В.Путин: Уважаемые коллеги.
Позвольте мне коротко подвести итог нашей сегодняшней встречи.
Первое, что хотел бы сказать и к чему хотел бы вернуться из того, что было уже вначале сказано и мною, и многими из выступавших, – это необходимость укрепления правовой базы здравоохранения: это касается и ОМС, это касается и других направлений нашей деятельности. Здесь сегодня об этом в той или иной степени было много сказано, и я с этим абсолютно согласен. Здесь нужно расширять и возможности ОМС, потому что нацеливать их только на приобретение так называемого тяжелого оборудования сегодня бессмысленно и даже вредно. Это первое.
Второе. Говорилось о том, что мы должны позаботиться о здоровье человека на самых ранних стадиях. Вообще здоровье человека – это не только таблетка, не только техника, хотя это крайне важно. Вот на что хотел бы обратить внимание и о чем хотел бы вас попросить, а также попросить руководителей всех других регионов: когда мы говорим о здоровье нации, о здоровье человека, мы не должны забывать ни про физическую культуру, ни вообще про культуру. Если мы говорим о том, чтобы сохранить здоровье человека, если он еще не родился, – здесь говорили о ранних стадиях беременности, – но правильно здесь было сказано и о том, что если этот человек зачат нездоровыми, алкоголизированными людьми, то ничего хорошего из этого тоже не получится. Поэтому и о культуре, и о физической культуре, и о других составляющих, от которых зависит здоровье человека и нации в целом, здесь забывать нельзя.
Теперь несколько замечаний по поводу того, что здесь прозвучало в дискуссиях.
Мы исходим из того, что за предыдущие лет десять-двенадцать слишком мало внимания уделялось здравоохранению, особенно его первичному звену. Я уже говорил, что укомплектованность составляет всего 56 процентов. Произошло это по понятной причине: в начале 90-х годов, в 1991 году, мы передали все здравоохранение и образование на муниципальный уровень и не позаботились о том, чтобы обеспечить их источниками финансирования. Естественно, все это начало постепенно разваливаться и пришло в то состояние, в котором находится сегодня.
Вместе с тем, закрепляя за муниципалитетами и соответствующими уровнями власти и управления те или иные сферы деятельности, в частности первичное звено медицины, образование, – а мы с вами это будем делать и в 131-м законе – мы должны понять, что не можем закрепить за муниципалитетами разруху и нищету. Мы обязаны сделать необходимые шаги для того, чтобы создать условия для развития наряду с передачей реальных источников финансирования, должны создать базовые условия для поддержания того уровня, который должен быть достигнут в ближайшие два-три года, и для развития этого первичного звена здравоохранения. И в этом направлении мы будем действовать. Поэтому принято решение поддержать с федерального уровня это первичное звено.
Нужно, конечно, подумать и о налогообложении на землю, я согласен с этим. Но, вы знаете, мы же должны развивать разные виды оказания медицинских услуг населению. И если мы будем стимулировать чисто государственные услуги и не создавать базовых условий для развития других видов услуг, то мы можем затормозить развитие этих видов. Давайте подумаем над вопросом, не будем делать поспешных выводов.
Здесь также прозвучало два мнения. Первое – что не нужно бояться оказывать помощь первичному звену: педиатрам, участковым врачам, медсестрам этого звена, – не нужно бояться обидеть некоторых других медицинских работников. Прозвучала и другая точка зрения.
В связи с этим мне хотелось бы сказать вот что. Конечно, мы не должны ничего бояться, вообще ничего не нужно бояться. Вместе с тем лучше никого не обижать, а лучше заранее подумать не только о том, как избежать подобных проблем, а как их не создавать. У нас есть возможности это сделать в рамках той модернизации системы здравоохранения, которая предлагается Правительством России. Что имею в виду? Прежде всего имею в виду количественное увеличение госзаказа на высокотехнологичную медицинскую помощь и вообще госзаказа на оказание медицинских услуг у специалистов, с одной стороны, плюс к этому увеличение тарифов на оплату этих услуг. И если мы сможем реализовать эту программу – а я уверен, что начиная уже со следующего года Правительство будет обязано это сделать, – то тогда это неизбежно должно будет привести и к повышению доходов специалистов, работающих в области медицины. Именно специалистов, а не работников первичного звена.
Это в значительной степени касается и высокотехнологичной медицинской помощи. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, сегодня у нас в стране проводится примерно 60 тысяч сложных операций, а потребность, по приблизительным оценкам, – полмиллиона. Поэтому мы должны увеличивать этот госзаказ и в федеральных учреждениях, но не забывать, как здесь было сказано, об учреждениях высокого уровня, уже имеющихся в регионах. Мы должны и туда давать этот государственный заказ, чтобы эти услуги, которые уже можно предоставлять в регионах, были востребованы, а эти учреждения, оказывая качественную медицинскую помощь, получали таким образом поддержку со стороны государства.
И это тоже вполне возможно. Отмечу, что если в этом году мы проводим только 60 тысяч сложных операций, то в следующем году их намечено 128 тысяч, а через год уже 180 тысяч. То есть каждый год будет происходить увеличение в разы от базы сегодняшнего года. Рассчитываю на то, что Министерство здравоохранения и социального развития с этими цифрами справится.
Без всяких сомнений, нужно уделить гораздо больше времени, внимания и средств диспансеризации. Сегодня нужно с сожалением констатировать, что такой работы практически не проводится в отличие от советских времен. Средства, которые будут выделены уже в 2006 году, позволят провести эту работу в расчете как минимум на 15 миллионов человек.
И теперь очень чувствительная тема, которая меня тоже беспокоит. Не помню, кто здесь из коллег говорил по поводу строительства новых высокотехнологичных медицинских центров. Меня это беспокоит не потому, что они не нужны. Меня это беспокоит по двум причинам. Во‑первых, мы не имеем право опять разводить долгострой и «закапывать» государственные средства на десятилетия вперед. Этого ни в коем случае нельзя допустить. Современные технологии и современные способы строительства, оборудования вполне позволяют нам это сделать за два-три года. Хочу только обратить внимание, что это абсолютно не должно быть связано с внутриполитическим календарем в стране: ни к выборам в Госдуму, ни к выборам Президента Российской Федерации в 2008 году это не должно быть приурочено. Это наша плановая работа, направленная на обеспечение качества жизни людей. Из этого и только из этого мы должны исходить. Но при этом мы не должны себе позволить распылять деньги и «закапывать» их в землю на десятилетия. Этого тоже нельзя допускать.
В этой связи хотел бы обратить внимание на то, что было сказано одним из коллег. Нам необходимо какое‑то промежуточное звено между амбулаторной помощью, скажем, на селе и в небольших населенных пунктах и крупными региональными лечебными заведениями. Может быть, Министерство [здравоохранения и социального развития] должно подумать над этим. Имею в виду и те средства, которые выделяются на строительство новых высокотехнологичных центров. Но нельзя сказать, что сегодня их достаточно, – к сожалению, их недостаточно. Все‑таки мы должны будем думать над тем, чтобы эту сеть приближать к территориям, чтобы эта сеть была равноценна и равным образом распределена по территории Российской Федерации, чтобы не заставлять людей ездить за получением высокотехнологичной медицинской помощи в Москву, Петербург или Волгоград. И поехать сложно, и это резко удорожает медицинскую помощь такого рода. Попробуйте поездить в крупный населенный пункт, поселиться в гостиницу, жить и ждать такой медицинской помощи. Нужно, конечно, приближать ее к населенным пунктам. Но делать это нужно очень аккуратно, под профессиональным и общественным контролем.
Все предложения, которые мы сегодня с вами здесь сформулировали и обсуждали, будут соответствующим образом изложены в поручениях Правительству Российской Федерации. И согласен с теми, кто считает, что необходимо оставить рабочую группу Госсовета для нашей совместной деятельности по этому направлению.
Хочу отметить, что основной целью нашей сегодняшней встречи является сопряжение наших усилий и выработка единого плана действий для достижения намеченных целей.
Всем спасибо за внимание.