господином Медорном, который является руководителем Немецких железных дорог, о том, что рассмотрим проект создания совместной логистической компании. В этой области немецкие железные дороги намного превосходят нас. Я думаю, что мы получим надлежащий опыт. Мы провели очень серьезные переговоры с компанией «Сименс». Эти переговоры были направлены на оптимизацию тех договоренностей, которые были закреплены в свое время, когда в Вашем присутствии было подписано соответствующее соглашение. Нам удалось полностью устранить имеющееся недопонимание в этом вопросе.
В.Путин: Было недопонимание?
В.Якунин: Между нами и «Сименсом». Не между руководителями, а между нами и «Сименсом» было недопонимание, которое было связано с тем, что РЖД в отличие от многих западноевропейских железных дорог пока еще не подготовлены к массовому внедрению скоростного движения. Это связано с протяженностью сети. Это связано с особыми климатическими условиями. Поэтому, рассмотрев все эти аспекты, мы подписали протокол с «Сименсом», полностью удовлетворяющий немецких коллег и полностью удовлетворяющий нас. Нам удалось существенно снизить стоимость одного поезда в том исполнении, о котором мы договорились. И мы договорились также о том, что сотрудничество в области производства подвижного состава не является единственной темой сотрудничества между РЖД и Сименсом. Поэтому мне представляется, что на сегодняшний момент каких‑то омрачающих взаимоотношений РЖД с немецкими партнерами обстоятельств не существует.
В.Путин: Ну, давайте вернемся в Россию: последнее совещание в Якутске.
В.Якунин: По результатам совещания на следующий же день мы договорились с Президентом Саха (Якутии), что мы должны еще дополнительно вместе с соответствующими органами исполнительной власти подумать о том, каким образом реализовывается Эльгинский проект. Я имею в виду нашу часть: это строительство железной дороги, наши акции и так далее, развитие этого месторождения. Мною проведены консультации с рядом промышленных компаний, которые выразили заинтересованность в покупке того пакета, который мы предложили. Это пакет акций плюс недострой с участком железной дороги АО «РЖД» по достройке недостроенной железной дороги.
Помимо этого мною был сделан доклад Министру транспорта относительно результатов этих переговоров. В настоящий момент мы серьезно работаем над продлением – вернее так, над ускорением создания железнодорожной линии, связывающей Беркакит–Томмот с Якутском. Мы сделали вывод о том, что мы можем достроить этот участок на год раньше, чем те планы, которые у нас существуют. Это реально, Владимир Владимирович. То, что касается мостового перехода, это, конечно, самостоятельная тема. И здесь инициатива принадлежит сегодня нашему профильному министерству – министерству транспорта.
В.Путин: Заканчивается работа по строительству еще одного порта на Балтике. Вы непосредственно этим занимались. В каком состоянии там работа идет в данный момент?
В.Якунин: В субботу лично проверил состояние работ по обеспечению железнодорожных подходов к порту, а также посмотрел, как работает вновь созданная вторая очередь угольного терминала. Честно вам скажу, получил удовольствие, Владимир Владимирович. Мне приятно говорить о том, что угольщики выполнили свои обязательства. Потому что иногда получается, что мы‑то железнодорожную инфраструктуру сделали, а потребители нет. Это выброшенные деньги или замороженные, по крайней мере. Здесь получилось так, что мы одновременно подвели железнодорожный подход, а угольщики завершили монтирование всего комплекса машинного. Это, по оценке специалистов, лучший не только в России, в Европе, но, может быть, один из лучших в мире угольных терминалов. Там установлена принципиально новая система трансбордера, которой нет в России вообще.
В.Путин: Я поздравляю вас и кузбасских шахтеров с этой работой, с результатом и завершением этой работы.
В.Якунин: Спасибо большое.