В.Путин: Уважаемые коллеги!
У нас заключительная встреча – совещание Совета Безопасности в уходящем 2005 году. В целом мы можем быть довольны результатами нашей работы. Я вас всех хочу поблагодарить за совместную работу в 2005-м.
Правда, мы не решили всех задач, которые стояли перед страной. И в сфере экономики – мы совсем недавно обсуждали эти проблемы с Председателем Правительства – мы, к сожалению, не смогли выйти на запланированные в этом году параметры: вместо 8,5 процентов инфляции у нас будет 11. Нам не удалось справиться с ростом и укреплением национальной валюты, имея в виду, что это в известной степени ставит в сложное положение отечественных производителей: растет импорт.
Но в целом, хочу подчеркнуть, все‑таки результаты деятельности Правительства в экономической области считаю положительными. Рост валового внутреннего продукта страны выше, чем запланировано: вместо 5,9 процента он у нас будет 6,4. Думаю, что после дополнительных подсчетов в начале следующего года можно даже немножко подрасти. Растут реальные доходы граждан Российской Федерации, снижается безработица, растут инвестиции в основной капитал. Все это абсолютно позитивные тенденции, и их необходимо сохранить.
Продолжается модернизация Вооруженных Сил. Это касается и укомплектования, растет количество контрактников, призываемых на службу в Вооруженные Силы. Идет переоснащение, разработка и испытание новых систем вооружения. Причем, что особенно приятно, значительное внимание в этом году было уделено высокоточному, высокотехнологичному оружию стратегического характера. Это хороший, серьезный результат для обеспечения безопасности нашего государства на длительную перспективу. Улучшается выучка в Вооруженных Силах, в армии и на флоте. Проведено большое количество учений, в том числе и с нашими иностранными партнерами. Все они прошли на высоком организационном уровне и с хорошими результатами.
Решались социальные вопросы. Вместе с тем социальные проблемы в армии и на флоте, вообще во всей вооруженной составляющей, силовой составляющей – одна из основных проблем, которые нужно решать. С завтрашнего дня будет повышено денежное довольствие военнослужащих и военных пенсионеров на 15 процентов. Самой острой проблемой остается жилищная проблема. Я прошу Правительство Российской Федерации безусловно исполнить мое поручение по выделению дополнительных средств в объеме 15 миллиардов рублей для жилищного вопроса военнослужащих.
Специальные службы и правоохранительные органы улучшали свою работу в 2005 году, но проблем еще очень-очень много. Меня радует улучшение слаженности, взаимодействия между различными силовыми структурами и растущие возможности получать упреждающую информацию.
Хочу обратить внимание на необходимость совершенствования деятельности Министерства внутренних дел, которое в полном смысле этого слова должно обеспечивать интересы граждан, причем в текущей жизни, с тем чтобы доверие граждан страны к органам Министерства внутренних дел, к милиции росло. Здесь очень много еще нужно сделать, очень много. Надеюсь, мы все понимаем, насколько велики еще угрозы для Российской Федерации и со стороны организованной преступности, со стороны террористов, со стороны криминала в самом широком смысле этого слова. Надеюсь на позитивные тенденции в правоохранительной сфере и в 2006 году.
Наконец, Министерство иностранных дел обеспечивало наши интересы на внешней арене, на международной арене – делало это достаточно профессионально, выстраивая партнерские отношения со всеми государствами мира. Хочу поблагодарить Вас и всех ваших коллег. Надеюсь на то, что такой же темп будет сохранен и в 2006-м.
И поскольку мы вышли сейчас на наши взаимоотношения с иностранными партнерами, то в этой связи не могу не обратиться к теме, которая сейчас всех нас волнует: наши взаимоотношения в энергетической сфере с нашим ближайшим партнером и ближайшим соседом, с Украиной.
Я специально пригласил на сегодняшнюю встречу председателя правления «Газпрома» Алексея Борисовича Миллера. Прошу Вас доложить о том, как идет переговорный процесс. Сегодня Президент Украины звонил мне, мы с ним эту тему обсуждали. Естественно, он обеспокоен ситуацией. Я знаю, что переговоры продолжаются. Прошу Вас доложить нам о том, как идет эта работа.
А.Миллер: Вчера в одностороннем порядке украинская сторона прервала переговоры с «Газпромом» и улетела в Киев.
В.Путин: И что?
А.Миллер: И улетела в Киев. Последнее предложение, которое было сделано украинской стороной, – это продолжить поставки российского газа по нерыночной цене в 50 долларов за тысячу кубометров. При этом с территории Украины осуществляется реэкспорт российского газа по рыночным европейским ценам.
Все действия украинской стороны в последнее время говорят о том, что, по‑видимому, Украина стремится искусственно создать проблемы для европейских потребителей газа и таким образом улучшить свои переговорные позиции с «Газпромом». В условиях, когда не заключен контракт на закупку газа Украиной, когда Украина до сих пор не назвала объемы газа, которые она хочет купить в 2006 году, нет никаких оснований осуществлять поставки газа для потребителей Украины с территории Российской Федерации с 1 января 2006 года.
В.Путин: Украинские партнеры просят сделать паузу в переговорном процессе на десять дней. И после этого вернуться к дискуссии по газовой проблематике. Как Вы к этому относитесь?
А.Миллер: После Ваших переговоров с Президентом Украины в марте этого года украинская сторона уклонилась от переговоров. И такое предложение – это продолжение такой линии. И такая отсрочка не даст никакого результата.
В.Путин: Михаил Ефимович, я поручал Правительству проработать возможность предоставления украинским партнерам необходимых кредитных ресурсов, с тем чтобы помочь Украине мягко перейти в рыночные отношения по газу с Россией, да и вообще помочь украинской экономике мягко войти в рынок.
М.Фрадков: Владимир Владимирович, такое поручение исполняется. Сейчас правительственные структуры детально работают над тем, чтобы изыскать дополнительные финансовые возможности и предложить приемлемые условия кредитования. Мы хотим это сделать прозрачно, с обеспечением надлежащих гарантий, чтобы вовремя помочь нашим украинским партнерам и обеспечить возвратность предоставленных кредитов. Мы реально оцениваем ситуацию. И, конечно, это было бы одно из решений вопроса. Потому что нужно просто помочь нашим коллегам с оплатой газа по новым рыночным ценам. Мы понимаем, что это сделать не так просто, потому что и деньги немалые. И сразу сложно, наверное, поднять цены на внутреннем рынке. Мы все это понимаем. И полагаем, что Ваше предложение по кредитованию – это выход, один из выходов, по крайней мере, из положения. И это бы существенно облегчило, разрядило бы обстановку и дало бы возможность действительно плавно перейти во времени на рыночные, здоровые, открытые, прозрачные отношения. Мы это готовы сделать.
В.Путин: Не является ли наше предложение обременительным для украинских финансов?
М.Фрадков: Оно не менее обременительно для наших финансов. Потому что эта сумма вообще существенная. Когда мы говорим о том, чтобы такую возможность найти, мы исходим из того, что это дополнительные существенные ресурсы, которые тоже надо еще предусматривать и в нашем бюджете, если речь пойдет о межбюджетных отношениях. А если для украинцев это будет с точки зрения финансовых отношений бюджетным обременением – есть схемы, которые позволяют эти кредитные ресурсы реализовать под гарантии высококлассных банков третьих стран.
Я думаю, что в решении такого важного вопроса наши западные коллеги не останутся в стороне. Я надеюсь на их понимание и посильное участие – или в гарантиях, или в финансовых вложениях и в инвестициях.
В.Путин: Понятно. Как Правительство относится к позиции «Газпрома»?
М.Фрадков: Мне кажется, позиция «Газпрома» – последовательная. Она возникла, как говорят, не на пустом месте. На нашей памяти уже скоро год, как эти переговоры начались. К сожалению, мы отмечаем, что наши попытки их выстроить в конструктивном ключе до сегодняшнего дня не увенчались успехом. И в этом смысле я просил бы своих коллег из украинского правительства еще раз повнимательнее посмотреть на отношения, которые складываются на уровне корпораций, и сказать свое резкое слово. Мы такие возможности со своей стороны предоставляем и рассчитываем на адекватную реакцию.
В.Путин: Я Вас правильно понял, что Правительство поддерживает позицию «Газпрома»?
М.Фрадков: Да. Мы позицию «Газпрома» поддерживаем. Я думаю, что она отвечает национальным интересам России и дает возможность совместить наши интересы с интересами украинских партнеров.
В.Путин: Я вижу достаточно жесткую позицию и Правительства Российской Федерации, и жесткую позицию акционерного общества «Газпром». Хочу вместе с тем обратить ваше внимание на то, что Украина – это не абстрактное начальство Украины, Украина – это не нефтегазовые «бароны», которые в любом случае всегда обеспечат свои интересы – или корпоративные, или личные. Украина – это, прежде всего, братский нам украинский народ. И мы должны подумать о всей совокупности отношений России и Украины.
Поэтому поручаю Правительству Российской Федерации и акционерному обществу «Газпром» обеспечить в первом квартале 2006 года поставки газа на Украину по условиям и ценам 2005 года при условии подписания украинскими партнерами до конца текущего дня контракта, предложенного «Газпромом», с переходом на рыночные цены со второго квартала 2006 года. В случае отсутствия ясного ответа будем считать, что наше предложение отклонено.