В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Открывая сегодняшнюю нашу встречу, хочу прежде всего остановиться на предварительных результатах военно-технического сотрудничества в уходящем, 2005 году.
Уже сейчас очевидно, что удалось сохранить устойчивую положительную динамику. Уже третий год объем российского экспорта военной продукции составляет более пяти миллиардов долларов.
Мы начали в 2001 году, было 3 миллиарда 700 миллионов. Сегодня, в 2005 году, фиксируем планку в 5 миллиардов 300 миллионов долларов. Чуть-чуть меньше, чем в прошлом году, но в принципе на уровне.
Это следствие последовательной и системной работы предприятий и федеральных органов власти. Хочу поблагодарить всех участников военно-технического сотрудничества за добросовестное отношение к делу. Хочу выразить надежду, что и впредь мы с вами будем добиваться не менее значимых результатов.
В сегодняшней повестке вопросы, прямо связанные с деятельностью нашего военного комплекса, российского ОПК, вопросы дальнейшего укрепления экспортного потенциала.
По своему значению и объему мировой рынок вооружений сопоставим с такими сегментами глобальной экономики, как энергетика или продовольствие. Конкуренция здесь чрезвычайно высока, и мы с вами знаем самые свежие примеры этой конкуренции. То, что происходит с нашими возможными контрактами на поставку авиационной техники в некоторые страны Юго-Восточной Азии, переходит границы нормальной, естественной, рыночной конкуренции. Но таковы реалии сегодняшнего дня. Отсюда и сложность задачи укрепления позиций, занятия новых перспективных ниш этого рынка. Поэтому очевидна необходимость постоянной корректировки государственной политики в сфере ВТС, адаптация ее к изменению обстановки. В этой связи мы сегодня обсудим системные меры господдержки отечественных экспортеров военной техники.
Сегодня далеко не все производители способны самостоятельно решить задачи повышения качества продукции и жесткого соблюдения сроков исполнения контрактов. Кроме того, именно на государственных гарантиях выполнения крупных проектов часто настаивают и наши заказчики. Здесь прежде всего следует определить эффективные инструменты финансовой поддержки. Полагаю, что Правительству можно было бы подумать над кредитованием предприятий в рамках имеющихся контрактных обязательств.
Наш ОПК также активно ставит вопрос о поддержке бюджетными средствами части процентных ставок по экспортным кредитам. Не говорю, что Правительство должно или обязано решить эти вопросы, но прошу вас подумать над этим, особенно применительно к конкретным сделкам, конкретным контрактам, которые имеют по своим объемам, по сути, общенациональное значение. Правительство должно определить, насколько это позволит снизить себестоимость продукции, а значит, укрепить ее конкурентоспособность, насколько это в конечном итоге выгодно для всей российской экономики.
Более того, не исключаю, что, когда реализуются перспективные, высокотехнологичные проекты или же средства направляются на инвестиционные цели, можно продумать и о различных формах поддержки тех или иных проектов. Я сейчас не говорю даже о конкретных преференциях, я прошу вас подумать о формах поддержки.
Но при этом нужно ясно понимать: планируемые меры – это не возврат к прежней малоэффективной системе поддержки ОПК. Помогать можно тем, кто укрепляет потенциал оборонных предприятий за счет развития фундаментальных и прикладных исследований, внедрения новых технологий. Вот таким нашим коллегам, конечно, можно помогать. Общая цель при этом остается прежней: Россия должна укреплять свою репутацию надежного и ответственного партнера.
Второй вопрос повестки – это перспективы создания совместных предприятий, выпускающих продукцию военного назначения. Анализ тенденций на мировом рынке вооружений показывает, что сейчас ни одна страна не обладает всем спектром передовых технологий, необходимых для создания сложных наукоемких вооружений. Да и финансовых ресурсов подчас при создании крупнейших комплексов хватает далеко не у всех. Это делает актуальным и востребованным развитие межгосударственной кооперации.
Хочу подчеркнуть: создание совместных предприятий не просто снижает затраты на разработку и выпуск новой военной техники. Сложение финансовых, научно-технических и производственных возможностей разных стран позволяет вывести межгосударственные отношения на длительное партнерское взаимодействие. Я уже не говорю о внешнеполитической составляющей – это повышает доверие между странами, между нами и нашими партнерами. Делает нас полноценным участником процессов интеграции в мире.
Россия уже обладает опытом успешного сотрудничества в этой области. Яркий пример – работа российско-индийской компании «Брамос». За десять лет эта компания прошла путь от проектирования опытных образцов до организации серийного производства и поставки на вооружение.
Другая область, где могли бы развиваться совместные предприятия, это послепродажное обслуживание военной техники. Отмечу, что на сегодняшний день созданы и успешно функционируют совместные сервисные центры в Малайзии, Индии. На стадии подготовки еще целый ряд подобных структур, в частности, с партнерами из государств СНГ.
Разумеется, подход к созданию каждого такого предприятия должен быть дифференцированным и обоснованным. Здесь должны обязательно учитываться как производственные, так и военно-политические вопросы, вопросы обеспечения национальной безопасности.
Хотел бы услышать ваши предложения на этот счет и прежде всего по выработке нормативно-правовой базы в этой сфере.
Благодарю за внимание.