В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
В повестке сегодняшнего заседания президиума Госсовета – повышение доступности и качества медицинской помощи.
Сразу отмечу: это не только вопрос отраслевой политики. Это ключевое условие повышения качества жизни, а в конечном итоге – повышения их деловой и общественной активности. Я вообще думаю, что это просто укрепление страны.
Думаю, для всех вас очевидно, что решать эту проблему предстоит в достаточно сложной ситуации. Несмотря на уже наметившиеся позитивные тенденции, системной модернизации здравоохранения не произошло. Не получила должного развития законодательная база и прежде всего не были закреплены четкие государственные гарантии на медицинскую помощь, а также механизмы их финансового обеспечения.
Нам необходимо кардинальное обновление всей системы.
Рассчитываю, что серьезным стимулом к этому станут первоочередные меры одного из заявленных нами национальных проектов. Его основные положения были даны еще в Послании 2005 года, а конкретные действия на два ближайших года изложены в начале сентября на встрече с Правительством и руководством Федерального Собрания.
Напомню, речь идет об укреплении первичной медицинской помощи, о развитии материально-технической базы лечебных учреждений, расширении профилактики заболеваний и увеличении объемов высокотехнологичных видов медицинской помощи. И все это должно сопровождаться формированием новой системы оплаты труда.
В итоге доступность и качество медицинской помощи должны основательно повыситься. Причем поставлена задача добиться ощутимых для людей результатов по каждому из выделенных направлений.
Говоря совсем конкретно, предстоит снизить заболеваемость гепатитом в три раза, уменьшить число заразившихся ВИЧ-инфекцией на 1000 человек в год, например, краснухой – в 10 раз, а у детей предотвратить развитие врожденных пороков, связанных с этой инфекционной болезнью.
Рассчитываю также, что уже в следующем году в разы вырастет число тех, кому за бюджетный счет будут оказываться высокотехнологичные медицинские услуги.
При этом должна сократиться длительность ожидания пациентами диагностических исследований, увеличиться оперативность приезда машин скорой медицинской помощи. Больше станет и врачей общей практики, что особенно важно на селе.
Только сейчас я упомянул о высокотехнологичной помощи – ее получают только десять процентов нуждающихся. Это абсолютно недопустимо, и, конечно, в ближайшее время мы должны эти показатели увеличить в разы.
В проекте федерального бюджета на 2006 год (а он проходит процедуру второго чтения) Правительство уже предусмотрело финансирование этих мероприятий в полном объеме.
Сейчас требуется активная и заинтересованная поддержка федеральных мер. Нужно разработать и совместно реализовать общую программу действий – единую для федерального, регионального и местного уровней.
Подчеркну: потребность в подобной консолидации усилий сегодня абсолютно необходима, и она должна выглядеть следующим образом.
Во‑первых, уже на 1 января 2006 года во всех регионах России должен быть четкий план того, как в каждом городе и в каждом поселке будут реализовываться программные мероприятия.
Во‑вторых, я жду исчерпывающих мер по ресурсному обеспечению собственных региональных и муниципальных программ здравоохранения, в первую очередь по гарантиям бесплатной медицинской помощи, индексации зарплат работников здравоохранения, уже предусмотренной в бюджетном процессе.
Хочу обратить ваше внимание: средства федерального бюджета – просто подчеркиваю это особо – не замещают региональных и местных расходов на здравоохранение. Федеральные ресурсы – это дополнительные деньги. Причем прошу это отслеживать совместно с полномочными представителями в федеральных округах. Соответствующие поручения им уже даны. Я очень опасаюсь, уважаемые коллеги, чтобы наши действия, направленные на решение приоритетных национальных задач, в том числе и в области здравоохранения, не рассматривались на местах как возможность перераспределить ресурсы – областные и муниципальные. Чтобы никто не пошел по пути: ага, мы сейчас средства из федерального бюджета получим, свои средства сэкономим и направим куда‑нибудь в другое место. Ни в коем случае! Подчеркиваю: эти средства – дополнительные к тому, что должно выделяться в регионах и муниципалитетах.
В этой связи прошу всех руководителей регионов максимально публично работать при формировании бюджетов на 2006, 2007 и 2008 годы. Максимально публично. Обращаюсь к представителям политических организаций, партий, общественных объединений, к средствам массовой информации, чтобы уделили особое внимание, чтобы все наши финансовые планы и на уровне регионов, и на уровне муниципалитетов были прозрачными, понятными людям. Чтобы люди в динамике могли проследить, сколько тратится на здравоохранение в том или ином регионе, в том или ином муниципалитете, вчера, сегодня и завтра, в прошлом году, в текущем году и в следующие два-три года. Чтобы было понятно, кто что тратит и на какие средства.
Меня очень беспокоит и то, что появляющиеся у регионов и у муниципалитетов деньги могут быть направлены на какие‑то нужные на первый взгляд, но не первоочередные задачи, на всякого рода стройки, на всякого рода так называемые инвестиции. Да, конечно, где‑то такие инвестиции обоснованы и нужны. Однако хочу еще раз подчеркнуть: все инвестиции и все капитальные затраты должны проходить не просто профессиональную, общественную экспертизу. Потому что мы с вами прекрасно знаем, что такое стройка. Количество цемента и песка, заложенного в фундамент, никто никогда не посчитает.
Подчеркну: на организационную работу осталось очень мало времени. Идет принятие региональных и муниципальных бюджетов на 2006 год, и сейчас очень важно ничего не упустить.
И, наконец, вопрос принципиально важного значения. Возможности, создаваемые при реализации первоочередных мер национального проекта, необходимо в целом использовать для системной модернизации здравоохранения.
Мы сейчас направляем в эту сферу значительные ресурсы, которые должны создавать дополнительные стимулы к кардинальным изменениям в отрасли, в первую очередь для формирования полноценной законодательной базы и закрепления современных принципов работы отечественного здравоохранения.
Вопрос с принятием базовых законов ставился уже не один год, и уже не один раз его решение откладывалось.
Время для отсрочек исчерпано полностью. Считаю, что и Правительство, и Федеральное Собрание должны в кратчайший срок принять необходимые законы.
Пора исчерпывающим образом определить права граждан на гарантированную бесплатную медицинскую помощь, те самые права, которые органы государственной власти и медицинские учреждения должны обеспечивать неукоснительно.
Несколько слов о системе обязательного медицинского страхования. Она так и не получила должного законодательного развития. Знаю, у членов рабочей группы сформирован ряд предложений по механизмам наполнения фондов ОМС и формам финансирования различных учреждений. Мы их обстоятельно обсудим.
При этом финансово-экономические инструменты важны скорее как способы решения главной задачи – задачи обеспечения граждан доступной и качественной медицинской помощью, и все новации должны быть нацелены именно на это.
На этом я бы закончил свое вступительное слово, предлагаю приступить к обсуждению заявленной сегодня темы. Предоставляю слово Бочкареву Василию Кузьмичу.