Д.Зеленин: Уважаемый Владимир Владимирович!
Прежде всего хочу поблагодарить за год, прошедший с нашей встречи. Я обращался с вопросом по продолжению строительства газопровода из Торжка в Осташков. Осташков – это Селигер, рекреационная зона, где проживает 30 тысяч человек. Сейчас там отопление – мазутом. Программа строительства газопровода включена в инвестиционную программу «Газпрома». Уже выделены деньги не только на проектно-сметную документацию, которая уже готова, но и на строительство. Считаю, что за два года газопровод должен быть построен, и порядка 25–30 тысяч человек получат газ в дома.
В.Путин: Когда начинается строительство?
Д.Зеленин: Строительство начинается с весны следующего года, но металлоконструкции уже завозятся, а проектно-сметная документация готова полностью. Считаю, что это действительно очень значимый шаг и для области, и для населения, которое уже давно, еще с советских времен, ждет газификации этих территорий.
Второй вопрос. Хочу доложить, что подготовка к введению 131-го закона [«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»] идет полным ходом. Второго октября состоялись выборы в местные депутатские советы. Все депутатские советы сформированы. Все они могут начинать работу. Кроме того, хочу сказать, что инициатива по выборам именно молодых людей дала определенные результаты. Около девяти процентов из трех тысяч депутатов – это депутаты до 30 лет.
Считаю, что из них потом должны и могут вырасти хорошие управленцы государственного уровня. Молодые люди могут работать и одновременно обучаться государственному управлению. Считаю, что это прежде всего нужно для области.
Кроме того, хочу сказать, что мы воспользовались поправкой, которая была принята Госдумой и Вами подписана, дающей возможность пролонгации ряда этапов внедрения 131-го закона на три года. Мы пролонгировали на один год перенос управления жилищно-коммунальным хозяйством, библиотеками и контроля за бюджетом на муниципалитеты более высокого уровня. Считаю, что за один год муниципалитеты, скажем, нижайшего уровня, могут подготовиться и уже через год смогут заниматься жилищно-коммунальным хозяйством.
Подготовка к зиме в общем‑то уже прошла, и весь зимний сезон будет возложен на то руководство, которое готовило эти объекты к зиме, то есть муниципальный район.
Считаю, что это более стабильный подход. Но 131-й закон, считаю, надо внедрять в полном объеме, чем скорее – тем лучше, потому что это приближает власть к населению, а население – к власти. Учит людей избирать тех, кого они видят в повседневной жизни, и, наоборот, депутаты будут ответственнее перед населением за выполнение своих функций.
В целом область развивается хорошо. Заработная плата растет достаточно высокими темпами, в среднем выше, чем по стране. Рост реальных доходов населения за девять месяцев этого года – больше 11 процентов. В прошлом году рост реальных доходов составил порядка 16 процентов. То есть в целом это хорошие показатели, растет розничная торговля, платные услуги, которые как раз организуют и способствуют развитию малого предпринимательства.
В.Путин: Доходы растут. А как у вас растут тарифы на то же ЖКХ, цены?
Д.Зеленин: Тарифы на ЖКХ растут, конечно, быстро. И если мы говорим о сравнении с 2004 годом, в нынешнем году рост составил приблизительно 20 процентов. То есть это выше, чем инфляция. Контролируем. И вот сейчас Госдума контролирует, скажем, рост тарифов, инвестиционные программы тарифной составляющей. Сейчас Государственной Думой и Правительством приняты определенные поправки, которые дают возможность региональным властям более жестко относиться к аудиту именно этих надбавок, инвестиционных программ. Поэтому я считаю, что инвестиционные программы могут быть запущены или подготовлены предприятиями ЖКХ только в том случае, если они оправданы социально. То есть если они в ближайшем будущем дадут понижение тарифов ЖКХ или расширение, скажем, горячего водоснабжения, отопления в различные дома.
В.Путин: Меня беспокоят планы некоторых регионов по поводу роста тарифов.
Д.Зеленин: Дело в том, что большей частью рост тарифов в нашей области обусловлен федеральным ростом.
В.Путин: Не только. Федеральный рост в принципе известен, а региональный рост часто превышает даже запланированные федеральные показатели.
Д.Зеленин: Это прежде всего связано с тем, что, конечно же, слаба конкуренция в этих муниципальных предприятиях.
В.Путин: Вот я к этому и подхожу.
Д.Зеленин: И здесь убеждаем и настаиваем, чтобы муниципалитеты как можно скорее акционировали это предприятие, вводили на рынок, чтобы предприятия уже сами решали, какие кредиты брать, и чтобы насаждалось конкурентное поле. В нашей области работает РКС и КЭС, то есть другая крупная компания. Считаю, что внедрение нескольких компаний на рынок жилищно-коммунальных услуг способно, во‑первых, решить вопросы инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. С другой стороны, внедрить и способствовать созданию конкурентного поля, которое вместе с общественным контролем, добавленным государственным контролем способны четко и жестко контролировать тарифы и прежде всего рост тарифов.
В.Путин: Это хорошая и правильная перспектива. Сегодня нужно снижать издержки.
Д.Зеленин: Издержки, да. В этом году мы стремились с муниципалитетами действовать по программе софинансирования. То есть если муниципалитеты находят деньги на помощь предприятиям, то и область добавляет. Это влечет за собой четкое отслеживание наиболее перспективных направлений. Там, где действительно снижаются тарифы. Считаю, что вопрос еще и в координации усилий между региональной властью и муниципалитетами. Здесь заложена наибольшая, скажем так, возможная эффективность. Но здесь пока не всегда складывается четкое взаимодействие, особенно в столичных городах.