В.Путин: Скоро снова увидите Президента Армении в России – в январе.
Вопрос: Что будет?
В.Путин: В январе открывается Год Армении в России, и Президент приедет участвовать в мероприятиях. Это будет во второй половине января.
Вопрос: На переговорах Вы наверняка обсуждали вопросы по энергоносителям…
В.Путин: Мы все вопросы обсуждали. Есть хозяйствующие субъекты – они продолжат переговоры. Есть договоренности, контракты, бумаги. Идет переговорный процесс, и он будет продолжен.
Вопрос: Как прошел Год России в Армении?
Р.Кочарян: Очень хорошо! На самом деле интересно было все.
Вопрос: А что именно?
Р.Кочарян: В плане культурных контактов, конечно, гастроли Большого театра, прошли гастроли еще нескольких театров. Вообще активно все было. Самое запоминающееся – были реализованы инвестиционные проекты. Инвестиции я считаю состоявшимися. Это будет иметь серьезные последствия для экономики в целом.
Вопрос: Обсуждались ли вопросы будущего СНГ?
В.Путин: Нет, не обсуждали. Мы занимались в основном двусторонними отношениями.
Вопрос: Вопросы будущего СНГ зависят от поставок российского газа в страны СНГ?
В.Путин: Думаю, что зависят, но не зависят от цен. Цены должны быть рыночными.
Вопрос: Вы обсуждали цены?
В.Путин: Это обсуждают хозяйствующие субъекты. Они между собой занимаются коммерцией – мы коммерцией не занимаемся. Отношения Армении и России выходят далеко за рамки только энергетических проектов и взаимодействия. У нас есть и политические контакты, и военно-технические, и военные, и гуманитарные, о которых Президент только что говорил. У нас очень много связей. В сфере экономики, кроме энергетики, тоже много направлений и перспектив. Мы говорили по всем важным для нас вопросам.
Вопрос: Касались ли вы темы «оранжевых», «тюльпановых» или иных революций, которые вокруг да около происходят?
В.Путин: Нет, не касались: нам это не очень интересно.
Р.Кочарян: Эта тема устарела.
В.Путин: Вы знаете, что такое революция? Вы же читали теорию революции: когда верхи не могут, а низы не хотят. У нас нет такой ситуации.
Вопрос: Обсуждался ли вопрос с наркотрафиком? Можно ли с наркотрафиком что‑то сделать?
В.Путин: Не обсуждали сегодня этот вопрос, но он, конечно, находится в поле зрения спецслужб. Они сотрудничают, и уровень их взаимодействия нас удовлетворяет.
Вопрос: Я понимаю, что президенты не обсуждают вопросы цен, но в принципе переход на рыночные цены – нужное дело? К чему пришли?
В.Путин: Пришли к тому, что наши хозяйствующие субъекты переговоры продолжат. И пришли к тому, что наше взаимодействие в этой сфере должно быть корректным, соответствующим духу наших государственных отношений.
Вопрос: Рыночные цены будут вводиться только на газ или еще на что‑то?
В.Путин: Вас это так беспокоит, как будто Вы сами будете покупать по рыночным цена. Вы‑то не будете покупать. Наши внутрироссийские цены гораздо ниже рыночных. Спотовая цена в Великобритании составляет 1000 долларов за 1000 кубометров, а европейским потребителям в первом квартале следующего года мы будем продавать по 255. В России гораздо более низкие цены, ничего общего с этим не имеющие.
Вопрос: Я объясню, почему это меня беспокоит. Когда начались переговоры с Украиной по рыночным ценам, украинцы сказали, что они будут пересматривать соглашения по Черноморскому флоту. Они могут допустить американских инспекторов на станции слежения за пусками, которые покрывают все пространство Европы и западное направление… Вопросы Крыма тоже…
В.Путин: Я думаю, что такие вопросы надо задавать нашим украинским партнерам. Думаю, что здравомыслящие люди на Украине прекрасно понимают, что никаких проблем в связи с Крымом между Россией и Украиной в обозримом историческом будущем не будет. Я здесь не буду перечислять все проблемы. Те, кто думает, понимают характер проблем. Россия будет союзником и будет помогать украинцам решать эти проблемы. Ну а флот – это отдельная тема, никак не связанная с газом. Только что разговаривали с Виктором Андреевичем Ющенко, мы прямо сейчас закончили с ним разговор. Договорились о том, что не будем никак политизировать: бизнес и энергетика – это один вопрос, а все остальное – это другие темы. Не надо все в одну корзину замешивать и усложнять и без того сложные вопросы в энергетической сфере. И Президент Украины абсолютно прав, в том, что эти вопросы нельзя политизировать. Я полностью с Виктором Андреевичем согласен.
Вопрос: Владимир Владимирович, по СНГ цены тоже по графику будете поднимать?
В.Путин: Есть рынок, и мы исходим из того, что условия должны быть одинаковы для всех. Когда я говорю, что мы не собираемся политизировать этот вопрос, я имею в виду, что все наши партнеры должны быть в равной ситуации: имеются в виду партнеры России – не внутри России, не потребители, а наши партнеры вовне. В этом и есть деполитизация.