В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
(Обращаясь к М.Зурабову.) Михаил Юрьевич, давайте начнем с графика, который, как я знаю, в Министерстве уже сверстан, по реализации всех наших планов, связанных с увеличением внимания к проблемам здравоохранения в рамках одного из национальных проектов, о которых мы так много в последнее время говорим. Это первое.
Второе. Я знаю, что у Вас в Министерстве тоже уже подготовлены решения, связанные с улучшением ситуации в области родовспоможения, и приняты решения в ходе второго чтения по бюджету об увеличении финансирования на здравоохранение. Пожалуйста, прошу Вас и это прокомментировать.
М.Зурабов: В соответствии с тем поручением, которое дали Вы, за последнюю неделю во всех министерствах, которые сейчас участвуют в подготовке к реализации национальных проектов, включая Министерство здравоохранения и социального развития, были проведены расширенные коллегии. Такая расширенная коллегия состоялась в Министерстве в пятницу, в ней приняли участие представители 84 субъектов Российской Федерации на уровне заместителей губернаторов, руководителей органов управления здравоохранения, социальной защиты и территориальных пунктов обязательного медицинского страхования. Работа проходила в течение семи часов, и очень подробно рассматривались все вопросы.
Мы почувствовали чрезвычайно большую заинтересованность в том, чтобы на следующий год реализовать все, что было одобрено в предварительном плане Вами, и потенциал для такой работы имеется. Был подготовлен, доложен и согласован план мероприятий, и календарный график, который мы будем исполнять, – это календарный сетевой график. На этой неделе этот график будет официально утвержден Министерством и направлен в субъекты Федерации, с тем чтобы субъекты на основе этого графика приняли свои собственные графики.
Более того, в рамках этой работы завтра мы проводим первое совещание в Удмуртии, которое ставит ту же самую задачу. Такого рода совещание Дмитрий Анатольевич Медведев провел с полномочными представителями Президента в федеральных округах, теперь мы будем проводить на уровне губернаторов. В течение ближайших трех-четырех недель во всех округах такие совещания проведем.
И можно будет считать, что в основном организационный период, чисто организационный, на этом будет завершен, дальше мы уже перейдем к практической работе. И я в этой связи хотел обратить внимание на то, что в принципиальном плане Вы согласились дать распоряжение по ускорению этих работ после того, как будет принят бюджет во втором чтении, для того чтобы основные организационные мероприятия реализовать уже в этом году, не дожидаясь окончательного принятия бюджета на следующий год.
В.Путин: Давайте, как договорились, оформим это поручением Президента.
М.Зурабов: Что касается второй части Вашего вопроса. В ходе достаточно напряженных консультаций в Государственной Думе на прошлой неделе удалось сблизить позиции и согласовать вопрос о выделении 7,5 миллиарда рублей на цели, связанные с укреплением службы родовспоможения и, в частности, на оплату труда для тех, кто в ней работает. Эта идея, собственно, Вами была высказана, теперь мы ее доработали. Идея, суть которой заключается в том, что деньги дополнительно к нормальному бюджетному финансированию должны будут поступать в то учреждение родовспоможения, которое роженица выберет и примет решение воспользоваться услугами этого учреждения. Вот эти детали мы сейчас дорабатываем, и в ближайшее время соответствующий проект постановления будет внесен в Правительство на рассмотрение.
И весьма отрадный факт, что Государственная Дума, рассматривая в целом проект «Здоровье», в рамках параметров бюджета во втором чтении, увеличила на 4,7 млрд рублей расходы на здравоохранение. Предполагается, что эти средства будут направлены в субъекты Федерации в виде трансфертов на цели, связанные с повышением заработной платы фельдшерского звена здравоохранения, и также увеличение заработной платы медицинского персонала скорой помощи.
Таким образом, можно считать, что мы на сегодняшний день основные риски, которые обсуждали с Вами, связанные с возможной разницей в заработной плате в различных звеньях, вот этими дополнительными объемами финансирования закрыли.
В.Путин: Хорошо, спасибо.
(Обращаясь к А.Кудрину.) Алексей Леонидович, Вы в Китае были, расскажите, несколько слов скажите об этом. На «двадцатке», я имею в виду.
А.Кудрин: Я принял участие в заседании министров финансов двадцати ведущих стран. Это совещание называется «большая двадцатка». На нем ставились все ключевые вопросы развития мировой экономики. Прежде всего развитие мировой экономики и растущий дисбаланс финансовых потоков в мире, поскольку сейчас и развитие региональное, допустим, Юго-Восточной Азии, стран СНГ, идет опережающе по сравнению с темпами роста в Европе и в США, и существенные финансовые успехи этих регионов, по сути, являются источником дотаций и заимствований ключевых ведущих европейских стран и США. Тем самым идет переток финансовых ресурсов; это сегодня настораживает экспертов. И вот эти дисбалансы в мировой экономике были прежде всего предметом обсуждения. Во‑вторых, это обсуждение высоких цен на нефть и тех мер, которые принимаются в разных странах, чтобы скомпенсировать этот рост с целью сохранить темпы роста и сдержать рост издержек в промышленности.
По всем этим вопросам я также выступал с позиции, которую мы подготовили совместно с министерствами.
Кроме того, шла речь о реформе институтов как Мирового банка, так и Международного валютного фонда с точки зрения более четкого разграничения их функций, с одной стороны, а с другой стороны – усиления роли растущих экономик, таких как Китай, Индия, Россия, Бразилия, Мексика, в решении этих стран, поскольку эти экономики за последние десятки лет существенно увеличили свой вес в мировой экономике, и это дает основание увеличивать свое влияние в решении этих структур. Вот эти ключевые вопросы.
Кроме того, поднимались вопросы выполнения целей тысячелетия, поддержка беднейших стран. До конца года все страны должны в соответствии с решением, которое было принято на заседаниях и политической «восьмерки», и «большой восьмерки» лидеров стран, до конца года должны быть приняты программы выполнения целей тысячелетия, в том числе по ряду позиций Россия находится в состоянии, где нам тоже нужно усилить свое движение к выполнению этих целей.
Эти основные итоги заключены в коммюнике и в двух заявлениях «большой двадцатки».
В.Путин: Что говорили наши китайские друзья по поводу их валютной политики?
А.Кудрин: Это тоже нашло отражение в дискуссии и в основном коммюнике. Поскольку китайские власти были председателями на этом заседании, то, конечно, они были во главе особой линии о том, что нужно больше учитывать национальные особенности. И те общие принципы, которые, безусловно, верны в борьбе с кризисами, в проведении финансовой политики, должны находить преломление в тех особенностях, в которых они должны использоваться в своих экономиках. В этой связи этот тезис нашел отражение в заключительном коммюнике. Но, скажем так, в этот раз бурно это не обсуждалось, именно, по‑видимому, исходя из уважения к китайской стороне.
В.Путин (обращаясь к С.Лаврову): Сергей Викторович, как Вы оцениваете результаты работы в Париже в рамках российско-французского совета по безопасности?
С.Лавров: На прошлой неделе мы с Сергеем Борисовичем Ивановым приняли участие в очередном заседании Совета по сотрудничеству по вопросам безопасности, который Вы с президентом Шираком четыре года назад создали в составе министров иностранных дел и министров обороны России и Франции. Заседание показало, что решение было правильным. Мы обсудили практически весь спектр региональных, международных проблем, согласовали подходы к целому ряду важных вопросов на международной повестке дня. В частности, посвятили особое внимание задаче дальнейшего усиления борьбы с терроризмом, особенно в свете принятия недавно Советом Безопасности резолюции, которая криминализировала подстрекательства к террору. И мы с французами договорились совместно инициативно добиваться, чтобы эта резолюция стала нормой для всех европейских организаций.
Кроме того, обсудили задачи в сфере нераспространения оружия массового уничтожения, ближневосточного урегулирования, ситуации вокруг Ирака, иранской ядерной проблемы, ядерной проблемы КНДР и в принципиальном плане согласовали подходы к дальнейшей реформе Организации Объединенных Наций, к сотрудничеству с целью реформирования ОБСЕ, где немало предстоит сделать. Сегодня обсуждал эту тему с Председателем ОБСЕ – Министром иностранных дел Словении.
Так что эти вопросы всегда у нас с французами обсуждаются в русле совпадающих подходов так же, как и тема взаимодействия в рамках Совета Россия–НАТО, где обе стороны видят перспективы дальнейшего углубления партнерства по конкретным, практическим, оперативным вопросам. И французы подтвердили свою последовательную поддержку к развитию отношений России с Евросоюзом на равноправных основах, в интересах и нас, и Европейского союза. Так что механизм, по‑моему, очень полезный. Участвую в нем во второй раз и считаю его одним из наиболее эффективных в наших внешнеполитических делах.
В.Путин: Спасибо.
(Обращаясь к А.Кудрину.) Алексей Леонидович, как, по Вашему мнению, прошло второе чтение по бюджету в Государственной Думе? Есть ли какие‑то проблемы? Возникли ли какие‑то сложности? Как перспективы дальнейшей работы над этим законом?
А.Кудрин: В пятницу прошло рассмотрение бюджета на 2006 год во втором чтении. К этому заседанию были серьезно подготовлены предложения и отработаны все поправки, которых было ко второму чтению подано больше 300 через Комитет по бюджету, через все профильные комитеты. На второе чтение мы вышли с согласованной позицией с Комитетом по бюджету и с большинством ключевых профильных комитетов. Поэтому никаких неожиданностей на втором чтении не было, нам удалось учесть все поправки, которые позволяют в полной мере выполнить Ваши предложения в виде национальных проектов в образовании, здравоохранении, по жилью и по сельскому хозяйству. Кроме того, были дополнительные решения, которые также выдвигали депутаты, согласована часть из них, которые включены в параметры. То есть они находились в параметрах, но несколько уточняли основные подходы, прежде всего в межбюджетных отношениях, по здравоохранению, о чем только что докладывал Михаил Юрьевич [Зурабов]. Вот эти вопросы также мы согласовали и таким образом подошли к согласованной позиции.
Теперь мы будем готовиться к третьему чтению. Третье чтение – самое трудоемкое, обычно там подается больше тысячи поправок, поскольку уже идет речь о детализации выполнения всех программ.
В.Путин: Я надеюсь, что серьезных проблем и не возникнет, имея в виду, что национальные проекты, о которых мы говорим: это здравоохранение, жилье, сельское хозяйство, образование – все эти вопросы, по сути, изначально готовились с депутатами Государственной Думы, прежде всего, конечно, с «Единой Россией». Поэтому очень рассчитываю на их поддержку, имея в виду, что, собственно говоря, это те задачи и те проблемы, которые они сами в течение достаточно длительного времени вместе с нами и формулировали.
(Обращаясь к Фрадкову.) Михаил Ефимович, Вы встречались с объединением инвесторов, работающих в России, в первой половине дня сегодня. Как Ваше впечатление?
М.Фрадков: Это было 19-е заседание Консультационного совета по иностранным инвестициям, который функционирует с 94-го года и представляет собой инструмент построения отношений западных инвесторов и наших министерств и ведомств, которые должны создавать условия для инвестиций. 27 руководителей крупнейших западных компаний являются членами этого Консультативного совета.
Общее мнение, что есть эффект от этой работы. Например, прошлогодний Совет дал некоторые рекомендации, которые практически учтены и в законодательстве, и в работе министерств и ведомств. Должен сказать, что Совет прошел по‑деловому – это общая оценка. Наши коллеги, западные инвесторы, подтвердили готовность работать над удвоением валового внутреннего продукта в России и над решением вопроса о диверсификации экономики. Они это прекрасно понимают и не ищут сейчас легких путей, понимая, что траектория развития нашей экономики устойчивая, и им очевидно, что все равно нужно искать проблемные вопросы и «расшивать узкие места» вместе с нами. Это было четко артикулировано. И мне кажется, что это в определенном смысле залог того, что работа с иностранными инвесторами будет строиться в интересах и российской экономики, и собственно этих инвесторов, что важно, мне кажется. Вот эти точки сейчас мы находим вместе с ними.
В.Путин: Настроение боевое?
М.Фрадков: Настроение хорошее. Мы поняли, что они действительно идут по проблемным вопросам, и это гарантия того, что эти вопросы не будут препятствием. Они рассматривают свои возможности участия в переработке, в инновациях, в науке, технологиях, просят защитить их права на интеллектуальную собственность, то есть пошли «в глубину», а это, по‑моему, то, что нужно сейчас.