В.Путин: Хочу сказать два слова, буквально несколько замечаний по тому, что услышал в докладе Министра обороны. Прежде всего, конечно, хочу поблагодарить Министра за содержательный доклад, который дает возможность оценить состояние Вооруженных Сил и дает ясное понимание перспектив развития армии и флота. Это очень важно. Это первое условие, необходимое для решения всех проблем, которые стоят перед нами в этой сфере.
Повторяю, задачи масштабные – не буду их все сейчас перечислять, возвращаться к докладу Министра обороны: это касается и развития стратегических сил, и соотношения различных составляющих Вооруженных Сил. Остановлюсь на вещах, которые на первый взгляд не являются первостепенными, тем не менее, полагаю, они являются важными.
Прежде всего это состояние законности, соблюдение законности в Вооруженных Силах. Министр обороны достаточно подробно и в критическом ключе освещал эту проблему, но, как я посмотрел по плану, сегодня вы еще должны заслушать сообщение заместителя Генерального прокурора, Главного военного прокурора, и он вам скажет, что происходит на самом деле.
Хочу обратить внимание, уважаемые товарищи генералы и офицеры, на необходимость полного исключения коммерциализации Вооруженных Сил, на необходимость полного исключения использования материальной базы Вооруженных Сил для решения каких‑то коммерческих задач, не имеющих ничего общего с деятельностью самих Вооруженных Сил, с теми задачами, которые поставлены народом России перед Министерством обороны. Это первое.
Второе, на что хотел бы обратить внимание, и в этой связи хочу сказать, что проверки Генеральной прокуратуры, Военной прокуратуры, конечно же, будут продолжены. Это касается и соблюдения законности вообще: неуставных отношений в армии, соблюдение законов, которые функционируют в этой сфере. Что касается неуставных отношений, не считаю эту проблему маловажной. Здесь ясно говорил Министр, что есть какие‑то недоброжелательные источники информации. Такое было, есть и всегда будет. Но есть и почва для критики в адрес Вооруженных Сил по этому направлению. В этой связи вот на что хотел бы обратить внимание. Младший командный состав, о котором сказал Министр, сержанты, конечно, должны быть и учителями и воспитателями. Но в докладе вместе с тем прозвучало и другое: к сожалению, пока не удается обеспечить должного качества и подготовки этого набора, и подготовки этого младшего командного состава. И, безусловно, это правильное направление, по этому направлению нужно идти, нужно обеспечить набор необходимых, нужных людей и их самих еще нужно подготовить. Но сегодня кое‑где нужно вернуть офицеров в казармы. Я не говорю, что везде они отсутствуют, но в очень многих частях и подразделениях их там просто нет. Это текущая жизнь Вооруженных Сил, и вы знаете об этом. Прошу вас обратить на это внимание.
Что касается военных кафедр, нужно самым тщательным образом проинформировать общественность. Люди должны во всех деталях знать, с какого года и что их ожидает. И тогда не будет никаких претензий, тогда люди поймут логику принимаемых вами решений и в рамках этой логики будут выстраивать свою собственную жизнь, и планировать свою собственную судьбу и в отношениях с Вооруженными Силами, и что касается получения образования, и так далее.
Теперь по поводу того, что было сказано начальником Генерального штаба. Считаю, что Юрий Николаевич [Балуевский] прав. Мы действительно наблюдаем – и не только военные об этом говорят – определенный разрыв между потребностями Вооруженных Сил и тенденциями развития оборонных отраслей промышленности. Я, конечно, на этот счет подумаю. Мы вместе с Председателем Правительства предложим соответствующее решение.
Спасибо.